Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Нам расскажут правду о войне. Снова новую?

12.01.2002
Петербургский режиссер Валерий Огородников, известный фильмом «Барак» и начальными сериями «Бандитского Петербурга», снимает фильм по повести новосибирского писателя Василия Коньякова «Не прячьте скрипки в футлярах». Актерский состав звездный: Александр Феклистов, Нина Усатова, Петр Семак, Игорь Скляр, Александр Панкратов-Черный и другие.

Петербургский режиссер Валерий Огородников, известный фильмом «Барак» и начальными сериями «Бандитского Петербурга», снимает фильм по повести новосибирского писателя Василия Коньякова «Не прячьте скрипки в футлярах». Актерский состав звездный: Александр Феклистов, Нина Усатова, Петр Семак, Игорь Скляр, Александр Панкратов-Черный и другие.

Василий Коньяков

 Называться фильм будет почти по-стендалевски - «Красное небо - Черный снег». Как сказал режиссер в интервью газете «Известия», красное и черное - цвета его детства. «Красный - это цвет дыма из труб металлургического комбината в городе Нижний Тагил, где я родился. А черный - цвет снега в парке культуры и отдыха металлургов - цвет сажи». А еще красный и черный для него - цвета непрекращающейся войны и окрас «трех опор драматургии будущего фильма - похоти, вожделения, искушения». Сюжет фильма - «война без войны» - тыл, эвакуация...

- Я хочу рассказать о той войне, о которой почти ничего не известно. Снять фильм, где в кадре нет узаконенных убийств, взрывов снарядов, нет фронта... Ужас, триллер, что все привыкли видеть, когда речь идет о войне, это не мой профиль, меня интересуют чувства живого человека в неудобных обстоятельствах. В фильме «Красное небо...» - это неудержимая страсть на фоне войны...

***

Примечательно, что в повести, которая легла в основу фильма, «неудержимой страсти на фоне войны» и тем более «похоти, вожделения, искушения», объявленных режиссером основными опорами драматургии будущего фильма, нет и в помине.

Напротив, повесть - тонка, пронзительна и лирична. Если режиссер видит мир в брутальной черно-красной гамме, то писатель - скорее в сдержанных, пастельных тонах. Василий Коньяков из того святого и чуть наивного поколения военных мальчиков, что ушли, «не долюбив, не докурив последней папиросы» - поколения последних романтиков (или предпоследнего, если последними считать «шестидесятников»)... Как бы то ни было, но ни страстью, ни тем более похотью или вожделением, и даже любовью то чувство, что испытывает семнадцатилетний Борис Лебедев из «Не прячьте скрипки в футлярах», к скрипачке Лиде, эвакуированной из Ленинграда и поселившейся в его квартире с годовалым сыном Митькой, назвать трудно. Борис и сам не разобрался, что это было такое. «Борис мог часами смотреть на Лиду, но только было неудобно. Поэтому он на нее не смотрел», «Было в ней что-то такое, чего он не видел в других женщинах. Телогрейка, что ли? Нет. Телогрейка застегнута на груди натянутой петелькой, как у всех баб. Кажется, сиротски беспомощная, какая-то голая шея и гладко собранные волосы назад. Он почему-то думал, что телогрейка и вот такое лицо, как у нее, не могут быть рядом...», «Лида варит Митьке кашу, бережно отмеряет ложкой манку...», «Лида укладывает Митьку спать...», «Лида берет черный футляр со скрипкой...». И никаких грешных мыслей. Никогда и ничего. Потому что на столе фотокарточка ее мужа, от которого нет вестей уже семь месяцев: «В летной форме молодой мужчина, почти мальчишка, улыбался Борису в глаза. Улыбался светло и добро. Эта улыбка была не для войны. С такой улыбкой можно только смотреть на блестящую точку самолета за облаками. С такой улыбкой можно только верить людям...». И пока была та улыбка, и пока играла на своей несвоевременной скрипке тоненькая красивая Лида, мир был на своем месте. Добрый и надежный. И Борис был с ним заодно и вооружен против грубого цинизма, как теперь бы сказали, криминального авторитета Вадика Галимбиевского, уверенного в военной доступности женщин. «Борис видел ту улыбку и говорил кому-то: «Ничего. Ты не верь. Галимбиевский врет, сволочь».

В фильме все будет круче. Появятся новые типажи Например, девушка Сима, воровка, купленная за бутылку самогона, которую крадут солдаты проходящего военного эшелона, держат на цепи в вагоне и пользуются ею... Появится в фильме и начальник колонии торгующий военнопленными... И вообще сценарий фильма, написанный Валерием Огородниковым совместно с Виктором Петровым, достаточно далеко уйдет от текста повести.

- Мальчишки-мужчины, сверстники-одноклассники, влюбленные в одну девочку, - женихи-соперники, уходя на фронт, поклялись, кто первый вернется, тот и муж всеобщей Любимой. Потому как только там, на фронте, можно доказать, что ты самый-самый, - пересказывает сюжет фильма Огородников.

Не испорчен ли вкус даже неплохих отечественных режиссеров плохим американским кино, с набившим оскомину «доказыванием», что ты самый-самый и призом в виде породистой силиконовой самки победителю?.. Не путает ли чего режиссер? Конечно, девушками на цепи для пользования советским солдатам и начальники колонии, торгующие военнопленными, - некоторый (хотя далеко не очевидный) гарант кассовости. Но при чем здесь новая правда о войне? И при чем здесь «война без войны», и «апология человека образца 1943 года», как определяет пафос своего фильма режиссер? И не станет ли эта новая правда очередным пасквилем на то поколение, к которому, собственно, принадлежит автор повести, по которой создается фильм? И вообще так ли очевидно, что сегодняшний кинематограф не признает вещей тонких, и деликатность чувств на экране возможна лишь в качестве бреда? Ответ на эти вопросы можно будет получить только по выходе фильма на экран. Остается с нетерпением ждать премьеры.

***

Снимается фильм на Урале в городке Сатка, где, кстати, Валерий Огородников снимал и свой знаменитый «Барак». Именно там режиссер неожиданно для себя нашел полностью готовую инфраструктуру для съемок - маленький полукупеческий городок 10-20-х годов ХХ столетия. «Голливуд подобное строит, затрачивая на это огромные средства. А нам достраивать пришлось очень немного», - говорит он.

Из этого то полукупеческого сибирского городка и уйдет на фронт Борис Лебедев. Чтобы вернуться?.. Или, чтобы остаться навек семнадцатилетним?..

Резонанс
Новости
Первый построенный в Новосибирской области кирпичный храм объявили памятником культурного наследия. В Легостаево Искитимского района по этому поводу устроили массовое ликование. После закрытия церкви в храме были склад зерна, мельница, хотели даже сделать кинотеатр или вовсе разобрать на кирпичи.
Почти на 10% больше преступлений было совершено в Новосибирской области в первые десять месяцев 2018 года. Повысилось и количество тяжких и особо тяжких преступлений. Однако есть и позитивные моменты – так, из 151 убийства пока нераскрытыми остаются два эпизода.
Формулировку «за совершением порочащего проступка» экс-начальник ГИБДД Новосибирской области попросил поменять на «в связи с выслугой лет, дающей право на пенсию». С такой просьбой уволенный Сергей Штельмах обратился в Новосибирский суд.
Максим Галкин назвал размер пенсии своей супруги, Аллы Пугачевой. Пенсия певицы была в несколько раз ниже пенсии коллеги по цеху Валерия Леонтьева.
Потерял зуб воспитанник новосибирского хоккея Владимир Тарасенко в матче НХЛ «Сент-Луис» – «Чикаго». Несмотря на боль, бывший игрок «Сибири» воспринял инцидент с улыбкой. Он подобрал зуб и передал его доктору своей команды.
Наконец-то получили свои квартиры в доме №5/3 по улице Вертковская обманутые дольщики. Дом должны были сдать еще 15 лет назад. За прошедшие годы у многих родились и выросли дети, другие отчаялись получить вожделенные метры и купили квартиры в других домах. Но вот 16 ноября была перерезана красная ленточка на последнем подъезде дома.