Новосибирск 0.5 °C

Новосибирские ворота государства Российского

31.01.2002 00:00:00

Двойная тракторная полоса по краю Карасукского района -
это и есть сегодня граница с Казахстаном

Досмотр ведет сержант Олег Евсюков

 Предскажи кто еще лет двадцать назад, что Новосибирская область в скором времени обретет пограничный статус - такому Нострадамусу явно светил бы психиатрический диагноз. Но финты российской жизни, как известно, непредсказуемы, а пути неисповедимы. И вот уже в обиход нашего региона вошло новое понятие - государственная граница.

Жил-был себе в новосибирских степях небольшой провинциальный городок Карасук - Черноводск в переводе с татарского. Летом пыль и комарье с близлежащих солончаков, зимой мороз под сорок и снега по макушку - словом, обычное сибирское житье-бытье. И никто бы не подумал, что этой скромной точке судьбой уготовано быть в третьем тысячелетии одним из азиатских форпостов государства российского. Ибо по карте отсюда всего ничего до другой державы - теперь и впредь независимого государства казахского. Таможня, пункт пограничного контроля, полосатые шлагбаумы - вот чем приходится встречать сегодня Карасуку и его жителям поток транспорта, идущего с юга.

Заместитель главы администрации Карасукского района Александр Айснер:

- Что ж, закон есть закон, а граница есть граница. Понятно, что неудобств местному населению добавилось, но есть и плюсы. Прежде всего это рабочие места - тот же отбор через военкомат на пограничную службу, к примеру, а также дополнительные налоговые доходы в бюджет. Взять хотя бы существенный источник финансов для строительства и ремонта дорог района - созданную с помощью новосибирских дорожников службу весового контроля транспорта. Да и не только ее.

С казахской стороной деловые и дружеские отношения сохранены - хоть мы сегодня и по разные стороны государственной границы, но тем не менее... Сегодня, к примеру, оттуда к нам переходит хоть и бывшая в употреблении, но недорогая сельскохозяйственная техника в рабочем состоянии - в Павлодарской области сельское хозяйство сокращается, у нас, наоборот, стараются его развивать. Есть, конечно, и проблемы - та же самая саранча с выводимых из оборота казахстанских земель. Но с этой напастью мы научились бороться.

Начальник отделения пограничного контроля «Карасук» майор Олег Ендрашко внешне смахивает на большого добродушного медведя: этакий природный символ России в камуфляжной форме. Но о командире судят прежде всего по подчиненным. Глядя, как четко и профессионально работают карасукские пограничники, понимаешь, что офицер перед тобой - цепкий и жесткий страж границы из тех «людей государевых», что веками успешно охраняли рубежи нашего отечества.

Олег Ендрашко:

- Работают у нас на контрактной основе. Большая часть коллектива - местные жители. Проблемы? Есть, конечно, и бытовые в том числе, но не это главное. Серьезнее то, что сама граница между государствами пока официально не демаркирована, а это огромная работа, причем, разумеется, не на нашем уровне, а на государственном. Основная же нынешняя беда, на мой взгляд, в том, что пока нам приходится нести службу здесь, в Карасуке, а не на границе.

С командиром пограничников солидарен и начальник местного отделения Российской транспортной инспекции Владимир Ткаленко:

- Наша работа - учет и контроль пересекающих границу транспортных средств. Это особенно необходимо, поскольку часть прибывающего из республик Средней Азии транспорта по техническому состоянию, мягко говоря, критики не выдерживает: недавно наш инспектор для проверки сел за руль прибывшего из сопредельной державы КамАЗа, так этот руль у него в руках и остался. Случись такое на российской дороге за Карасуком - не миновать большой беды.

Нередко там нарушается режим труда и отдыха: гонят, к примеру, фуру с арбузами день и ночь, встречаешь водителя - у того глаза на ходу слипаются. Приходится оставлять такого прямо здесь, на посту, от греха подальше, пока не выспится. Много нарушений по документам: везет, к примеру, узбекский автобус таджикских граждан в Россию, чего, согласно межгосударственным соглашениям, делать не положено. Ну, автобус заворачиваем, пассажиров высаживаем, потом думаем, что с ними делать: семьи у кочующих таджиков немалые, а на нашем морозе им совсем невесело... Словом, работы хватает, но та же главная проблема, что и у пограничников - все-таки мы не на границе трудимся.

От нынешнего поста до границы, если точно - сорок четыре километра. На этом участке - около десятка сел и сотни километров полевых дорог. Надо провезти мешок героина или пресловутых Хаттаба с Басаевым - вроде бы нет проблем: просто объезжай пост, и все дела. Есть и другой вариант: тормози в любой точке по пути следования, пересаживай пассажиров на местный транспорт, переваливай груз на него же - и вперед, в Россию. Кстати, по той же причине худо и безвинным местным жителям: их машины пограничники досматривают так же серьезно, как и технику с заграничными номерами.

Олег Ендрашко:

- Ну, так уж и пересаживай - я бы не сказал. По дороге у нас погранзаставы. По селам, расположенным у границы, - специальные уполномоченные, по функциям напоминающие участковых милиционеров. Так что подозрительные явления мы стараемся отслеживать. Но по большому счету, конечно же, надо ликвидировать их первопричину - проводить досмотр прямо на границе. Чтобы четко: прошла машина через казахских пограничников и таможню, и прямо к нам, никуда не сворачивая, в пределах видимости. Вот тогда на этой машине на нашу российскую территорию не то что гипотетический Хаттаб - реальная мышь без документов не проскочит: я со своим личным составом за это отвечаю полностью.

По-государственному так и должно быть - прав Олег Игоревич на все сто процентов. Тем более что наша держава пока отстает: казахстанцы еще несколько лет назад отстроили свою таможню прямо у пограничной полосы. Увы, проблема пока чисто российская - в первую очередь, как водится на Руси, дорога.

Начальник Территориального управления автомобильных дорог Сергей Полещук:

- Дорога Карасук-Октябрьское-граница Казахстана для новосибирских дорожников - важнейший объект государственной необходимости. Когда создавалась граница, здесь была обычная сельская «грунтовка», непроезжая в любой хороший дождик. У местных жителей даже был в ходу частно-тракторный бизнес: за нынешние пятьсот-шестьсот рублей они буксировали тракторами большегрузные грузовики с фруктами от границы до самого Карасука. Теперь это практически ушло в прошлое.

За последние годы нашими подрядными организациями здесь проведена огромная работа: из сорока четырех километров на тридцати четырех уже уложено асфальтобетонное покрытие и на пяти километрах - щебеночное. Чтобы обеспечить круглогодичный проезд, в 2002 году мы заканчиваем последние пять километров у самой границы в щебеночном варианте, на что планируется затратить 16.6 млн рублей, с перспективой его замены в ближайшие годы на асфальтобетонное. Уверен, что новосибирские ворота государства российского будут выглядеть достойно - по крайней мере, дорожники делают и будут делать для этого все, от них зависящее.

А будет дорога - начнется и переезд «людей государевых» к той точке, которую им вменено в обязанность охранять. Уже в 2003 году реально переселение таможенных, пограничных и транспортных служб сюда, откуда я и заканчиваю свой репортаж: к бетонной стеле с трехцветным флагом и двумя надписями: чуть повыше - «Россия» и чуть пониже - «Новосибирская область».

Нет поблизости пограничных нарядов с собаками, нет - а, возможно, и не будет - столбов с колючей проволокой и перепаханной следовой полосы с прожекторами. Да и сама граница сегодня смотрится неказисто - всего лишь двойная тракторная полоса по краю Карасукского района. Но внешний лоск в этой точке, может, не так и важен. Именно здесь начинается Россия - и осознания этого факта для россиянина вполне достаточно, чтобы вцепиться, врасти корнями в эту по-январски промерзшую и продуваемую всеми ветрами сибирскую степь.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: