Новосибирск 9.7 °C

Тридцать лет исполнилось... самолету

09.02.2002 00:00:00

 9 февраля самому популярному российскому самолету Ту-154 исполнилось 30 лет. За это время в полет отправились более 950 машин.

В новосибирском аэропорту первые Ту-154 появились в 1974 году. Сейчас в нашем городе остался только один из трех командиров экипажей, которые первыми сели за штурвал новейших по тем временам самолетов. Виталий Клоков проработал пилотом в общей сложности 35 лет, а так как в авиации год считается за два, то его трудовой стаж составляет семьдесят лет. Виталий Павлович рассказал нам о самом начале воздушной истории Ту-154.

- Начали эксплуатировать эти самолеты в 1972 году во Внуково. А через два года к нам пришел вызов из Ульяновска, там летчиков переучивали, готовили к полетам на новых машинах. Набрали три экипажа, самых подготовленных пилотов. Я к тому времени летал уже давно. Летное училище закончил в конце сороковых. Работал в Киеве, потом в Новосибирске. В общем, не успели мы приехать в Ульяновск, нам рассказывают: первый несчастный случай произошел с Ту-154 именно на учебной площадке, причем недавно. Положено, чтобы пилот сначала летел с инструктором. В один из таких учебных полетов инструктор командует: «убрать закрылки!» - а пилот неправильно повернул рычаг, и закрылок отвалился. Еле-еле смогли сесть. И нам достается тот же инструктор! Ну, ничего, все обошлось.

...Выучились. Через какое-то время приказ - получить самолеты. Мы должны были прилететь ровно в три часа дня. Митинг, люди ждут. Прибыли точно, с шикарным разворотом сделали второй круг перед посадкой. А самолет-то великолепный: блестит, линия синяя по борту. Встречали, конечно, аплодисментами. Настроение тогда у людей было очень приподнятое: в космос полетели, самолеты новые мирового уровня. Хотелось расти, расти...

Действительно, тогда небо казалось безоблачным, а авиаперелеты - лучшим и безопасным способом передвижения. Спустя 30 не самых спокойных лет, все выглядит несколько иначе. Недавно были опубликованы данные официальной статистики катастроф, произошедших с самолетами марки Ту-154. Оказывается, именно с ним связано наибольшее количество происшествий. За все время случилось около 50 аварий. В 23 случаях погибли люди. В общей сложности Ту-154 в прямом смысле отправил на небо более 2 тысяч человек. Забыть об этом невозможно даже в день рождения. Но и хвататься за голову и бежать подальше от аэропорта тоже не стоит. Ничего удивительного не произошло: Ту-154 был и остается самым массовым среднемагистральным лайнером, и по теории вероятности с ним и должно было произойти больше неприятностей, чем с другими самолетами. Может показаться, что сейчас их стало гораздо больше. Но это всего лишь вопрос доступности информации. Просто раньше о гибели самолетов распространялись весьма неохотно. Так что фортуна к Ту-154 спиной не повернулась, и процент аварий по сравнению с числом успешных полетов очень невелик. А любой здравомыслящий человек все-таки предпочтет владеть информацией в полном объеме, чем о тех или иных происшествиях не знать.

Виталий Клоков: «Настроение тогда было очень приподнятое»
 Последние трагедии в Иркутске и на Черном море помнят все, а вот более ранние аварии в те годы тщательно замалчивались, и знали о них немногие. Виталий Павлович рассказал нам об одной из них, участником которой чуть было не стал сам.

- За всю свою жизнь я не угодил ни в одну серьезную аварию. Хотя рядом со мной происходили трагические случаи: и по вине пилотов, и по вине техники. А однажды самолет разбился из-за ротозейства наземных служб. В нем мог быть и я со своим экипажем. В 84-м году мы совершали полет в Краснодар. В Омске - дозаправка. Прилетели нормально. В Краснодаре нас ждал сменный экипаж, они пилотировали самолет на обратном пути в Новосибирск через Омск. К Омску подлетели ночью, темно, кругом снег. Получили разрешение на посадку и стали снижаться. А в это время на аэродроме прямо на полосе стояли три снегоочистительные машины. Как выяснилось позже, офицер, контролирующий полеты, заснул! И не сообщил диспетчеру, что машины остались на полосе. Ребята все их и собрали... Одну задели, вторую... Оторвалось крыло, самолет стал заваливаться на бок, загорелся. А обшивка сразу начинает страшно дымить, задохнуться можно уже через минуту. Дверь в салоне заклинило. Пассажиров спасти не удалось, погибли 174 человека. Экипажу удалось спастись: в кабине открывается форточка и есть трос. Потом я вез весь экипаж в санаторий: отправили отдыхать и лечиться. После этого кошмара командир экипажа спать не мог: ему казалось, что это он убил людей. Хотя пилоты не были ни в чем виноваты, их даже не заставляли присутствовать в зале суда. А бортинженер рассказал мне, как чувствовал себя в те минуты. Сам, говорит, не помню, как перемахнул через командира и полез в форточку. А людям некуда было деваться.

Но это же не самолет, это люди виноваты. А по техническим показателям Ту-154 подводит крайне редко. И заслуженно считается лайнером мирового уровня. Многие аэропорты за рубежом отказались принимать отдельные марки российских самолетов, но для Ту-154 воздушные двери открыты всегда. Новая его модификация устраивает и по уровню оборудования, и по шумовым характеристикам.

В Москве по случаю тридцатилетия большой праздник, на котором присутствует и наш пилот-ветеран Виталий Клоков.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: