Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Тридцать лет исполнилось... самолету

09.02.2002
9 февраля самому популярному российскому самолету Ту-154 исполнилось 30 лет. В новосибирском аэропорту первые Ту-154 появились в 1974 году. Сейчас в нашем городе остался только один из трех командиров экипажей, которые первыми сели за штурвал новейших по тем временам самолетов. Виталий Клоков проработал пилотом в общей сложности 35 лет, а так как в авиации год считается за два, то его трудовой стаж составляет семьдесят лет. Виталий Павлович рассказал нам о самом начале воздушной истории Ту-154.

 9 февраля самому популярному российскому самолету Ту-154 исполнилось 30 лет. За это время в полет отправились более 950 машин.

В новосибирском аэропорту первые Ту-154 появились в 1974 году. Сейчас в нашем городе остался только один из трех командиров экипажей, которые первыми сели за штурвал новейших по тем временам самолетов. Виталий Клоков проработал пилотом в общей сложности 35 лет, а так как в авиации год считается за два, то его трудовой стаж составляет семьдесят лет. Виталий Павлович рассказал нам о самом начале воздушной истории Ту-154.

- Начали эксплуатировать эти самолеты в 1972 году во Внуково. А через два года к нам пришел вызов из Ульяновска, там летчиков переучивали, готовили к полетам на новых машинах. Набрали три экипажа, самых подготовленных пилотов. Я к тому времени летал уже давно. Летное училище закончил в конце сороковых. Работал в Киеве, потом в Новосибирске. В общем, не успели мы приехать в Ульяновск, нам рассказывают: первый несчастный случай произошел с Ту-154 именно на учебной площадке, причем недавно. Положено, чтобы пилот сначала летел с инструктором. В один из таких учебных полетов инструктор командует: «убрать закрылки!» - а пилот неправильно повернул рычаг, и закрылок отвалился. Еле-еле смогли сесть. И нам достается тот же инструктор! Ну, ничего, все обошлось.

...Выучились. Через какое-то время приказ - получить самолеты. Мы должны были прилететь ровно в три часа дня. Митинг, люди ждут. Прибыли точно, с шикарным разворотом сделали второй круг перед посадкой. А самолет-то великолепный: блестит, линия синяя по борту. Встречали, конечно, аплодисментами. Настроение тогда у людей было очень приподнятое: в космос полетели, самолеты новые мирового уровня. Хотелось расти, расти...

Действительно, тогда небо казалось безоблачным, а авиаперелеты - лучшим и безопасным способом передвижения. Спустя 30 не самых спокойных лет, все выглядит несколько иначе. Недавно были опубликованы данные официальной статистики катастроф, произошедших с самолетами марки Ту-154. Оказывается, именно с ним связано наибольшее количество происшествий. За все время случилось около 50 аварий. В 23 случаях погибли люди. В общей сложности Ту-154 в прямом смысле отправил на небо более 2 тысяч человек. Забыть об этом невозможно даже в день рождения. Но и хвататься за голову и бежать подальше от аэропорта тоже не стоит. Ничего удивительного не произошло: Ту-154 был и остается самым массовым среднемагистральным лайнером, и по теории вероятности с ним и должно было произойти больше неприятностей, чем с другими самолетами. Может показаться, что сейчас их стало гораздо больше. Но это всего лишь вопрос доступности информации. Просто раньше о гибели самолетов распространялись весьма неохотно. Так что фортуна к Ту-154 спиной не повернулась, и процент аварий по сравнению с числом успешных полетов очень невелик. А любой здравомыслящий человек все-таки предпочтет владеть информацией в полном объеме, чем о тех или иных происшествиях не знать.

Виталий Клоков: «Настроение тогда было очень приподнятое»
 Последние трагедии в Иркутске и на Черном море помнят все, а вот более ранние аварии в те годы тщательно замалчивались, и знали о них немногие. Виталий Павлович рассказал нам об одной из них, участником которой чуть было не стал сам.

- За всю свою жизнь я не угодил ни в одну серьезную аварию. Хотя рядом со мной происходили трагические случаи: и по вине пилотов, и по вине техники. А однажды самолет разбился из-за ротозейства наземных служб. В нем мог быть и я со своим экипажем. В 84-м году мы совершали полет в Краснодар. В Омске - дозаправка. Прилетели нормально. В Краснодаре нас ждал сменный экипаж, они пилотировали самолет на обратном пути в Новосибирск через Омск. К Омску подлетели ночью, темно, кругом снег. Получили разрешение на посадку и стали снижаться. А в это время на аэродроме прямо на полосе стояли три снегоочистительные машины. Как выяснилось позже, офицер, контролирующий полеты, заснул! И не сообщил диспетчеру, что машины остались на полосе. Ребята все их и собрали... Одну задели, вторую... Оторвалось крыло, самолет стал заваливаться на бок, загорелся. А обшивка сразу начинает страшно дымить, задохнуться можно уже через минуту. Дверь в салоне заклинило. Пассажиров спасти не удалось, погибли 174 человека. Экипажу удалось спастись: в кабине открывается форточка и есть трос. Потом я вез весь экипаж в санаторий: отправили отдыхать и лечиться. После этого кошмара командир экипажа спать не мог: ему казалось, что это он убил людей. Хотя пилоты не были ни в чем виноваты, их даже не заставляли присутствовать в зале суда. А бортинженер рассказал мне, как чувствовал себя в те минуты. Сам, говорит, не помню, как перемахнул через командира и полез в форточку. А людям некуда было деваться.

Но это же не самолет, это люди виноваты. А по техническим показателям Ту-154 подводит крайне редко. И заслуженно считается лайнером мирового уровня. Многие аэропорты за рубежом отказались принимать отдельные марки российских самолетов, но для Ту-154 воздушные двери открыты всегда. Новая его модификация устраивает и по уровню оборудования, и по шумовым характеристикам.

В Москве по случаю тридцатилетия большой праздник, на котором присутствует и наш пилот-ветеран Виталий Клоков.

Вам было интересто?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Крупную свалку в Барабинске закроют к 2024 году в рамках федерального проекта «Чистая страна». Ранее суд уже выносил решение о ликвидации свалки, расположенной в черте города, однако оно не было выполнено.
Полевые мыши умеют различать числа - к такому выводу пришли сибирские ученые. Они провели исследования десятков грызунов. Оказалось, что животные способны в буквальном смысле слова вычислить путь к любимому лакомству и рассчитать, как не попасть на обед к хищникам.
Жители частного сектора сразу в нескольких районах Новосибирска жалуются на плохую уборку снега на дорогах. Люди рассказывают, что к ним не могут проехать ни такси, ни скорая помощь. Информацию проверил Николай Сальников.

Была директором клуба, руководителем ансамбля, заведующей ФАПом в деревне. После смерти мужа переехала в Новосибирск и получила категорию «нарколог-психолог», работала в наркологии. А пять лет назад сбежала от гражданского мужа и попала в комплексный центр адаптации. 48-летняя Елена Тартмина, медицинская сестра приюта православной церкви, рассказала о своей удивительной судьбе и о том, почему ей не стыдно за то, что она жила вместе с бомжами.

18.03.2019 Жилье. ДОМ
Реализация нацпроекта «Жилье и городская среда» совпала с революционной реформой в строительной отрасли – переходом на «проектное финансирование»: теперь строительным компаниям придется работать с эскроу-счетами, чтобы аккумулировать и защитить средства дольщиков. Но далеко не все застройщики готовы к реформе, что внушает опасения инвесторам при покупке квартир в новостройках. Какие строительные компании заслуживают доверия?

«Куклы детства моего» - выставка из коллекции жительницы села Егорьевское Татьяны Губкиной работает в Егорьевской библиотеке-музее Маслянинского района с 1 марта по 1 апреля. В экспозиции представлены куклы из нашего советского детства – добрые и наивные.