Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Два Дон Жуана

08.02.2002
Сразу два театра почти одновременно обратились к образу гениального соблазнителя (что не удивительно, бывали времена, когда в один год сразу три «Чайки» «выпархивали» на новосибирские сцены). Можно по-разному объяснять пик интереса к нестареющему образу.

 Сразу два театра почти одновременно обратились к образу гениального соблазнителя (что не удивительно, бывали времена, когда в один год сразу три «Чайки» «выпархивали» на новосибирские сцены).

Можно по-разному объяснять пик интереса к нестареющему образу. Московский режиссер Владимир Оренов («Дон Жуан» Мольера, театр «Старый дом»), например, полагает, что в век, «когда донжуанов все меньше, а гомосексуалистов все больше, отношение к «донжуанству» должно меняться в корне».

А режиссер из Санкт-Петербурга Петр Шерешевский («Последняя любовь Дон Жуана», театр «Красный факел») утверждает, что Дон Жуан тут вообще ни при чем - и вся история для него лишь повод поговорить об особенно волнующих лично его вещах...

«Старый дом»
Дон Жуана играет женщина. Но это не «розовая история»

 Не только Дон Жуана, но и все мужские роли в спектакле играют женщины-актрисы. Московский режиссер Владимир Оренов, поставивший спектакль, не видит в этом ничего особенного. Играли же Гамлета Сара Бернар и Алла Демидова... Оренов вообще сторонник того, чтобы, «оценивая актерскую игру, не начинали с того, что у человека между ног». Логично!

Сцены соблазнений при таком раскладе, естественно, сведены до чистой условности. Было бы странно, согласитесь, если бы, например, Елена Жданова (Дон Жуан) вдруг начала «до полной гибели всерьез» соблазнять Халиду Иванову (донья Эльвира). (Зритель, впрочем, сегодня продвинутый, видал и не такое). Оренова не интересовала ни «розовая любовь», ни «голубая», ни гермафродитство, ни... Мало того, он вообще ставил спектакль не про бабника (как, впрочем, и Мольер никогда не писал пьесы про бабника), и вообще представление Дон Жуана банальным соблазнителем - лишь вульгарная эмблема этого сложного, противоречивого, никогда не устаревающего образа, находящего своих рьяных сторонников и не менее рьяных оппонентов.

Оренов, прежде всего, ставил драму веры и неверия, свободы и вседозволенности. Его Дон Жуан не верит ни в Бога, ни в черта, ни в таинство смерти, ни в святость брака, ни в вечную любовь, ни в любовь вообще, ни в постоянство чувств. Для него не существует ни авторитетов, ни догм, ни общепринятой морали. «Шаги командора» для него - лишь способ пережить неведанное прежде острое ощущение на фоне общей пресыщенности. Он бы и рад во что-нибудь уверовать, да не во что... Одним словом - «сумерки богов», «бог умер» и все такое...

Надо ли объяснять, что со всем этим «джентльменским набором» Дон Жуан - наш человек. И его страдания как нельзя более актуальны в век «разгула демократии». Парадоксально, но кто бы мог подумать, что «пристойный» текст может зазвучать столь вопиюще «постмодернистски». Дон Жуан станет типичным постмодернистским персонажем - с разорванным сознанием и недоверием к традиционным ценностям, а общий контекст будет густо приправлен иронией и самоиронией.

Иронии и самоиронии в спектакле хватает. Чего стоит одна заключительная сцена - сошедшая с постамента статуя командора уводит под белы руки зарвавшегося Жуана куда-то вглубь сцены, к аляповатому заднику, густо разрисованному чудовищно-яркими цветами. В этой «лужайке», как в каморке папы Карло, должна открыться потайная дверца... Всю мизансцену сопровождает добрая «музычка» из старого советского кино «Золотой ключик». Скажете, ерничанье и стеб? И трагический Дон Жуан не брат дурачку Буратино?.. А почему бы, собственно, и нет? От серьезных лиц, в конце концов, просто рябит в глазах... И как приятно удивиться и расслабиться под занавес...

Играется спектакль без привычного «мольеризма» - без кружев, камзолов и прочего антуража галантной эпохи. Если смотреть на сцену и не слушать, то угадать, что именно играется, практически невозможно. В декорациях с морским пейзажем и вяленой рыбой с тем же успехом можно играть Гольдони или, например, «Белеет парус одинокий»... Режиссер признается, что, начиная работать над спектаклем, намеренно ввел в заблуждение художника-постановщика Татьяну Спасоломскую, объявив ей, что будет ставиться Жванецкий. Безобидный обман должен был освободить от психологического штампа.

- Психологический штамп - страшное дело. И она с собой боролась, и я с собой боролся по мере сил, - признается режиссер.

Жанр спектакля определен «женскими играми на берегу» моря. Играет «женская команда» (Елена Жданова, Ирина Серебровская, Халида Иванова) с большим удовольствием и самоотдачей. Елена Жданова признается, что, побывав в шкуре Дон Жуана, она стала несколько по-иному воспринимать мужчин...

А своего героя Оренов (вопреки пьесе) не карает.

- Я считаю, что родиться Дон Жуаном - счастье, и сам он заслуживает если не счастья, то, как булгаковский Мастер, - покоя.

Как заслуживаем покоя мы все, безмерно уставшие от бесчисленных революций...

«Красный факел»
Дон Жуан любит мужчину. Но это не «голубая история»

Сцена из спектакля «Последняя любовь Дон Жуана». Театр «Красный факел».Фото Бориса ВОЛКОВА

 Более всего молодого петербургского режиссера Петра Шерешевского в пьесе Эрика Шмитта (один из популярных европейских режиссеров), по его признанию, занимает концепция любви:

- Любовь возможна лишь тогда, когда два человека не перешагнули дистанцию. Стоит им проникнуть друг в друга, слиться - и все разрушится. Но не сломать эту последнюю границу - выше человеческих сил...

Дон Жуан в спектакле «Красного факела», собственно, и ставится в ситуацию невозможности «проникнуть друг в друга и слиться». Он встречает идеального для себя человека (Шевалье), свою вторую половину, сказали бы мы, если бы эта «вторая половина» не оказалась... мужчиной.

- Только столкнувшись с непреодолимой границей пола, Дон Жуан осознает возможность настоящего глубокого чувства, - объясняет идею режиссер.

Шевалье и оказывается той самой настоящей и единственной любовью, которую Дон Жуан, перебирая тысячи женщин, искал, имея в этой бесконечной войне лишь быстро забываемые мгновения удовольствия, физическое утомление и муляжи вместо подлинных чувств.

Но в этом вечном поиске и перемещении, в постоянной смене женщин было хоть какое-то движение. Теперь, когда любовь найдена и потеряна, искать нечего, двигаться некуда... И Дон Жуан умирает. Это, собственно, и есть возмездие, уготованное ему пьесой и спектаклем. Прощальная попытка выжить - осуществить любовь, женившись на сестре своего «предмета», заканчивается ничем - в Анжелике де Шивревиль он находит тот же муляж чувств, что и в тысяче других женщин... Такая вот занятная философия.

Сергей Пиоро, сыгравший главную роль, говорит, что более всего ему и всем работавшим над спектаклем не хотелось бы, чтобы история Дон Жуана было понята как «голубая».

- Я не играл голубую историю...

А какой, право, соблазн и какое мстительное удовольствие для всех обиженных женщин вдруг узнать, что коварный соблазнитель, гениальный путешественник по дамским койкам - всего лишь не определившийся с собственной сексуальной ориентацией субъект!.. Однако на «голубую историю» и непозволительное крушение мифа о Дон Жуане как самом «мужчинском» мужчине» создатели спектакля не решились.

Кстати, о мифах. Есть тенденция представлять Дон Жуана бесценным подарком для женщин. По мнению того же Владимира Оренова, «Дон Жуан - необходимый женщине обман, создающий ей иллюзию мечты, красоты и джентльменства». В этой «подарочной» версии за кадром остается обратная, совсем не джентльменская сторона медали.

В «Последней любви...» именно эта обратная сторона и выходит на первый план. Жертвы Дон Жуана объединяются в жажде беспощадной мести. «Дамский клуб» намерен призвать недостойного к ответу. Сцены заседаний в «клубе по интересам» - пожалуй, самые интригующие и увлекательные моменты спектакля. Как накаляется воздух на сцене и как почти физически ощутимы токи, исходящие от каждой из дам! Разве могут быть четыре женщины дружны или хотя бы просто спокойны, если между ними стоит один мужчина, и этот мужчина - Дон Жуан?

К чести нового спектакля скажем, что он не только очень психологичен, но и достаточно увлекателен по сюжету. Интрига удерживает в напряжении до самого конца, заставляя до последней реплики угадывать, что, собственно, случилось с милашкой Дон Жуаном и почему уже два месяца и девять дней он предается аскезе, не интересуется женщинами и в его блокноте не появляется новых имен...

В спектакле заняты Сергей Пиоро, Анна Покидченко, Галина Алехина, Виктория Левченко, Татьяна Классина, Виталий Коваленко и другие. Ближайший спектакль 16, 17 февраля.

Резонанс
Новости
Новые банкноты номиналом две тысячи рублей появятся в обиходе новосибирцев уже до конца этого года. Центробанк начал поставлять в регионы купюры, выпущенные еще в начале октября.
Роман Бобров стал новым главой Барабинска Новосибирской области. За кандидатуру бывшего заместителя главы города 15 декабря проголосовали больше половины присутствующих депутатов на сессии городского совета.
15.12.2017 ТРАНСПОРТ
В начале недели в Бердске появился первый автобус, оборудованный для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья. Он снабжен специальным подъемником для инвалидов-колясочников.
Калорийность рациона новосибирцев стала рекордно высокой с 2003 года. Она достигла 2675 ккал по итогам прошлого года, подсчитал Росстат. Молодежь не может устоять перед колбасой и шоколадом, а старшее поколение балует себя бужениной и ягодами.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников подписал распоряжение об освобождении Юрия Прощалыкина от временно замещаемой должности заместителя губернатора по собственному желанию. Распоряжение подписано 15 декабря.
В больнице под Новосибирском мужчины распивали спиртное, внезапно между ними возник конфликт: один избил второго деревянным подлокотником от дивана по голове.