Новосибирск 3.2 °C

Осторожно, двери закрываются. Следующая станция - девятый этаж

16.01.2002 00:00:00

 Жилищно-коммунальное хозяйство начинаешь замечать тогда, когда оно дает сбои. Вот недавно один пенсионер в редакцию позвонил и долго возмущался тем, что в его подъезде лифт не работал больше двух недель. Причем не работал он и в тот день, когда проходили выборы в облсовет. Пенсионер увидел в этом политическую подоплеку. Лифты вообще прочно вошли в нашу политическую жизнь. Все кандидаты в депутаты наперебой обещали своим избирателям, что если они станут депутатами, то лифты разом и заработают. На самом деле ничего такого, конечно, не произойдет, но попробуй не пообещай...

Сейчас в жилом фонде Новосибирска около 7,5 тысячи лифтов. Муниципалитет отвечает за работу 4668, остальные - либо ведомственное жилье, либо принадлежат ЖСК и ТСЖ. Как сообщил нам начальник технического отдела комитета жилищно-коммунального хозяйства мэрии Олег Залибивский, из 4668 муниципальных лифтов на сегодняшний день не работают 128, то есть около трех процентов. В общем-то, совсем немного, особенно если учесть, что в прошлом году количество простаивающих лифтов приближалось к 500. Но если, допустим, лифт стоит в том подъезде, в котором я живу, мне по большому счету наплевать, сколько их всего в городе не работает - 128 или 1128. Поэтому оптимальное количество сломанных лифтов должно быть равно нулю.

Чтобы лифт нормально работал, нужно деньги платить - 1780 рублей в месяц. Умножаем на 4668 и на 12 и получаем 100 миллионов рублей в год на муниципальное лифтовое хозяйство. Половину этой суммы выкладывают сами жильцы (даже после предновогоднего повышения тарифов), половину - городской бюджет. Тут, правда, есть один нюанс. Лифт все-таки, как ни крути, не относится к жилищно-коммунальным приоритетам. Простенькая задачка: представьте, что в доме протекает крыша и не работает лифт. Что будете чинить в первую очередь? Естественно, крышу. Поэтому иногда возникают задержки в финансировании, и тогда эксплуатирующие организации начинают бастовать. Так было в прошлом году, когда забастовал «Сибирьлифтремонт», а это около 30 процентов всех лифтов в городе. Всего же новосибирские лифты обслуживают семь разных организаций.

Другая проблема - соблюдение правил безопасной эксплуатации. Неработающий лифт в любом случае лучше падающего. В прошлом году в Москве отметили столетие первого российского лифта. Он и по сей день работает, но вообще нормативный срок службы лифта - 25 лет. Если учесть, что дома с лифтами строили в основном в 70-е годы, то как раз сейчас они и подходят к этому сроку. Причем 925 свой норматив выработали, а 53 лифта с распашными дверьми вообще нельзя эксплуатировать, и Гортехнадзор имеет право их отключить. Новый лифт, произведенный в Москве или Самаре, сейчас стоит 430 тысяч рублей. Можно, правда, сэкономить - не устанавливать новый лифт, а модернизировать старый. В этом случае меняют двери, лебедку и прочее оборудование. Это стоит 330 тысяч. В прошлом году по плану должны были заменить 19 лифтов и модернизировать 74. С планом замены справились, а на модернизацию денег не хватило. Но даже если бы хватило, это не решило бы проблему, поскольку в городе ежегодно вырабатывают нормативный срок около 180 лифтов. Олег Залибивский считает, что когда горожане будут оплачивать 100 процентов жилищно-коммунальных услуг, в бюджете следует сохранить те самые 50 миллионов, которые сейчас расходуются на текущую эксплуатацию, и пустить их на модернизацию и замену лифтов.

А вот жителям кооперативных домов стоит подумать о своих лифтах самим и заблаговременно. 330-430 тысяч рублей единовременно не всякий подъезд осилит.

Есть еще одна проблема. Если подъезд не запирается, лифт оказывается беззащитным перед разного рода вандалами. Известны случаи, когда в лифтах и костры разжигали. Тут уж о восстановлении речь не идет - менять надо. Но больше всего лифты страдают от сборщиков металла. С закрытием многих приемных пунктов основная волна разграбления пошла на убыль, но и сейчас 22 лифта стоят из-за того, что воры сняли платы управления, стоящие 25-30 тысяч рублей. Так что если вы хотите без проблем ездить на вашем лифте, то имеет смысл и самим о нем позаботиться.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: