Новосибирск 4.7 °C

Последний трамвай

19.01.2002 00:00:00

Уникальный экспонат нашего музея электротранспорта
может быть продан соседям

У этого вагона-памятника интересная судьба

 Предмет старины - он и в Африке предмет старины. А в Новосибирске, при нашей небогатой истории, насчитывающей чуть более сотни лет, всякая вещица, которой набежало хотя бы полвека, - ценность на вес если не золота, то серебра.

Есть у нас на скромной улочке Алейской предприятие под названием АО «Сибэлтранс» - бывший завод по ремонту трамваев и троллейбусов. А на его территории, на небольшом пьедестале - старый трамвайчик, коих в России практически не осталось.

Председатель совета Новосибирского музея истории развития горэлектротранспорта Михаил Никулин: «У этого вагона-памятника интересная судьба. Марка КТМ-1 выпускалась Усть-Катавским заводом на Урале в 1947-1957 годах. В Новосибирске такие трамваи эксплуатировались до 1960 года, но из них ни одного не уцелело - все пошли в металлолом. Еще в конце 70-х годов нынешний директор завода Валентин Ишимов ездил в Ташкент, где в Красновосточном депо приметил этот вагон, можно сказать, подготовленный к переплавке. Ему удалось доставить эту трамвайную реликвию сюда, и первые год-два вагончик исправно возил заводчан».

Ну а потом железного ветерана водрузили на постамент, где он мирно ржавел под дождем и снегом аж до 2000 года. В том году в управлении пассажирских перевозок мэрии появилась идея - выпустить легендарный вагон на линию в День города. Восстанавливали его сообща: заводчане «Сибэлтранса» обеспечили кузовные работы, а специалисты УПП - покраску, отделку салона и монтаж электрических схем.

И вот сверкающий новой краской трамвайчик снова, как полсотни лет назад, побежал по рельсам. Внутри - магнитофон с записью рассказа об истории новосибирского трамвая, сзади - еще один вагон с духовым оркестром. Думаю, не одному ветерану-новосибирцу при виде старинного КТМ-1 вспомнилось в тот день все доброе, что было в нашей многострадальной российской истории. Но праздник кончился быстро - опять начались будни.

Михаил Никулин: «В последние годы интерес к нашей истории, в том числе и к транспортной, растет: музеи, подобные новосибирскому, появились во многих городах. С одной стороны, это, разумеется, похвально - радоваться надо такому процессу. С другой, естественно, возникла конкуренция».

Желающих много, а экспонатов по всей России с гулькин нос: «Вторчермет» в свое время потрудился на славу. Поэтому все, что не сожрали мартеновские печи бывшего СССР, резко выросло в цене. И тут оказалось, что наш беженец из независимого Узбекистана, КТМ-1, - вещь почти уникальная.

Михаил Никулин: «Первой на этот вагон попыталась наложить лапу Москва еще в 1999 году - их собственный экземпляр этой марки находится по сей день в куда худшем состоянии. Но сделка не состоялась - чуть ли не в последний момент Лужков урезал смету. Были и еще претенденты. Но тут организовался новосибирский музей, где КТМ-1 мог бы стать одним из главных экспонатов. Тем более что именно у нас, в НГТУ, находится единственная на всю Сибирь кафедра горэлектротранспорта. Но главная сложность в том, что вагон-памятник по сей день - собственность «Сибэлтранса», а по нынешним временам голым патриотизмом сыт, естественно, не будешь...»

Казалось бы, проблема решаема: директор «Сибэлтранса» Валентин Ишимов и мэрия в лице начальника управления пассажирских перевозок Валерия Новоселова находят разумный финансовый компромисс. Тем более что оба - новосибирцы, обе организации приложили немало усилий и средств для сохранения и восстановления уникальной транспортной единицы - чего бы не договориться на такой платформе? Но пока суть да дело - события приняли иной оборот.

Михаил Никулин: «Сегодня, по имеющимся данным, к «Сибэлтрансу» обратились барнаульцы - конкретно начальник барнаульского электротранспорта Андрей Рейнгольд. Ими была предложена немалая сумма за КТМ-1 - какая конкретно, можно только догадываться. И теперь вопрос стоит так - если до 20 января наша мэрия не договорится с «Сибэлтрансом», то единственная на всю Сибирь трамвайная реликвия может запросто уплыть к соседям».

Что ж, это было бы весьма грустно - и для престижа сибирской столицы в том числе.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: