Новосибирск 9 °C

Любовь сразу к трем, или Полигамный Узденский

22.02.2002 00:00:00

В полном расцвете сил

 Народный артист России Анатолий Узденский связан узами сразу с тремя музами - актерской, режиссерской и литературной. Ни одна из этих «дам» от его многоженства себя обиженной не считает.В эти выходные он отметит две круглые даты - 50 лет от роду и 20 лет на сцене «Старого дома».

И все же главной в его полигамном браке остается Ее Величество Сцена - любовь счастливая и трагическая, перед которой блекнут все остальные. «Любовь до экстаза и до гробовой доски», как определяет сам Узденский в своей замечательной книге «Как записывают в артисты» (рассказы из которой вы могли читать на страницах нашей газеты):

- Господи, помоги! Ничего не осталось в жизни, кроме этих проклятых подмостков: ни семьи, ни любви, ни денег. Все вбухано в безумную прорву с магическим именем «Театр»...

А вместо дивидендов - «долгие бессонные ночи с бесконечными вариациями димедрола, родедорма и реланиума, непроходящее чувство тоски и одиночества, вечное недовольство собой, опостылевший суп из бумажных пакетов (а он так любит домашние пельмени!), водка, которую вливаешь в себя отнюдь не для веселья, а только для того, чтобы отключиться...».

И при всем этом «ужасе», в который превращается жизнь актера, фанатично преданного театру, он счастлив. Счастлив абсолютно и безусловно. И свою судьбу не променяет ни на какую другую.

«У мамы выросло три сына - двое умных, а третий - артист...»

 Для него театр начался с комедии Маяковского «Клоп». Было это в Павлодаре, где Узденский родился и жил до поступления в Новосибирское театральное, и было ему тогда двенадцать.

Сходить на «Клопа» соблазнили старшие братья Витька и Борька, которых угораздило совершить со школой культпоход в драматический театр. С того все и началось...

«Клопом» он буквально бредил, пьесу скоро знал наизусть и не только пересказывал, но и изображал всех героев в лицах, чем страшно бесил братьев, которые уже были и не рады. А исполнитель роли Присыпкина Олег Афанасьев сразу стал его кумиром.

- Плюс ко всему он был еще и толстый, - вспоминает Узденский, - а я, замечая за собой склонность к полноте, толстякам симпатизировал.

Скоро бабушки-билетерши стали узнавать театрала-Толю по застенчивой улыбке и уже не спрашивали билета. А в театральном буфете постоянному клиенту наливали лимонад до самых краев...

Потом была студия при Павлодарском драмтеатре, куда он тоже попал во многом благодаря «Клопу», которого читал на первом и (уже по просьбе комиссии) третьем турах. В «Клопе» он впервые вышел на сцену и в Томской драме, куда уехал по окончании Новосибирского театрального. И именно благодаря «Клопу» долгое время считал себя комедийным актером, хотя Владимир Лемешонок, с которым учились на одном курсе, еще в студентах пророчил: «Узда, ты - социальный герой»...

- Конечно, с «Клопом» был случай. Но, с другой стороны, не будь этого случая, был бы другой. Я, конечно, фаталист, судьба ведет, но... Когда мне надо стиральную машину, я не иду и не покупаю лотерейный билет, а начинаю копить на нее деньги.

И то, что он теперь народный и всенародно любимый - конечно же, не случай. И что у него великолепный бенефис «Виват, король, виват!», билеты на который раскуплены за месяц, и на сцене он действительно Король - тоже далеко не случайность... Кстати, во всегда аншлаговом «Голом короле», билетов на который нет до самого марта, он выступил и в качестве режиссера.

Как записывают в режиссеры

 Об актерах, занявшихся режиссурой, есть обыкновение рассуждать несколько свысока: дескать, есть просто режиссура и есть «актерская режиссура» - такой вот невесть откуда взявшийся уродец.

- Вот это меня просто возмущает, - признается Узденский. - И я с этим сталкивался часто. Если режиссурой занялся актер, то есть такой ярлычок. А если режиссер до того работал электриком, то «электрической режиссурой» никто это не называет. Просто стал режиссером - и все. А если актер, то это непременно «актерская режиссура».

Потому что боятся и ревнуют, объясняет феномен Узденский, потому что понимают, что могут уступить позиции...

- Как предъявлять претензии к капитану судна за то, что перед этим он был штурманом. Чем плохо, если капитан до того прокладывал курс кораблю и не ошибался? А если он еще и матросом был и знает как палубу драить? А если и кочегаром - и знает, как топку топить? Он что, плохой капитан от этого стал?

Узденский-режиссер убежден, что если спектакль не набирает аншлага - это полный провал.

- Сейчас есть такой взгляд среди критиков и журналистов интересный: «Ах, такой замечательный спектакль, в зале не больше тридцати человек, мы сразу знаем, что спектакль хороший, раз народ не ходит, только мы, продвинутые, можем оценить это!..» Со времен возникновения театра считается, что пустой зал - провал. Потому что люди жили на то, что они зарабатывали. А когда сейчас театр на 1000 мест, а режиссер ставит 40 стульев на сцене и пускает десяток актеров перед ними бегать - это не новое веяние, это провал! Пустует огромное здание, тысяча кресел, а он говорит, что это «концептуальная режиссура»; когда публика плюется и уходит, что же еще остается сказать?.. А девочки: «Ах-ах, смотрите, концептуальная режиссура, никто не ходит, только мы одни такие умные, как здорово!» Потом такие умные приходят в редакции и пишут об этом, и на том кончается театр. А Чехов писал: «Не собрали аншлагов - провал!» «Три сестры» провалились! Хочешь концептуальной режиссуры, хочешь 30 зрителей - сними какой-нибудь клубик или квартирку и показывай. Есть и такие театры. Но это театры другого характера, а в репертуарных нечего жевать хлеб, отваливать себе огромные гонорары и при этом заявлять, что это я не для широкой публики ставлю, а для узкого круга...

- Такая моя режиссерская концепция, - подводит итог своего эмоционального монолога Узденский.

В феврале исполняется ровно 10 лет, как он поставил свой первый спектакль на сцене «Старого дома», - это была «Мадмуазель Таржи». Потом были «Семейный портрет с посторонним», «Лес» и «Голый король». Не так давно «Семейный портрет» поставлен им и на сцене Томской драмы.

Может быть, когда-нибудь автор замечательной книги «Как записывают в артисты» напишет не менее замечательную «Как записывают в режиссеры». Рассказать ему на эту тему, определенно, есть что и рассказывать он умеет...

«Я это ни у кого не слямзил...»

Этапы большого пути. Начало

 Еще в 30 лет ему снилось, что он пишет прозу:

- Пишу и удивляюсь во сне, как складно у меня все получается. А проснусь, сяду за стол - ничего не выходит, хотя я даже отдельные фразы помню... Смешно.

А вообще-то в школе у него больше трех за сочинение никогда не было. Как только надо было писать казенные фразы, наступал какой-то ступор:

- Самостоятельная мысль, когда мы учились, не очень приветствовалась: если Онегин, то обязательно «лишний человек», если Татьяна...

Уже потом, долго работая в театре, он написал очень живое и искреннее эссе о Халиде Ивановой. Текст с удовольствием опубликовали газеты. И он вдруг с удивлением открыл для себя, что когда пишешь от души и то, что думаешь, все формулируется и складывается очень даже просто и складно.

Теперь, благодаря его рассказам, мы узнали театральную жизнь города с очень интересной, закрытой для зрителя стороны. Узнали много занятных историй из жизни актеров - своих и не своих. В драматической студии Павлодара, например, Узденскому довелось разыгрывать этюды с небезызвестным ныне Алексеем Булдаковым. Тогда он был просто Лехой, простецким хлопцем с лицом пятнадцатилетнего генерала Лебедя, и до съемок в «Особенностях национальной охоты» и в клипе про «погоду в доме» с Ларисой Долиной было еще далеко... А актера Владимира Лемешонка, с которым теперь очень дружен, Узденский сначала невзлюбил: «Ярко выраженный акселерат. Я же, пройдя стадию нормальной дураковатой юности, акселератов на дух не переносил».

Он признается, что обожает слушать простые и искренние человеческие истории, как кто-то кого-то полюбил, разлюбил...

- Все это безумно интересно, потому что все истории неповторимы, все разные... И моя история тоже неповторима. И не имея особого высокого дара - есть же выдающиеся мастера, - я думаю: это произошло только со мной, я это ни у кого не слямзил, ничего не придумал. Другой может, опишет ситуацию лучше, но не эту...

Оказывается, у Узденского, как человека пишущего, в городе тоже есть поклонники. Когда в приложении к «Вечерке» («Красный уголок») из номера в номер публиковались его беллетризированные, полные специфического юмора заметки, его даже на улице останавливали.

- Говорили:«Мы ваш «Уголок» очень ждем и всем отделом читаем». Когда газетные заметки читают вслух, я считаю, это дело большое, значит, мне стыдиться этого нечего, значит, людям это интересно...

Новые рассказы актера скоро можно будет прочитать в журнале «Новосибирск». И еще он обещает в скором времени выпустить новую книгу. Известно, что называться она будет «Краткий курс». Первая глава посвящена его работе в Томской драме, а вторая - лицедейству на сцене «Красного факела», где он в свое время отыграл полтора сезона.

Бенефис продлится целых два дня. Дата рождения, как утверждает юбиляр, у него «скользящая». Мама родила где-то около полуночи - схватки начались 23 февраля, благополучно завершились 24-го, официально младенца записали на 23-е, на «мужчинский» праздник.

И тут, как говорится, успел!

Засиделись как-то журналисты «Вечерки» у Узденского в гостях. Пива, как это обычно бывает, не хватило, и возник естественный вопрос «Кому идти за «Клинским». Идти досталось Максу Кашицину, как самому младшему. До киоска он дорогу, конечно, нашел, а вот обратно... Одним словом, заблудился мужчина. Бродил по потемкам часа два, проклинал темные дворы и одинаковые дома, стучался в разные двери, пугая мирных граждан. В конце концов выбился из сил, потерял надежду и уехал домой...
А через полгода, когда Анатолий Узденский выпустил свою книгу, Макс получил от автора экземпляр с автографом: «Когда-то ты ушел за пивом. Что, очередь?»
Умеет Анатолий Ефимович, как говорится, и паузу выдержать, и ситуацию обозначить и пошутить в строку...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: