Прошлой осенью новосибирская «Нива» произвела в Москве настоящий звуковой фурор. А теперь готовится новый эффектный сюрприз. На чемпионате России по автозвуковому спорту в Москве выступят уже не одна, а несколько машин и экипажей из Новосибирска. Наша команда собирается взять призовые места в разных классах.
Мы встретились с командирами команды «Русский звук & Автомастер» Алексеем Сухариным и Николаем Семченко в офисе, где они рассказали об автозвуковом спорте, соревнованиях, своих достижениях и планах на будущее.
- Подозреваю, что многие читатели «Вечерки» слабо представляют, а, может быть, и впервые слышат об автозвуковом спорте...
- Российская федерация автозвукового спорта существует уже два года. В Европе есть своя федерация. В прошедшем сезоне она проводила свой чемпионат в Швеции. Есть и мировая лига этого спорта - чемпионат проходил в США. Все уважающие себя солидные фирмы по производству аудиотехники, автомобильные гиганты, рекламные компании являются постоянными участниками соревнований. Соревнования носят характер не просто спортивного состязания, но еще и шоу-выставки. Здесь можно оценить последние достижения и разработки, внедрение новейших технологий индустрии автозвука в практику. В России пока все значительно скромнее - автоаудиоспорт находится почти в зачаточном состоянии. Хотя, как посмотреть. На соревнованиях в Москве было много зарубежных гостей, которых буквально в изумление привело выступление новосибирской бригады.
Путь к рекорду начинается в автомастерской. |
- Соревнования состоят из двух номинаций. Первая - «Формула звука». Это совокупность оценок за качество звучания специальной тестовой записи, качество установки аудиосистемы, оформление салона и прочее. На прошлогодних весенних соревнованиях в Новосибирске среди 11 команд мы заняли первое место. Однако в Москве в этой номинации мы не принимали участия. Дорого. Для «Формулы звука» нужна особенная, тщательная подготовка и деньги. Тем более что оценка уровня производится по большинству параметров чисто субъективно.
Зато во второй номинации - по неограниченному звуковому давлению - мы стали чемпионами России. «Убойная сила» звука замеряется и фиксируется специальным прибором, который устанавливается в автомобиле. Вся штука в том, чтобы в салоне не было ничего лишнего, что могло бы хоть малым образом способствовать утечке и рассеиванию звука. Убираются кресла, печки, «лишние» педали, задраиваются все мало-мальские щели. При включении аудиоаппаратуры и музыкальной записи должно возникнуть то самое звуковое давление, которое замеряет и фиксирует датчик. Отсюда главная задача - сделать салон машины замкнутым объемом, как можно более герметичным, что-то наподобие барокамеры. Мы надеемся, что характеристики отечественных динамиков и акустическое оформление позволят добиться хороших результатов. Проходящие сейчас испытания вселяют эту уверенность.
- Кто по профессии члены вашей команды?
- Почти все ребята закончили НЭТИ и НЭИС. Специальности - радиоэлектроника и радиотехника. В свое время крепили обороноспособность СССР.
- С чего началось увлечение автозвуковым спортом?
- Все работают в авторемонтных фирмах и занимаются установкой аудиосистем и сигнализаций. Поэтому приход в этот спорт - логичен.
Новосибирские динамики не уступают импортным |
- Эта мощность равна ударной волне боевой гранаты Ф-1, на 20 децибел перекрывает звук взлетающего реактивного истребителя на расстоянии 10 метров и на 30 единиц превышает тот критический порог, когда у человека от жуткого давления рвутся ушные перепонки и лопаются сосуды. Таким образом, 160 дБ - практически смертельная доза для человека. Просчитанный физиками теоретический предел равняется 182 децибелам. Вот к этой величине спортсмены и стремятся. Возможность достижения такого уровня звукового давления характеризует высоту технологий и качества применяемого оборудования, показатель развития науки и технических средств. Поэтому «гонка за децибелами» - не просто спортивный интерес, но еще научный и коммерческий.
- Как проходили соревнования в Москве?
- Команда «Русский звук» выступала на старушке-«Ниве». Мы выкрасили ее в камуфляжный «военный» цвет. Без автозвуковой «начинки» - динамиков, акустического оформления, усилителей - машина весит 1,2 тонны, вместе с ней - 2,5 тонны. «Ниву» мы доставили в Москву по железной дороге, затем в парк «Сокольники» на автоэвакуаторе. В связи с проводимым в то время в столице усилением режима передвигаться своим ходом на «боевой» машине просто не рискнули...
- Но машина может передвигаться самостоятельно?
- Конечно. Но только на небольшие расстояния - слишком большой вес, нагрузка на двигатель, расход топлива, да и нет такой необходимости. Кстати, за Уралом аналога нашей «Ниве» нет. В России это одна из пяти профессиональных машин и первая из них.
«Убойная сила» на четырех колесах может соперничать с бронетехникой |
Итак, новосибирская команда по автозвуковому спорту стала чемпионом России, пройдя заключительный этап соревнований по неограниченному звуковому давлению - «dB Drag Россия 2001». Вот что написал о выступлении новосибирцев российский журнал «Car & Music»: «Узнав о проделанном «Нивой» пути (3600 км в один конец!), зрители прониклись к сибирякам большой симпатией и стали активно за них болеть. Грозная машина не подвела своих болельщиков. Они с восторгом встретили объявление судей о результате 161,5 дБ. Результат предыдущего летнего замера удалось улучшить на 9 дБ! Что и говорить, просто отличный показатель. К тому же команда завоевала звание чемпиона России, что особенно радует. Не Москвой единой!.
Сейчас ребята всеми мыслями на предстоящих соревнованиях. А еще есть огромное желание устроить летом для Новосибирска настоящее музыкальное шоу-соревнование, где зрители могли бы поболеть за участников и «музыкально» отдохнуть. Они надеются, что в автозвуковой спорт придут сотни автолюбителей и профессионалов, будет создано Сибирское отделение федерации автозвукового спорта. Под ее эгидой планируется создание SPL-клуба и организация открытого чемпионата Новосибирска под девизом «Музыка против наркотиков».