Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Любовь сразу к трем, или Полигамный Узденский

22.02.2002
Народный артист России Анатолий Узденский связан узами сразу с тремя музами - актерской, режиссерской и литературной. Ни одна из этих «дам» от его многоженства себя обиженной не считает. В эти выходные он отметит две круглые даты - 50 лет от роду и 20 лет на сцене «Старого дома».
В полном расцвете сил

 Народный артист России Анатолий Узденский связан узами сразу с тремя музами - актерской, режиссерской и литературной. Ни одна из этих «дам» от его многоженства себя обиженной не считает.В эти выходные он отметит две круглые даты - 50 лет от роду и 20 лет на сцене «Старого дома».

И все же главной в его полигамном браке остается Ее Величество Сцена - любовь счастливая и трагическая, перед которой блекнут все остальные. «Любовь до экстаза и до гробовой доски», как определяет сам Узденский в своей замечательной книге «Как записывают в артисты» (рассказы из которой вы могли читать на страницах нашей газеты):

- Господи, помоги! Ничего не осталось в жизни, кроме этих проклятых подмостков: ни семьи, ни любви, ни денег. Все вбухано в безумную прорву с магическим именем «Театр»...

А вместо дивидендов - «долгие бессонные ночи с бесконечными вариациями димедрола, родедорма и реланиума, непроходящее чувство тоски и одиночества, вечное недовольство собой, опостылевший суп из бумажных пакетов (а он так любит домашние пельмени!), водка, которую вливаешь в себя отнюдь не для веселья, а только для того, чтобы отключиться...».

И при всем этом «ужасе», в который превращается жизнь актера, фанатично преданного театру, он счастлив. Счастлив абсолютно и безусловно. И свою судьбу не променяет ни на какую другую.

«У мамы выросло три сына - двое умных, а третий - артист...»

 Для него театр начался с комедии Маяковского «Клоп». Было это в Павлодаре, где Узденский родился и жил до поступления в Новосибирское театральное, и было ему тогда двенадцать.

Сходить на «Клопа» соблазнили старшие братья Витька и Борька, которых угораздило совершить со школой культпоход в драматический театр. С того все и началось...

«Клопом» он буквально бредил, пьесу скоро знал наизусть и не только пересказывал, но и изображал всех героев в лицах, чем страшно бесил братьев, которые уже были и не рады. А исполнитель роли Присыпкина Олег Афанасьев сразу стал его кумиром.

- Плюс ко всему он был еще и толстый, - вспоминает Узденский, - а я, замечая за собой склонность к полноте, толстякам симпатизировал.

Скоро бабушки-билетерши стали узнавать театрала-Толю по застенчивой улыбке и уже не спрашивали билета. А в театральном буфете постоянному клиенту наливали лимонад до самых краев...

Потом была студия при Павлодарском драмтеатре, куда он тоже попал во многом благодаря «Клопу», которого читал на первом и (уже по просьбе комиссии) третьем турах. В «Клопе» он впервые вышел на сцену и в Томской драме, куда уехал по окончании Новосибирского театрального. И именно благодаря «Клопу» долгое время считал себя комедийным актером, хотя Владимир Лемешонок, с которым учились на одном курсе, еще в студентах пророчил: «Узда, ты - социальный герой»...

- Конечно, с «Клопом» был случай. Но, с другой стороны, не будь этого случая, был бы другой. Я, конечно, фаталист, судьба ведет, но... Когда мне надо стиральную машину, я не иду и не покупаю лотерейный билет, а начинаю копить на нее деньги.

И то, что он теперь народный и всенародно любимый - конечно же, не случай. И что у него великолепный бенефис «Виват, король, виват!», билеты на который раскуплены за месяц, и на сцене он действительно Король - тоже далеко не случайность... Кстати, во всегда аншлаговом «Голом короле», билетов на который нет до самого марта, он выступил и в качестве режиссера.

Как записывают в режиссеры

 Об актерах, занявшихся режиссурой, есть обыкновение рассуждать несколько свысока: дескать, есть просто режиссура и есть «актерская режиссура» - такой вот невесть откуда взявшийся уродец.

- Вот это меня просто возмущает, - признается Узденский. - И я с этим сталкивался часто. Если режиссурой занялся актер, то есть такой ярлычок. А если режиссер до того работал электриком, то «электрической режиссурой» никто это не называет. Просто стал режиссером - и все. А если актер, то это непременно «актерская режиссура».

Потому что боятся и ревнуют, объясняет феномен Узденский, потому что понимают, что могут уступить позиции...

- Как предъявлять претензии к капитану судна за то, что перед этим он был штурманом. Чем плохо, если капитан до того прокладывал курс кораблю и не ошибался? А если он еще и матросом был и знает как палубу драить? А если и кочегаром - и знает, как топку топить? Он что, плохой капитан от этого стал?

Узденский-режиссер убежден, что если спектакль не набирает аншлага - это полный провал.

- Сейчас есть такой взгляд среди критиков и журналистов интересный: «Ах, такой замечательный спектакль, в зале не больше тридцати человек, мы сразу знаем, что спектакль хороший, раз народ не ходит, только мы, продвинутые, можем оценить это!..» Со времен возникновения театра считается, что пустой зал - провал. Потому что люди жили на то, что они зарабатывали. А когда сейчас театр на 1000 мест, а режиссер ставит 40 стульев на сцене и пускает десяток актеров перед ними бегать - это не новое веяние, это провал! Пустует огромное здание, тысяча кресел, а он говорит, что это «концептуальная режиссура»; когда публика плюется и уходит, что же еще остается сказать?.. А девочки: «Ах-ах, смотрите, концептуальная режиссура, никто не ходит, только мы одни такие умные, как здорово!» Потом такие умные приходят в редакции и пишут об этом, и на том кончается театр. А Чехов писал: «Не собрали аншлагов - провал!» «Три сестры» провалились! Хочешь концептуальной режиссуры, хочешь 30 зрителей - сними какой-нибудь клубик или квартирку и показывай. Есть и такие театры. Но это театры другого характера, а в репертуарных нечего жевать хлеб, отваливать себе огромные гонорары и при этом заявлять, что это я не для широкой публики ставлю, а для узкого круга...

- Такая моя режиссерская концепция, - подводит итог своего эмоционального монолога Узденский.

В феврале исполняется ровно 10 лет, как он поставил свой первый спектакль на сцене «Старого дома», - это была «Мадмуазель Таржи». Потом были «Семейный портрет с посторонним», «Лес» и «Голый король». Не так давно «Семейный портрет» поставлен им и на сцене Томской драмы.

Может быть, когда-нибудь автор замечательной книги «Как записывают в артисты» напишет не менее замечательную «Как записывают в режиссеры». Рассказать ему на эту тему, определенно, есть что и рассказывать он умеет...

«Я это ни у кого не слямзил...»

Этапы большого пути. Начало

 Еще в 30 лет ему снилось, что он пишет прозу:

- Пишу и удивляюсь во сне, как складно у меня все получается. А проснусь, сяду за стол - ничего не выходит, хотя я даже отдельные фразы помню... Смешно.

А вообще-то в школе у него больше трех за сочинение никогда не было. Как только надо было писать казенные фразы, наступал какой-то ступор:

- Самостоятельная мысль, когда мы учились, не очень приветствовалась: если Онегин, то обязательно «лишний человек», если Татьяна...

Уже потом, долго работая в театре, он написал очень живое и искреннее эссе о Халиде Ивановой. Текст с удовольствием опубликовали газеты. И он вдруг с удивлением открыл для себя, что когда пишешь от души и то, что думаешь, все формулируется и складывается очень даже просто и складно.

Теперь, благодаря его рассказам, мы узнали театральную жизнь города с очень интересной, закрытой для зрителя стороны. Узнали много занятных историй из жизни актеров - своих и не своих. В драматической студии Павлодара, например, Узденскому довелось разыгрывать этюды с небезызвестным ныне Алексеем Булдаковым. Тогда он был просто Лехой, простецким хлопцем с лицом пятнадцатилетнего генерала Лебедя, и до съемок в «Особенностях национальной охоты» и в клипе про «погоду в доме» с Ларисой Долиной было еще далеко... А актера Владимира Лемешонка, с которым теперь очень дружен, Узденский сначала невзлюбил: «Ярко выраженный акселерат. Я же, пройдя стадию нормальной дураковатой юности, акселератов на дух не переносил».

Он признается, что обожает слушать простые и искренние человеческие истории, как кто-то кого-то полюбил, разлюбил...

- Все это безумно интересно, потому что все истории неповторимы, все разные... И моя история тоже неповторима. И не имея особого высокого дара - есть же выдающиеся мастера, - я думаю: это произошло только со мной, я это ни у кого не слямзил, ничего не придумал. Другой может, опишет ситуацию лучше, но не эту...

Оказывается, у Узденского, как человека пишущего, в городе тоже есть поклонники. Когда в приложении к «Вечерке» («Красный уголок») из номера в номер публиковались его беллетризированные, полные специфического юмора заметки, его даже на улице останавливали.

- Говорили:«Мы ваш «Уголок» очень ждем и всем отделом читаем». Когда газетные заметки читают вслух, я считаю, это дело большое, значит, мне стыдиться этого нечего, значит, людям это интересно...

Новые рассказы актера скоро можно будет прочитать в журнале «Новосибирск». И еще он обещает в скором времени выпустить новую книгу. Известно, что называться она будет «Краткий курс». Первая глава посвящена его работе в Томской драме, а вторая - лицедейству на сцене «Красного факела», где он в свое время отыграл полтора сезона.

Бенефис продлится целых два дня. Дата рождения, как утверждает юбиляр, у него «скользящая». Мама родила где-то около полуночи - схватки начались 23 февраля, благополучно завершились 24-го, официально младенца записали на 23-е, на «мужчинский» праздник.

И тут, как говорится, успел!

Засиделись как-то журналисты «Вечерки» у Узденского в гостях. Пива, как это обычно бывает, не хватило, и возник естественный вопрос «Кому идти за «Клинским». Идти досталось Максу Кашицину, как самому младшему. До киоска он дорогу, конечно, нашел, а вот обратно... Одним словом, заблудился мужчина. Бродил по потемкам часа два, проклинал темные дворы и одинаковые дома, стучался в разные двери, пугая мирных граждан. В конце концов выбился из сил, потерял надежду и уехал домой...
А через полгода, когда Анатолий Узденский выпустил свою книгу, Макс получил от автора экземпляр с автографом: «Когда-то ты ушел за пивом. Что, очередь?»
Умеет Анатолий Ефимович, как говорится, и паузу выдержать, и ситуацию обозначить и пошутить в строку...
Резонанс
Новости
Скидка 50% на метро при пересадке с троллейбуса и наоборот – новый проект мэрии «Сетевая поездка» стартовал в Новосибирске с 16 июля. Пока поездка выгодна лишь для жителей Северо-Чемского жилмассива, работающих на правом берегу, и для тех, кто часто пересаживается с троллейбусов на трамваи.
Необычные предупреждающие таблицы с призывом не кормить птиц появились на улицах Новосибирска. Орнитологи отнеслись к новому веянию с опаской, надеясь, что речь на знаках идет только о голубях.
В Россию из Сирийской Арабской Республики вернулись два российских вертолета Ми-8АМТШ, которые известны как «Терминаторы». В течение нескольких месяцев новосибирские пилоты совершали вылеты, в том числе ночью, их задачей был мониторинг обстановки в районах зон деэскалации.
Новосибирский Академгородок должен превзойти мировые стандарты. В научном центре прошла встреча общественного совета проекта «Локомотивы роста» во вторник, 17 июля. На повестке дня - всестороннее развитие Академгородка как центра науки, в который стекались бы перспективные кадры. Сделать его таким - поручение главы государства.
Проводник из Карасукского района Новосибирской области был в командировке во время ЧМ-2018. В его вагоне ехали иностранные болельщики из разных стран, но больше всего мексиканцев. Болельщики заказывали борщ и скупали сувениры с символикой РЖД.
Первые места в рейтинге инвестиционной привлекательности районов Новосибирской области заняли Колыванский и Здвинский. Примечательно, какой прорыв совершили здвинчане. Согласно предыдущему рейтингу, Здвинский район занимал предпоследнее место.
x^