Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Последний трамвай

19.01.2002
Есть у нас на скромной улочке Алейской предприятие под названием АО «Сибэлтранс» - бывший завод по ремонту трамваев и троллейбусов. А на его территории, на небольшом пьедестале - старый трамвайчик, коих в России практически не осталось. Сейчас единственная на всю Сибирь трамвайная реликвия может запросто уплыть к соседям.

Уникальный экспонат нашего музея электротранспорта
может быть продан соседям

У этого вагона-памятника интересная судьба

 Предмет старины - он и в Африке предмет старины. А в Новосибирске, при нашей небогатой истории, насчитывающей чуть более сотни лет, всякая вещица, которой набежало хотя бы полвека, - ценность на вес если не золота, то серебра.

Есть у нас на скромной улочке Алейской предприятие под названием АО «Сибэлтранс» - бывший завод по ремонту трамваев и троллейбусов. А на его территории, на небольшом пьедестале - старый трамвайчик, коих в России практически не осталось.

Председатель совета Новосибирского музея истории развития горэлектротранспорта Михаил Никулин: «У этого вагона-памятника интересная судьба. Марка КТМ-1 выпускалась Усть-Катавским заводом на Урале в 1947-1957 годах. В Новосибирске такие трамваи эксплуатировались до 1960 года, но из них ни одного не уцелело - все пошли в металлолом. Еще в конце 70-х годов нынешний директор завода Валентин Ишимов ездил в Ташкент, где в Красновосточном депо приметил этот вагон, можно сказать, подготовленный к переплавке. Ему удалось доставить эту трамвайную реликвию сюда, и первые год-два вагончик исправно возил заводчан».

Ну а потом железного ветерана водрузили на постамент, где он мирно ржавел под дождем и снегом аж до 2000 года. В том году в управлении пассажирских перевозок мэрии появилась идея - выпустить легендарный вагон на линию в День города. Восстанавливали его сообща: заводчане «Сибэлтранса» обеспечили кузовные работы, а специалисты УПП - покраску, отделку салона и монтаж электрических схем.

И вот сверкающий новой краской трамвайчик снова, как полсотни лет назад, побежал по рельсам. Внутри - магнитофон с записью рассказа об истории новосибирского трамвая, сзади - еще один вагон с духовым оркестром. Думаю, не одному ветерану-новосибирцу при виде старинного КТМ-1 вспомнилось в тот день все доброе, что было в нашей многострадальной российской истории. Но праздник кончился быстро - опять начались будни.

Михаил Никулин: «В последние годы интерес к нашей истории, в том числе и к транспортной, растет: музеи, подобные новосибирскому, появились во многих городах. С одной стороны, это, разумеется, похвально - радоваться надо такому процессу. С другой, естественно, возникла конкуренция».

Желающих много, а экспонатов по всей России с гулькин нос: «Вторчермет» в свое время потрудился на славу. Поэтому все, что не сожрали мартеновские печи бывшего СССР, резко выросло в цене. И тут оказалось, что наш беженец из независимого Узбекистана, КТМ-1, - вещь почти уникальная.

Михаил Никулин: «Первой на этот вагон попыталась наложить лапу Москва еще в 1999 году - их собственный экземпляр этой марки находится по сей день в куда худшем состоянии. Но сделка не состоялась - чуть ли не в последний момент Лужков урезал смету. Были и еще претенденты. Но тут организовался новосибирский музей, где КТМ-1 мог бы стать одним из главных экспонатов. Тем более что именно у нас, в НГТУ, находится единственная на всю Сибирь кафедра горэлектротранспорта. Но главная сложность в том, что вагон-памятник по сей день - собственность «Сибэлтранса», а по нынешним временам голым патриотизмом сыт, естественно, не будешь...»

Казалось бы, проблема решаема: директор «Сибэлтранса» Валентин Ишимов и мэрия в лице начальника управления пассажирских перевозок Валерия Новоселова находят разумный финансовый компромисс. Тем более что оба - новосибирцы, обе организации приложили немало усилий и средств для сохранения и восстановления уникальной транспортной единицы - чего бы не договориться на такой платформе? Но пока суть да дело - события приняли иной оборот.

Михаил Никулин: «Сегодня, по имеющимся данным, к «Сибэлтрансу» обратились барнаульцы - конкретно начальник барнаульского электротранспорта Андрей Рейнгольд. Ими была предложена немалая сумма за КТМ-1 - какая конкретно, можно только догадываться. И теперь вопрос стоит так - если до 20 января наша мэрия не договорится с «Сибэлтрансом», то единственная на всю Сибирь трамвайная реликвия может запросто уплыть к соседям».

Что ж, это было бы весьма грустно - и для престижа сибирской столицы в том числе.

Резонанс
Новости
На 58 тысяч километров скручивают пробег машин в Новосибирске. У машин 2017 года выпуска скручивают в среднем «всего» 21 547 километров, у «трехлеток» — почти 40 000 километров. Сайт бесплатных объявлений о купле-продаже автомобилей изучил информацию о скрученных пробегах машин, выставленных на продажу.
Юрий Петухов рекомендован кандидатом для назначения на должность первого заместителя губернатора Новосибирской области, Виталий Голубенко – министра финансов и налоговой политики, Ярослав Фролов – министра труда и социального развития регионального правительства. Им предстоит согласование на сессии Законодательного собрания области.

Сразу три маршрута исчезли утром 18 сентября с левобережья Новосибирска. Советский район частично остался без муниципальных маршруток №5, 6 и 7. Минтранс Новосибирской области взял под контроль ситуацию с общественным транспортом, напомнив мэрии о необходимости тщательней информировать горожан об изменениях в движении маршрутов.
Сто крутых призов за креативные фото в день выборов нашли своих законных владельцев. Итогом фотоконкурса от Издательского дома «Советская Сибирь» в Новосибирске стала церемония вручения подарков за творчество, обаяние и изобретательность. Победители раскрыли секреты, как им удалось покорить фотографиями сердца жюри.
В Новосибирске рассказали о сроках осенней охоты 2018 на копытных и мерах для браконьеров, а также о выдаче разрешений на добычу лосей и косуль. Счастливчиков в октябре определит случай. Повезет лишь примерно каждому десятому.
В зоне рискованного земледелия безродное зерно хорошего урожая не дает. Минсельхоз региона направляет миллионы рублей хозяйствам, приобретающим элитный семенной материал. В 2018 году на этот вид господдержки выделили почти на 20 миллионов рублей больше, чем в предыдущем. Доля площадей, засеянных элитными семенами, посто­янно увеличивается, но не так быстро, как хотелось бы.