Новосибирск 2.9 °C

Грозят ли нам китайские триады?

22.02.2002 00:00:00

 После опубликования на позапрошлой неделе большого интервью с новосибирским ученым-китаеведом Сергеем Комиссаровым редакция «ВН» получила много заинтересованных откликов, которые лишний раз доказывают, что проблемы отношений России с великим южным соседом волнуют наших читателей. Совсем не малая доля - вопросы о китайской преступности.

Например: «Моя мама недавно ездила в гости в Иркутск. Ощущения жуткие: полгорода китайцев. У них свои кафе и рестораны, куда русскому человеку вход заказан. Мама по незнанию в одно такое заведение зашла перекусить, так ей откровенно объяснили, что это место - не для русских людей. Говорят, что полгорода контролирует наша мафия, полгорода - китайская, причем китайцы наших давят. Это ведь ужас!
Светлана ВОЛЧКОВА, учительница начальных классов».

 Мы попросили Сергея Александровича рассказать подробнее о том, что же такое китайские триады, и действительно ли они представляют столь серьезную угрозу?

Сергей Комиссаров:

- «Триады» - название собирательное. Так называлось одно из самых крупных тайных обществ средневекового Китая. Тайные общества под даосскими лозунгами создавались еще до нашей эры для подготовки народных восстаний против императорской власти. Особенно оживилась эта деятельность после 1644 года, когда маньчжуры завоевали Китай и основали там свою династию Цин - она приобрела характер национального движения, направленного против маньчжур. Глубоко законспирированные, со строгой иерархией, эти общества готовили бойцов с помощью известных методов боевых искусств, активно их развивали и время от времени устраивали восстания. Разумеется, с босой ногой против шашки всегда было немного сложновато, поэтому маньчжуры достаточно легко эти восстания подавляли. Но тайные общества существовали все время, и это была заметная сила. С ними вступали в контакт и революционеры, в том числе Сунь Ятсен, когда готовил Синьхайскую революцию в начале ХХ века.

Но долгое нахождение на нелегальном положении накладывает свой отпечаток. Это касается любой подпольной организации - та же сицилийская мафия, если вспомнить, тоже начиналась как национальное движение, сначала против испанского, потом - против австрийского господства. Для подпольной деятельности нужны средства, которые надо где-то брать. С другой стороны, есть отряды боевиков, которые временно простаивают. И триады тоже втянулись в криминальный бизнес. Но на материке их одно время вытеснили практически полностью - в условиях жесткого тоталитарного режима преступность стремится к нулю. После 1949 года началась борьба с так называемыми «помещичьими бандами». Многие помещики содержали отряды этих бандитов, чтобы крестьян попугать, купцы нанимали - с конкурентами бороться. Об этом редко пишут, но там около 4-х миллионов сразу в расход пустили, и как-то триады заскучали после этого на материке. Что касается Тайваня и Гонконга, то там произошел процесс, который также закономерен - триады вошли в контакт с легальным бизнесом, переплелись с ним, так же как якудза в Японии, и выполняют определенные функции. Это достаточно организованный бизнес. Наша коллега по кафедре, на днях вернувшаяся с Тайваня, рассказывает, что самым большим «криминальным авторитетом» считается настоятель местного буддийского монастыря, возглавляющий мощную группировку.

В последнее время триады возродили свою деятельность в коммунистическом Китае
 В последние годы, насколько я знаю, триады возродили свою деятельность и в континентальном Китае. Когда развивается коммерческая деятельность и много чего хочется спрятать от государства (а налоги в Китае тоже не любят платить), всегда появляются люди, делающие предложения, от которых нельзя отказаться. Но есть существенные отличия. У нас бизнесменов «выпускали» по одному и, пока организовывался бизнес, сложилось и преступное сообщество. В Китае мелкий и средний бизнес пустили на свободу сразу после начала реформ в 1978 году, а это - десятки миллионов людей. Бандиты просто не успели - малый бизнес сложился раньше бандбизнеса. Поэтому, как правило, мелкоту по рынкам не трясут, а работают с более солидными «клиентами». Приходится «отстегивать», особенно в Шанхае - это сами китайские предприниматели говорят.

Что касается уличной преступности - есть, конечно, районы, куда в темное время лучше не соваться. Мне довелось видеть одну разборку. Налетают на велосипедах две группы молодых ребят, хватают ремни и цепи, несколько минут интенсивно машутся, потом - опять на велосипеды и в разные стороны. Но в принципе «бытовуха» всякая развита гораздо меньше, чем у нас. Китайцы в подавляющей массе - народ очень законопослушный, и полиция для них - большой авторитет.

Главное, что хотелось бы подчеркнуть: не надо туда лезть! Помню, одного очень известного китайского бизнесмена, который контролирует игорный бизнес в Гонконге и Аомыне (бывший Макао), спросили с подковыркой: «Известно ведь, что ваша сфера деятельности особенно притягивает криминалитет. Не чувствуете ли вы каких-то поползновений со стороны преступного мира?» Мультимиллионер, мило улыбаясь, припомнил, что, действительно, на самых первых шагах бизнеса такие попытки были - приезжали очень крутые ребята из американской мафии, хотели денег. Но вступились товарищи из Макао, посадили американцев в тюрьму, и там (улыбка бизнесмена стала совсем лучезарной) крысы им пальчики поотгрызали. Больше претензий не было. Так что если наши дураки сунутся в китайские разборки, тоже свое получат, если нет - это не актуально. Не боюсь повториться, но главные наши проблемы имеют внутреннее происхождение. Станет Россия сильной - можно и «чайна-тауны» в городах иметь, и никакой опасности от них не будет!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: