Новосибирск 9.3 °C

Вся страна в большом долгу перед родиной Шойгу

01.02.2002 00:00:00

 Был такой старый вопрос армянскому радио еще в советские времена: «Скажите, пожалуйста, почему космонавта Берегового запустили в 23.50 по московскому времени?» Ответила легендарная радиоточка так: «Сильный был мужик - долго сопротивлялся».

Эта история пришла мне на память при въезде на маленькую, но гордую территорию России - Республику Тува. Сегодня это название если и звучит, то в связи с именем батыра-спасателя Шойгу - этакая родина отечественных Чипов и Дэйлов. А на самом деле Тува - регион прелюбопытнейший. Сегодня уже мало кто помнит, что последними в состав СССР были приняты отнюдь не покоренные Сталиным прибалты. Тех присоединили силой в 1940-м, а Республика Тува соизволила добровольно войти в состав Союза только в октябре 1944-го.

Жалеют тувинцы об этом теперь или нет - другой вопрос, но выйти им уже не удалось: в нашем отечестве, как известно, вход - рубль, а выход - два. В 1991-м с правом свободного выбора повезло только бывшим союзным республикам, а Тува к тому времени имела лишь автономный статус. Тут уж скорее повезло России - что бы мы сейчас делали без Шойгу и его команды?

Будда тувинцев не обидел

 Площадью бог по имени Будда Туву не обидел - 170 тысяч квадратных километров, почти столько же, сколько и в Новосибирской области (у нас - 178 тысяч). Зато населения послал мало - 310 тысяч человек, примерно, как в Ленинском районе Новосибирска. Двое из трех населяющих Туву - тувинцы, треть населения живет в столице Тувы - Кызыле.

Дорога сюда свирепая, но красоты неописуемой. Начинается она от ближайшей станции Абакан - отсюда до Кызыла 390 километров по федеральной трассе М-54 «Енисей». Оба раза - туда и обратно - мы преодолевали это расстояние за семь часов с хвостиком: быстрее по «Енисею» зимой в январе ездят только смертники.

Поначалу трасса как трасса - вьется себе по плоским холмикам Минусинской котловины. Провинциально-сонный Абакан - столица чуть менее гордой, чем Тува, но тоже симпатичной Республики Хакасия - запоминается разве что тройным мемориалом поэту Пушкину. Сперва на выезде мелькает неоновая вывеска «Обувь на Пушкина» - говорят, в магазинчике представлен единственный размер, в точности соответствующий ноге классика; затем, через пару минут, неоновая же надпись «Мойка» и чуть поодаль, как и положено по биографии поэта, дорожный указатель «Черная Речка». Для комплекта не хватает разве что деревни Дантесовки.

«Пятьдесят четвертая» асфальтовой змеей втягивается в Саянский хребет. Это самый красивый участок трассы с многометровыми елями, скалами загадочной формы и полным комплектом зимнего очарования по обе стороны дороги. Впереди маячат два грозных перевала - Ойский и Уйбинский. На первом из них пару лет назад снежной лавиной прямо на дороге похоронило такую же, как у нас, «Волгу» с пассажирами - погибли все. Теперь на этом проклятом месте сделан навес с колоннадой - от греха подальше. Метель и гололед здесь в это время постоянны, как и чуть ли не круглосуточный труд дорожников: без него трассу заносит за несколько часов. Бывает, что пурга все же закрывает движение через перевалы - в такие моменты Туве впору отделяться от России.

Но вот перевалы пройдены - горные леса сменяются безлесной степью Туранской котловины. Пограничный пост ГИБДД - и мы в Туве.

Красная столица

 Кызыл по-тувински - «красный»: главная улица Новосибирска там бы как раз называлась Кызыл проспект. Диковатое для русского обилие «ы» для тюркских языков привычно - тот же Кыргызстан, к примеру. Впрочем, в 91-м на волне демократии и Туву переименовали в Тыву, но потом, когда наступило демократическое похмелье, постепенно вернулись к привычному написанию.

Первое сильное впечатление от тувинской столицы - переправа через Енисей, который здесь не намного уже Оби. Единственный мост довольно хлипкого вида закрыт на постоянный ремонт, и все машины едут прямо по льду Енисея под бдительным присмотром ГИБДД и спасателей. Именно тут, говорят, мальчик Шойгу и выбрал будущую профессию. На обоих берегах развешены строжайшие надписи о высадке пассажиров, которые должны пересекать реку отдельно от транспорта пешком. Естественно, никто их не соблюдает: машин в Туве хватает, населения тоже, а господствующий в республике буддизм к вопросам жизни и смерти, включая ледяную купель, относится весьма философски.

Буддизм, как известно, - религия тихая и мирная: ни фанатиков тебе, ни экстремизма, полное непротивление злу насилием. Впрочем, при советской власти это не спасало - давили ее так же, как и православие по всему СССР. Первый капитальный храм с собственным официальным ламой был построен в Кызыле уже в эпоху президента Ельцина, а самыми ревностными прихожанами, как и по всей России в целом, стали бывшие партийные и комсомольские работники: блестящий материал для научных выводов как по психологии, так и по психиатрии.

Впрочем, был в местной истории момент, когда не спас и буддизм, - из песни слова не выкинешь. Начало девяностых годов, когда по призыву Бориса Николаевича регионы хапали суверенитет кто сколько сможет, привело и в тихой Туве к появлению мощного национального движения с основным лозунгом «Русские, вон из Тувы!» Усердствовала в основном тувинская молодежь - но так, что тем, кто лицом не вышел в тувинца, мало не казалось.

Мордобойный процесс роста тувинского национального самосознания со временем зачах потихоньку. Оказалось, что при плотности населения в два человека на квадратный километр эти двое всегда между собой договорятся. Бутылка «огненной воды», пара стаканов, нехитрая степная закусь - и вот уже русский с тувинцем снова братья навек. И то, что сегодня республику возглавляет тувинец, а мэр Кызыла - русский, уже по большому счету никого не волнует. Тем более что когда сошла накипь национализма, тувинцы опять стали теми, кем они и были изначально: маленьким, но мудрым восточным народом интереснейшей истории и культуры.

Политика российской столицы по отношению к Туве со времен Бориса Николаевича практически не изменилась: начихать на эту самую Туву с кремлевской колокольни по большому счету и забыть. Лоббисты из тувинцев неважные: не приучен гордый кочевник ползать на брюхе перед московским чиновником, что тут поделать. Промышленность в республике мирно померла - спасибо Егор Тимурычу! - но голода нет, ибо местное мясо и молоко приходится потреблять на месте: их вывоз нерентабелен. Нефти нет. Полезные ископаемые есть, но опять же вытаскивать их отсюда себе дороже: «железного коня» МПС в Туве нет и не было, а возить руду грузовиками за сотни верст по меньшей мере несерьезно.

Зачем туркам Тува?

 Так и живет Тува сама по себе. Но свято место, как известно, пусто не бывает. Неожиданно для многих забытым российским регионом заинтересовалась страна Турция. И вот несколько лет назад здесь, как, впрочем, и еще на трех территориях - в Якутии, Бурятии и Хакасии - открылось любопытное учебное заведение: Тува-Турецкий лицей.

Система обучения - интернат. Учатся дети из всех районов (по-местному кожуунов) республики, причем не столько самые богатые, сколько самые талантливые, прошедшие отбор. Есть лицеисты как из тувинских, так и из русских семей. Официальных языков, изучаемых в обязательном порядке, - четыре: тувинский, турецкий (они весьма близки - та же тюркская группа), английский и русский. Финансирование в основном турецкое. Преподаватели - как из Тувы, так и из Турции, но программы и учебники написаны турками. Основной язык, на котором преподаются точные науки, - английский, так что дети им владеют весьма неплохо.

Радоваться бы, да ничего подобного: были и письма, и доносы доброжелателей в компетентные органы - куда, дескать, ФСБ смотрит? Но как раз чекисты повели себя мудро: процесс создания и работы лицея закреплен межгосударственными соглашениями тувинской и турецкой сторон, антироссийской пропаганды в лицейских программах нет, так что нет и повода для вмешательства. А когда оказалось, что выпускники лицея из скромной Тувы с легкостью поступают в вузы любой географии, от Москвы и Питера до Лондона и Стамбула, то бдительность меньшинства местного населения была здорово придавлена гордостью большинства за новое поколение республики. Мне показывали доклады учеников лицея по этнографии Тувы и даже по философии, с успехом сделанные на английском языке на международных (!) конференциях, - вот вам и окраина России.

Непонятным для российского менталитета оставался один момент:
а туркам-то все это зачем?

  Правда такова: во всех странах самыми окупаемыми для нации считаются расходы именно на образование. Талантливый специалист в нормальном государстве куда ценнее десятка танков или самолета Су-27. Так что Турция не в накладе: вкладывая минимум средств, готовить квалифицированнейшие кадры - выгодный бизнес.

Есть еще одна сторона - о ней мне прямо говорили турецкие специалисты. Сегодня Турция весьма заинтересована в российском рынке. Но средний турецкий бизнесмен в России мало кому интересен из-за незнания российского менталитета и неизбежного языкового барьера. Вот и возникла идея - создать сразу в нескольких регионах России слой российской молодежи, прекрасно образованной и свободно владеющей четверкой языков, включая тот самый турецкий: отличные бизнес-кадры для будущих совместных компаний.

Было сказано и другое: сегодня Турция очень заинтересована и в контактах с Новосибирском. Оно и понятно: бизнес-привлекательность Новосибирска и Кызыла суть вещи несопоставимые по масштабу. И аналогичный лицей в Новосибирске мог бы быть создан и представлял бы даже больший интерес для Турции, но... Скажем так - пока взаимопонимания по части организации и аренды помещения найти не удалось.

Тем не менее Турция в любом случае не прогадает - хотя бы за счет тувинской базы. Да и нам в России всегда можно утешиться старой песенкой: «зато мы делаем ракеты и зачищаем кой-кого». Ибо каждому, как говаривали когда-то в Европе, свое - что богатой Турции, что большому Новосибирску, что маленькому, но гордому Кызылу.

Новосибирск-Кызыл-Новосибирск

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: