Новосибирск 0 °C

Бди, человек, на рынке...

16.01.2002 00:00:00

Рисунок Виталия ПЕСКОВА

 Покупка холодильника, согласитесь, - ответственное мероприятие. Его доставили из магазина в фабричной упаковке. Гарантия не подписана, продавцы объяснили: вот осмотрите «Свиягу», тогда и оформим. Знакомство началось с... молотка. Дверца плотно не прилегала, а потому рабочие из магазина именно им и воспользовались, выправляя дефект старинным российским способом. Вроде выправили. Вставили в розетку вилку. Агрегат ожил, да еще как: отключался и включался с такими грозными щелчками, что не то что спать ночью, но и днем находиться с ним в одной квартире было опасно для слуха и нервной системы. Весь новогодний праздник испортил холодильник хозяевам. Хозяева в магазин - забирайте назад, и вообще мы у вас ничего покупать не хотим после такого обмана. А там тоже решили принципиальность проявить: купили, так пользуйтесь. Холод есть - так что вам еще надо?!

Исход спора пока не ясен - факт свежий. Не дай Бог никому таких приобретений! Но никуда, похоже, от них не уйдешь в наши рыночные времена... Глаз да глаз нужен и еще самая «малость» - хотя бы минимальное знание своих прав. Чем российский покупатель, воспитанный на дефиците, никогда не отличался. У него прямо-таки голова кружится от количества магазинов и изобилия в них товаров. Да еще реклама, да щедро обещанные скидки и распродажи. Вспомним, что творилось в магазинах в предновогодние дни... Сейчас наверняка будет наблюдаться всплеск жалоб. Где же нас больше и чаще надувают?

В прошедшем году в отдел по защите прав потребителей администрации Ленинского района поступило 2060 жалоб (в предыдущем было почти 2400). Снижение вызвано меньшим на четверть количеством заявлений по жилищно-коммунальным услугам. Более 1700 жалоб разрешено, скажем так, достаточно мирным путем. Беседы, помощь в грамотном составлении претензий, переговоры сторон с участием сотрудников отдела, и в результате людям добровольно было возвращено полтора миллиона рублей. Но приходилось обращаться и к Фемиде.

Больше половины заявлений по-прежнему - на качество товаров. А лидирует обувь. Всплеск произошел в 2000 году - 350 обращений, рост чуть не в два раза. В прошедшем - 336. Скорее всего после дефолта спрос на обувь упал, а с 2000-го ее начали активнее покупать - сколько ж можно в старой ходить. Больше продаж - больше выявляемого брака. Ольге Л. пришлось с помощью сотрудников отдела справедливость восстанавливать через суд. После тридцатидневной гарантии сапоги почти в две с половиной тысячи рублей «каши запросили» - подошва треснула, отклеилась в носочной части, каблук пошатнулся. Типичные дефекты. Магазин за свой счет сделал ремонт, после которого сапоги, согласно оплаченной Ольгой экспертизе, «стали не пригодны для использования по назначению». Не буду описывать перипетии, но суд обязал магазин вернуть стоимость сапог, столько же неустойки и тысячу рублей компенсации морального вреда.

У другой гражданки холодильник «Бирюса» перестал исполнять «обязанности» задолго до окончания гарантии. Гражданка - в магазин, а торговой точки уже нет, что в наше время совсем не редкость. Ну, куда бежать? В отдел по защите прав потребителей. Специалисты составили грамотную претензию, отправили на завод-изготовитель, холодильник заменили. Современный чайник, протекающий как раз на месте электроконтакта, дубленка, которую хозяйка не узнала после химчистки... Дурят нашего брата на чем угодно. Да что вещи! Собственная голова может стать предметом жалобы. Юная особа за полтысячи сделала «долгоиграющую» прическу, вернее укладку, аж на восемь недель. И мытье волос не должно было повредить шедевр парикмахерского искусства. Но в первый же день укладка распалась...

Прошедший год показал, что «лохом» легко можно стать, покупая наисовременную аппаратуру. Всплеск жалоб на некачественные компьютеры и сотовые телефоны свидетельствует, как раньше говорили, «о росте благосостояния советского человека». Коим мы и остаемся, даже и в беге за престижной техникой. Одна фирма продавала сотовые телефоны, а новосибирцы покупали, не подозревая, что сервисная служба находится в Петербурге. Инцидент улажен. Но ведь фирма и не скрывала, что гарантийный ремонт можно сделать только в северной столице. Это было указано в документах, которые каждый мог прочесть, да не каждый читал...

Покупателям, особенно при приобретении сложной, дорогой аппаратуры, бытовой техники надо тщательнее знакомиться с техусловиями, с особенностями товара, читать инструкции, выяснять, какова гарантия и где сделают ремонт. И все эти знания пополнять не тогда, когда деньги, и немалые, заплачены, а до этого. К сожалению, констатируют сотрудники отдела по защите прав потребителей, наши покупатели приобретают нередко одинаково беспечно что тапочки, что компьютер, что мебель. Случай был: купили недешевый диван, а он в комнату не лезет. Как быть? Товар качественный, претензий нет, а не нужен. Может, удастся уговорить, упросить владельцев магазина, а может, и нет. И тут уж никакой суд не поможет. Бди! - говаривал Козьма Прутков. Классика во все времена верна!

Появились жалобы на качество и сроки монтажа пластиковых окон - тоже новая тенденция. Да уж, действительно, растет «благосостояние»! Чего не скажешь о правовом хотя бы ликбезе. Далеко не все понимают, что на нынешнем рынке, если в переносном смысле, покупатель и продавец равноправны. Он предлагает товар - с определенными условиями, вы решаете, подходят они вам или нет. Гарантию, например, на обувь продавец может выставить всего в неделю. К тому же в коммерсанты ныне пошли люди вовсе без специального образования, не знающие подчас основных правил, чего уж говорить о Гражданском кодексе, регулирующем договоры, в том числе и о купле-продаже. А Закон «О защите прав потребителей», кстати, один из лучших и работающих в России, для большинства граждан и продавцов - тайна за семью печатями. Тоненькая брошюрка, увлекательное чтение, и вы вооружены на все случаи покупательской жизни. Да и сотрудники отделов по защите ваших потребительских прав тоже не откажутся пополнить ваши знания. Лучше до отвалившихся каблуков и померкших телеэкранов, чем после.

Если же о рынке в прямом смысле, то наши барахолки - не лучшее место для покупки дорогих товаров. Закон действует и там, но реализовать его сложнее, ведь иной раз и продавца не сыскать. Кстати, в прошедшем году продажа телевизоров возросла на 62 процента, холодильников - на 76...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: