Новосибирск 6.1 °C

Куда путь держат бугаковские миллионы?

01.02.2002 00:00:00

Председатель АОЗТ «Ирмень» просит не путать фирменный знак,
стоящий на продукции его предприятия, с другими

«В «Ирмени» «Вечерку» читают многие. Бугаков - не исключение. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Помяла и повертела его жизнь. И в голодном послевоенном детстве, и в бытность свою руководителем знаменитого на всю страну колхоза «Большевик», а потом и в перестроечные годы. Он выжил и выстоял. «Переработал» четырех генсеков и трех первых секретарей обкома, немереное количество сельхозуправленцев и продолжает вот уже 30 лет руководить лучшим хозяйством в области. Он - это заслуженный работник сельского хозяйства России, председатель АОЗТ «Племсовхоз «Ирмень» Юрий Бугаков.

Об экономической составляющей успехов Бугакова говорилось много, во все времена и на разных уровнях - от заседаний ЦК, до коллегий министерств и конференций районов. Ему не было равных в получении орденов и медалей, премий и переходящих знамен. Его всегда ставили в пример. Хотя, объективно, у него была и до реформ солидная материальная база. Но она была создана без участия государства - руками и трудом колхозников. А много ли подобных «победных» хозяйств-миллионеров смогло удержаться на плаву?

В том-то и сила Бугакова, что ему не было нужды перестраиваться и ускоряться, пристраиваться и приживаться. Он только вздохнул свободнее, работать стал более раскрепощенно и раскованно. Чтобы честно делать свое дело, не нужна политика. И при любой власти у крепкого крестьянина одна забота - только бы не мешали. Бугаковская философия проста и прозрачна - каждодневно, ежечасно созидать, чтобы стремления и мечты, цели и задачи уже сегодня превращались в материальное, качественное благополучие людей, его окружающих.

Мы поговорим в этот раз не о трудовых буднях и уборочных баталиях хозяйства, не о том, каким потом и нервами удается созидать, а о конкретных результатах труда.

Парней так много холостых - не надо нам женатого

Телята тоже любят комфорт. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Женихов в Верх-Ирмени хватает. Молодежь, конечно, уезжает, как и из любого другого села. Но не в таких масштабах. Молодухи не бросаются сломя голову на заезжих городских, чтобы скорее выбраться из деревни. Девчата присматриваются и выходят замуж за своих, проверенных, надежных. Зачем искать на стороне, если средняя зарплата в Ирмени 3,5-4 тысячи рублей, а в некоторых звеньях механизаторов реальный годовой доход составляет 100 тысяч рублей. Плюс бытовой комфорт, чистейший здоровый воздух, свежие продукты, полноценная медицина.

Положительный баланс и высокая рождаемость - это о Верх-Ирмени. Она отражает реальное состояние дел в селе. Ну не будет нормальная семья заводить второго и третьего ребенка, если знает, что не обеспечит его. Так вот, в прошлом году в селе пришло в этот мир 38 детей, что в два с лишним раза больше, чем умерло стариков.

Но так было не всегда. Заведующая детсадом Надежда Макарова вспоминает о начале 90-х:

- Это было жуткое время. И хоть работали неплохо, доходы росли, но все «съедала» дороговизна, постоянное повышение цен. Рождаемость упала. Воспитательниц и нянек сократили вдвое, детей едва набирали в три группы.

Сейчас по смете содержание сада обходится в миллион двести тысяч рублей. Много это или мало? Наверное, не очень понятно. Тогда так: на содержание одного ребенка уходит более чем 60 тысяч рублей. Но и родители платят ежемесячно, чтобы не совсем уж.., 90 рублей в месяц за ребенка. Сегодня в детском саду 200 детей в семи группах. Есть 20-метровый бассейн, музыкально-спортивный зал. В нынешнем году из школы ушли три класса выпускников, а пришли три первых класса, 48 ребятишек.

Но ребенка надо еще вырастить и желательно здоровым. Вообще здравоохранение в Верх-Ирмени - это отдельная тема. Здесь, в селе, «охрана здоровья» - не пустой термин, а наполнен более чем конкретным содержанием. Все коровники на центральной ферме соединены галереями, где расположены блоки питания, медпункт, магазин - все рядом с работой. Каждый месяц медосмотр. А чтобы руки дам-доярок оставались нежными, два раза в месяц им положены кремы, бесплатно, естественно. Врачи расписывают по месяцам санаторий. Он свой, собственный, на берегу Обского моря, и очередь туда, особенно зимой, не уменьшается. Все же хочется отдохнуть от домашних хлопот, пройти комплексное лечение. Есть в селе и стационар на 50 коек, полностью укомплектованный персоналом.

Строительство у Бугакова ведется, не прекращаясь, хотя с жильем нет проблем. Кирпичный завод в Верх-Ирмени даже в самые мрачные времена не прекращал работу. Для кого строят? Да для своих же, ирменских. Потребности растут, уровень притязаний увеличивается, как говорят в таких случаях психологи. Молодые обзаводятся детьми, и хочется отделиться от родителей, завести свое хозяйство, переехать из четырех-пятиэтажных «небоскребов». И они переселяются в коттеджи. А там все тебе удобства ванно-унитазные, и горячая вода круглый год, и сарай, и гараж. В некоторых дворах по два автомобиля.

Все пятьсот пенсионеров, бывших работников «Ирмени», являются акционерами и ежегодно получают дивиденды, плюс компенсации по коммунальным услугам. Ритуальные проблемы тоже на плечах хозяйства - работал человек, достойный ему путь...

Смеются мужики: «Да куда ехать-то - красотища какая у нас! Красивее наших мест только наши бабы». А трудяги они. Мало кто из красавиц сидит дома, на хозяйстве. После работы - накорми скотину, постирай, поесть приготовь. И как кстати - все излишки мяса забирает хозяйство. Для каждого заводят ведомость, а потом в любое время селянин может выбирать на причитающуюся сумму либо парное мясо, либо колбасу, пастрому, а хочешь - бери через кассу деньгами.

Господи, да это ж коммунизм какой-то получается. А Бугаков и не возразит - как хотите называйте, скажет. Только кого попало в ирменское хозяйство не берут. О председательской требовательности и заведенной им дисциплине в округе ходят легенды. Не всякому по нутру выдерживать жесткий график и ритм, ту высокую планку, что установил Бугаков. Однако и водки пьют много, как заведено в русских селах. Но гуляют вместе, всем миром - по праздникам, дня по три. И не абы как, а весело, с песнями до утра.

В последнее время гордится Бугаков не знаменитой своей высокодойной, выведенной в племенном хозяйстве породой коров. И не пшеницей, удивительной по качеству и урожайности, а... парком, который заложили недавно на пустыре. Казалось бы, чего диковинного? Ан нет, радостно ему. Светло и радостно, что в селе будет свой ботанический сад с 35 наименованиями деревьев и кустарников.

Доходы хозяйства действительно впечатляют. Работает село. Прибыль в прошлом году была 56 миллионов 345 тысяч рублей: приобретение новой техники - 15 миллионов, строительство - 10, премиальный фонд - около 15. И председатель, конечно, думает прежде всего о расширении производства и повышении качества продукции. В планах - строительство второго молокоцеха, расширение зверофермы, увеличение надоев за счет внедрения передовых агрометодов.

Почем фунт лиха...

Гордость села - детский сад с бассейном. Фото Сергея ПЕРМИНА

 До сих пор он с заметным волнением вспоминает тот поворотный в его судьбе сход сельчан, когда после выписки из больницы, в 78-м, он во всеуслышанье произнес, как клятву: «До болезни я считал, что вы мне родня только по месту жительства - земляки. Теперь все вы родня моя кровная, и я вам обещаю, что из этого хозяйства не уйду никогда и никуда, и все для того сделаю, чтобы вы жили счастливо».

Как назвать то, что творилось во время этих слов в тесно набитом сельском ДК? Плакали и мужики, и бабы. И озарялись их лица. Уж кто, как не они прекрасно понимали, о чем говорил председатель. В Бугакове после спасшего его жизнь прямого переливания текла ИХ кровь!

Как во всем, слова Юрия Федоровича не расходятся с делом. Вот документ: справка по начислению дивидендов на контрольный пакет акций, 1999 год. В ней написано: «Дивиденды, согласно личному заявлению Бугакова Ю. Ф., перечислены с лицевого счета на содержание санатория-профилактория - 470 тыс. рублей, детского сада - 650 тысяч, компенсация на коммунальные услуги - 850 тысяч рублей. Итого: 1.970 тысяч рублей».

Другая справка: по начислению дивидендов на контрольный пакет акций Бугакова Ю. Ф. за 2000 год. Сумма в размере 2.558 тыс. рублей, согласно заявлению акционера, направлена на ту же «социалку».

Если проблема исчерпана - он находит другую, создает ее для себя, а потом преодолевает. Его деятельная натура, энергетика почти осязаемы. И как он работает, так и говорит - крепко, решительно, словно крупным мазком пишет историю. И какую громаду дел он еще может перевернуть - одному Богу известно. Юрий Федорович признался как-то гостившему у него архиепископу, что, к сожалению, не верует. «А в Человека ты веришь?», - спросил его батюшка. «Конечно.» «Значит веришь ты в Бога. И он помогает тебе своей любовью.»

Василий Шукшин рассматривал жизнь, как бой в три раунда: молодость, зрелость и старость. Второй раунд Бугаков выигрывает с честью.

P. S. Урожайность пшеницы на некоторых участках акционерного общества «Ирмень» доходила в этом году до 67 центнеров с гектара, в среднем - 38,9. Надои по отдельным группам коров составляют восемь тысяч литров молока, в среднем по поголовью - семь тысяч. У Центрального рынка работает единственный пока фирменный магазин «Ирмени». Бугаков просил отметить, чтобы горожане внимательно смотрели на этикетки мясо-молочной продукции и не путали фирменную марку АОЗТ «Ирмень» с другими.

Поздравляем вас, уважаемый Юрий Федорович, с избранием депутатом Новосибирского областного Совета. Желаем вам и землякам вашим жить так же красиво и по-русски размашисто, как вы делали это все годы!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: