Новосибирск -5.2 °C

Оказывается, сибиряки каждый год по два месяца живут на экваторе Марса

25.01.2002 00:00:00

Космонавт Титов: «Премия - это дань уважения за успехи в космической технологии». Фото Сергея ПЕРМИНА

 Владимир Титов, как настоящий мужик, сделал три главных дела в жизни: «отсидел» год на орбите, вручил новосибирской студентке стипендию и дал интервью «Вечерке».

Директор отдела представительства компании «Боинг» в России и СНГ, летчик-космонавт СССР Владимир Титов 22 января вручил новосибирской студентке Екатерине Шкваркиной именную стипендию, о чем «ВН» уже сообщал читателям.

 Научный руководитель проекта Александр Чичиндаев по этому поводу пояснил:

- Научная работа была посвящена оценке биологической значимости солнечного излучения для условий длительного космического полета и применительно к условиям Земли и Марса. Сейчас во многих мировых центрах работают над проблемой жизнеобеспечения экспедиции на «красную планету». Доставить груз на Марс уже в настоящее время не составляет труда и технически выполнимо. А вот как сохранить жизнь астронавтам в течение трех лет полета «туда-обратно» - задача.

Для непосвященных может быть интересен такой момент. По расчетам Екатерины, житель Сибири в период декабря-января получает такое же воздействие на организм от светового излучения Солнца, как если бы он находился на экваторе Марса. Мы замечаем, как зимой наш организм ослабевает и только к осени приходит в норму. Происходит это из-за недостатка тепла и света. Иными словами, сибиряк два зимних месяца «живет на Марсе». Получается, что представители наших широт в ближайшем будущем будут принимать участие в экспериментах, и именно они станут первыми покорителями далекой планеты. По оценкам специалистов, первая межпланетная экспедиция должна состояться уже через 10-12 лет.

 Стипендия компании «Боинг», по словам Владимира Титова, не налагает никакой ответственности на стипендиатов. Это не аванс на будущее, а только дань уважения и признательности за успехи, достигнутые в области космических технологий. Компания уже заплатила все налоги, и сумма 1000 долларов была выдана «чистыми». Катя Шкваркина собирается потратить часть денег на преобретение персонального компьютера.

После торжественной части наш корреспондент задал несколько вопросов космонавту:

- Владимир Георгиевич, как получилось, что наш космонавт стал менеджером американской компании? Для вас не нашлось работы в российской фирме?

- Я был и остаюсь российским и советским космонавтом, а моя карьера в «Боинге» началась давно - с совместного полета на «Спейс-Шаттле» с американцами. После увольнения из отряда космонавтов мне предложили работу в Центре космических исследований им. Хруничева. Уже был приготовлен рабочий стол. Но одновременно я получил приглашение от компании «Боинг» работать у них и организовать мост между российскими и американскими коллегами. Американцев я хорошо узнал еще во время полетов и пребывания в Космическом центре в Хьюстоне.

- Как американские астронавты относятся к выходу США из договора по ПРО?

- Мы обсуждаем возможности сотрудничества компаний США и России в этом направлении. Но речь идет не о создании национальной американской «шапки», а о глобальной международной системе. Как пойдет эта работа, зависит от политической воли и политического решения наших руководителей. Инженеры и конструкторы всегда готовы к диалогу и сотрудничеству, а в политике... Как только будет «отмашка».

- Как относитесь к затоплению станции «Мир», на которой вы работали?

- Я присутствовал на этой процедуре, был в это время на Фиджи. Наши СМИ и руководители не особенно освещали это событие. Мало кто знает, что американцы нашли спонсоров, создали экспедицию и нас, российских космонавтов пригласили на острова. Не для того, чтобы показать огненные шары, а чтобы лишний раз привлечь внимание общественности к тому, как бездумно жгут деньги. Станция «Мир» отлетала в три с лишним раза дольше запланированного ресурса. Это уникальный инженерный комплекс, который в умелых руках и при наличии денег после реконструкции мог бы превратиться, например, в космический отель - были такие проекты.

- Насколько трудно жить в замкнутом пространстве космической станции целый год?

- Нас готовили к полету с Мусой Манаровым несколько лет. Это целая большая техническая программа - а также психологическая подготовка на совместимость. Я как-то говорю Мусе на станции: в жизни нужно все попробовать и испытать, все великие люди сидели когда-нибудь - Достоевский, Ленин, наш Королев. Вот и мы с тобой «отсидели» год.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: