Новосибирск 4.9 °C

Своей мечтой о небе поделился с детьми

16.02.2002 00:00:00

Есть такой вид спорта -
воздушный бой

Вадим Каримов и его будущая «боевая машина». Фото Сергея ПЕРМИНА

 В его роду никогда не было летчиков, тем не менее с самого детства мальчика тянуло к крылатым машинам. Тогда еще никто не знал, что маленький Вадим Каримов станет в будущем мастером спорта по... воздушному бою.

- Мое увлечение самолетами началось в третьем классе, когда я еще жил в Душанбе, - рассказывает Вадим Рашидович. - Меня тогда, чтобы не болтался по улице, родители отдали в Дом пионеров в авиамодельный кружок, с тех пор я буквально заболел самолетами. После школы я организовал аэроклуб, взял ребят. Учил делать самолеты. В свое время воспитал трех кандидатов в мастера спорта и одного мастера. Наш кружок был самым сильным в республике. Дважды в год выезжали на всесоюзные соревнования, всегда были в десятке. Там же, на соревнованиях, я и познакомился со своей женой, она у меня тоже кандидат в мастера спорта по воздушному бою.

- Воздушный бой - это что?

- Для боя выделяется специальное поле с асфальтовым пятачком внутри, на него встают два пилота-соперника и запускают самолеты с винтовыми двигателями на стальных нитях, иначе кордах (отсюда пошло и название модели). К самолету крепят ленту, длиной в пять метров, и отсчет пошел. Каждый отруб винтом - 100 очков, у кого их набирается больше, тот победил. Бывает, что машины сталкиваются между собой, разбиваются, а иногда и сами пилоты себе в запале шишки набивают - сталкиваются друг с другом. Серьезных травм, правда, на моей памяти не было, так, поревут пацаны да разойдутся.

- Как попали в город Обь?

- Началась война, и пришлось уехать из Душанбе, сначала в Новосибирск, а пять лет назад уже и в Обь перебрался. Сейчас в аэропорту работаю плотником, а здесь детей обучаю любимому делу - авиамоделизму. Первый год мы существовали исключительно на общественных началах, все делалось по собственной инициативе, а потом постепенно у нас появилось постоянное помещение, работа начала оплачиваться, хотя, конечно, зарплата очень маленькая. Вообще-то, основная моя работа - в авиакомпании. Там я работаю плотником.

- Много находится желающих учиться самолетостроению?

- В первый год очень много детей пришло заниматься, но многие не выдерживают, уходят. Сейчас дети неподготовленные пошли, приходят и даже молоток в руках держать не умеют, да и физически слабые. На данный момент у меня занимаются только 20 ребят, но это и то много, приходится разбивать на группы по 10 человек. А вообще, когда хотя бы 30 процентов детей остается от тех, что начинали заниматься, и то хорошо.

- На сколько рассчитан ваш курс обучения?

- У меня трехгодичная программа, в первый год учимся конструировать самолеты из бумаги, затем - из дерева, работаем с другими материалами (кстати, с материалами нам авиакомпания здорово помогает, за что ей отдельное спасибо), а потом уже пытаемся запускать и летать. Моделируем самолеты, в основном по чертежам, но некоторые ребята постарше и поопытнее уже могут проявить какую-то фантазию.

- Девочки к вам ходят?

- Ни одной еще не было, хотя в соревнованиях по воздушному бою участвуют, но у меня таких нет.

- Не женское это дело?

- Да почему, у меня жена сама этим долгое время занималась, и я считаю, ей это только на пользу пошло. Она и сейчас малышей мне готовит, азы теории дает. Мы с ней до сих пор сами в соревнованиях участвуем, а когда с детьми едем, то всегда в жюри стараемся попасть. В Пашине были первые соревнования наших обских ребятишек, ну, тогда еще они, конечно, никаких результатов не показали, а вот позже, 22 сентября, на Кубке Бердска наша команда заняла одно из призовых мест. Теперь ждем следующих соревнований, в феврале будет чемпионат мира, если деньги найдем, то поедем.

- А что детям больше нравится: конструировать модели или в соревнованиях участвовать?

- Да, наверное, если ты не можешь создать самолет, то не тебе им и управлять, все же взаимосвязано. Но, конечно, первый полет для детей - это всегда событие первостепенной важности. Я тоже всегда волнуюсь за своих учеников, но им никогда не показываю, чтобы не передалось. В воздушном бою нужно иметь ясную голову, нельзя тормозить. Был у меня один парень, занимался вроде долго, подошло время к соревнованиям, он тоже проситься начал, ну мы его и взяли. Так я его почти сразу снял, смотрю на него - а он чуть ли не спит во время схватки. Участник соревнований должен быть очень энергичным, подвижным, быстро просчитывать ходы, выстраивать траекторию полета. Там же полностью за эти четыре минуты, которые длится сражение, выкладываешься. Помню: зима, метель, холодно, а прошли эти минуты - и ты весь в мыле, как лошадь загнанная. Так что, я считаю, соревнования по бою благоприятно влияют на физическое и умственное развитие. Раньше вообще этот спорт на высоте был, а теперь на соревнования всего-то три-четыре экипажа набирается. Все развалилось, денег нет, и никому ничего не надо. Так что мы, можно сказать, пытаемся этот вид спорта возродить вновь.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: