Новосибирск 4.3 °C

Ямщик, не гони лошадей...

12.01.2002 00:00:00

Журнал «Сибирская горница» (NN 3, 4, 2001 год)
начал публикацию романа Михаила Щукина «Ямщина»

 Уже сам по себе факт написания романа сегодня - явление редкое и потому особого внимания достойное.

Подзаголовком «Ямщина» имеет «Истории старой жизни». По словам автора романа (он же главный редактор журнала «Сибирская горница»), задумывались «истории старой жизни» давно, однако редакторские дела долгое время не позволяли заняться романом всерьез. Много лет собирал материалы по истории Сибири, печатал в журнале исторические рассказы (теперь рассказы об истории Сибири вышли отдельным изданием), но от заветной идеи не отказался. Теперь работа над романом практически завершена. С продолжением «Ямщина» будет печататься в четырех номерах «Сибирской горницы».

В основе сюжета, по словам Михаила Щукина, и семейные предания, и исторические документы...

- Главное было - показать быт, - говорит он, - показать, чем жили наши люди в то время. В восприятии старой Сибири всегда было много перекосов - она представлялась местом каторги и ссылки, а это далеко не все. Народ в Сибири всегда жил необыкновенный, вольнолюбивый, здесь никогда не было крепостного права, и уклад жизни был свой, особый, очень почиталась крестьянская община.

Все это автор и попытался вместить в свой роман - своеобразную панораму сибирской жизни конца XIX века. Не обошлось, конечно, и без беллетристики - семейные истории в романе перемежаются любовными коллизиями, истории переселенцев - рассказами из жизни ямщицкого сословия. Ямщина - явление действительно уникальное, и сюжеты здесь можно черпать до бесконечности. По всему Московско-Сибирскому тракту от Кунгура до Кяхты - границы с Монголией и Китаем, на огромных расстояниях день и ночь все двигалось, ехало и шло. Достаточно лишь взглянуть на карту того времени, чтобы представить всю необъятность сибирских просторов, связанных между собой неторопким шагом выносливой сибирской лошадки. Шли товары из Центральной России, из Китая и Монголии, шли товары на ярмарки и с ярмарок... Для многих жителей притрактовых сел ямщина стала делом семейным, традиции которого бережно сохранялись и вместе с навыками передавались от отца к сыну. Народное творчество донесло до наших дней множество рассказов о силе, ловкости и отваге сибирских ямщиков - которые и телеги сами вытаскивали в распутицу, выпрягая перед тем лошадей, которых жалели, и от волчьих стай уходили на темных ночных дорогах, и от целой шайки лихих разбойников в одиночку отбивались.

Разбойники, или, как их называли, варнаки, были настоящим бедствием для ямщиков. У варнаков существовала даже своя специализация - были, например, варнаки-чаерезы, которые специализировались на чайных обозах, идущих из Китая через Кяхту. А начинается роман со встречи купца Тихона Трофимовича Дюжева, держащего ямщину, с варнаками-кошевочниками, которым приглянулась его богатая шуба. (Кошевочниками варнаков называли за то, что промышляли они на легких, плетеных кошевках и гонких тройках.) Однако купец был человек рисковый и бывалый и просто так варнакам не дался. Личность Тихон Трофимович весьма своеобразная и приметная. Прямого прообраза, как говорит автор, его герою нет, но есть в этом собирательном образе многое от деда самого Михаила Щукина, который в свое время держал ямщину. Как говорит автор, история его героев будет доведена до прокладки железной дороги: именно «чугунка» прекратила ямщину как массовое явление, хотя отдельные ямщики еще долго оставались и держали ямщины, обслуживая удаленные от дороги районы.

***

Кстати, сама редакция журнала и издательского дома «Горница» - тоже место, отличающееся необычным укладом. Где вы еще видели, чтобы гостям вместо вежливого кофе предлагали отведать первое, второе и третье! Уютная кухня с поваром, печкой и кухонным гарнитуром - обязательная составляющая издательского дома, оправдывающего свое название «Горница». Работают здесь люди несуетливые и основательные - чипсов, сосисок в тесте, китайской лапши и прочего, что «на скорую руку», не уважают, суетливому фуршету предпочитают традиционное русское застолье... И, попивая в теплой кухне «Горницы» душистый чай с сушками, наш корреспондент не раз вспомнил домовитого купца Дюжева, который любил, чтобы в светлой горнице к его приезду всегда пыхтел самовар, а на столе рядом с моченой брусникой лежали золотые шаньги, а, осилив с разгону стаканов пять чаю, купец влезал в теплые пимы, нагретые на печке, и отваливался на спинку венского стула... Хорошо!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: