На вопросы читателей отвечает благочинный церквей Центрального округа Новосибирска протоиерей Павел Патрин
Записки с именами
Что означают записки с именами, которые подают верующие, и почему у них разная цена?П. Нефедов
Самая главная церковная служба - литургия - состоит из нескольких частей. Во время одной из них, называемой проскомидией, священник совершает особое священнодействие: приготовление из принесенного хлеба и вина вещества для главной части богослужения - святой евхаристии. При этом совершается поминовение членов церкви Христовой, здравствующих и усопших, и священник, вынимая частицы из специально выпеченного хлеба - просфоры, поминает тех, чьи имена вписаны в записки.
В нашем Вознесенском соборе существуют три вида записок, в которые верующие люди вписывают имена своих близких: заказная обедня, простая обедня и вид записки, условно названный проскомидией (хотя на проскомидию попадают все три вида записок). Если обедня заказная, то священник поминает каждое имя, вписанное в записках, если записка относится к разряду простой обедни или проскомидии, то священник молится о всех в целом такими словами: «Помяни, Господи, принесших и их же ради принесоша», то есть просит Господа помянуть всех, кто записки написал, и тех, кто в них вписан.
Кроме того, имена из заказных записок читаются во время литургии на специальном молении - просительной ектенье, а также на молебне после литургии (то есть имя поминается во время службы три раза), имена из простой обедни также поминаются на молебне. Цена у этих записок разная. Брать деньги за записки - вынужденная мера современной жизни. Церковь всегда содержалась на пожертвования верующих. До революции прихожане сами содержали храмы: заботились об их благоукрашении, обеспечивали содержание церковного притча и служащих. Теперь сбор пожертвований - забота самой церкви. Плата за записки - это и есть жертва храму. Причем дифференциация записок дает возможность внести лепту в зависимости от своего благосостояния.
В записки вносятся имена только тех, кто крещен в православной церкви. Если записка об упокоении, то пишутся имена людей крещенных и отпетых по православному обряду. Часто спрашивают: можно ли в записки вносить имена людей крещеных, но не посещающих храм и не участвующих в церковных таинствах? Не только можно, но и нужно (если эти люди открыто не хулят веру и публично не отреклись от нее). Кому же, как не церкви, заботиться о своих заблудших чадах? Нужно и самим не забывать молиться Господу о вразумлении своих отпавших от веры близких.
Богоявленская и крещенская -
одна и та же святая вода
В. П. Прохорова
Вода, освящаемая великим чином в Сочельник и на Крещение, - одна и та же, и называется крещенская богоявленская святая вода (агиасма). Ходить за святой водой два раза не нужно. Так что в том, что эту воду смешали, греха нет. Грех заключается в сеянии суеверий и неправославных суждений о разночтимости богоявленской и крещенской воды.
Когда Дух Святой покидает воду
Правда, что у тех, кто берет святую воду со скандалом, она превращается в воду обычную?Н. Сергеев
Действительно, старцы говорят, что Дух Святой покидает воду у тех, кто приобретает ее с немирным состоянием души.
От грехов очищаются не купанием
Говорят, что в ночь на Крещение из крана течет святая вода. Моя знакомая набирает в это время воду в ванну и купается, чтобы смыть накопленные за год грехи.К. С.
В годы гонений на церковь благочестивые верующие люди в ночь на Крещение набирали воды из крана и свято верили, что вода эта крещенская. И Господь по вере их и давал им. От этой воды исцелялись, и она не портилась в течение нескольких лет. Если вера вашей знакомой так же сильна, то ей многие должны позавидовать. Но если она эту святую воду после купания в ванне спускает в канализацию, то тут речь может идти уже не о зависти, а о жалости - этого делать ни в коем случае нельзя. Что же касается очищения грехов, то они очищаются не купанием в ванне, а при помощи таинства исповеди и причастия.