Новосибирск 2.1 °C

Сложные повороты дорожно- транспортного комплекса

26.02.2002 00:00:00

Городской, пассажирский, муниципальный

 Сегодня новосибирцев перевозят 947 муниципальных автобусов, 202 трамвая, 335 троллейбусов. Конечно, это меньше, чем несколько лет назад. Но даже уменьшившийся парк машин справляется с планом пассажирских перевозок и даже перевыполняет его. В 2001 году услугами муниципального транспорта воспользовались 442,2 млн пассажиров - это 100,7% от запланированного. Казалось бы, и поступление доходов в кондукторскую сумку должно увеличиться, но... 60% пассажиров - льготники, проезд которых должен компенсировать федеральный бюджет. Бюджет города компенсирует проезд только городских пенсионеров и еще некоторых немногочисленных категорий новосибирцев, льготы которым предоставлены по решению муниципалитета.

От федерального бюджета город не получает никаких компенсаций на транспортные расходы, однако закон о ветеранах транспортники выполняют. Более того, в 2001 году льготников-ветеранов стали возить и на пригородных маршрутах, четыре пятых из которых формируются в Новосибирске. В целом, за 2001 год численность льготников, пользующихся услугами муниципального транспорта, возросла на 11%.

Доходы от всех видов перевозок в 2001 году составили 600 млн рублей - это почти на 11% больше, чем в 2000-м. Рост доходов произошел, во-первых, за счет увеличения тарифов. Однако не меньшую роль сыграло и улучшение организации работы пассажирского транспорта: усиление контроля на линии, перераспределение подвижного состава в летний период и т.д. К числу принятых мер можно отнести и мероприятия по модернизации оборудования.

И это не пустые слова. Внедрение автоматизированной системы управления транспортом и в энергохозяйстве, установка приборов учета тепло- и электроэнергии и некоторые другие новшества - все это позволило снизить энергозатраты на 15-20%, получить экономию ГСМ, запчастей, удлинить сроки эксплуатации техники. В общей сложности только за 2001 год эти меры принесли транспортникам 75 млн рублей экономии.

Большую экономию принесло объединение ПАТП-5 и 6. Весь подвижной состав был сосредоточен в ПАТП-5, что дало удобство с точки зрения обслуживания и ремонта техники. А освободившиеся площади ПАТП-6 были сданы в аренду. В итоге, только за три последних месяца прошлого года получена дополнительная прибыль в 3 млн рублей. Транспортники стараются получать доходы и за счет оказания дополнительных услуг. Так, центры инструментального контроля (а они есть в пяти ПАТП) принесли за год 600 тыс. рублей.

Из покрасочной камеры троллейбус выйдет как новенький
 Однако все эти доходы не покрывают постоянно растущих расходов: за минувший год подорожали и энергетические ресурсы, и горюче-смазочные материалы, и запчасти. Выросла и зарплата: в среднем по транспортному комплексу с 1820 рублей в 2000 году до 2787 - в 2001-м.

Кроме того, в минувшем году продолжилось обновление парка машин: было приобретено 14 автобусов большой вместимости, 4 троллейбуса, трамвай, метропоезд из четырех вагонов и новые рельсы для метромоста.

Изношенные машины транспортники стараются ремонтировать, пока это возможно по техническим показаниям. За 2001 год собственными силами отремонтированы 142 трамвая (из них капитально 14), 130 троллейбусов (54 - капитально). Это стало возможно и за счет освоения в Ленинском троллейбусном депо технологии модернизации методом капитально-восстановительного ремонта с заменой кузовов троллейбусов.

Кроме того, один старый трамвай переоборудовали под поливочный. Он тщательно промывает асфальтированные трамвайные пути правобережья. Возможно, в будущем году такой поливочный трамвай появится и на левом берегу Оби.

Однако трамвайные пути надо не только очищать, но и обновлять: они стареют, а замена уже отстает от нормативов. В 2001 году планировали поменять рельсы на 6 км путей, но смогли сделать 3,6 км. Это участки на улицах Волочаевской и Серебренниковской. Причем на Серебренниковской укладывались рельсы по новой технологии, что снизило уровень шума при движении трамваев. Это уже ощутили жители близлежащих домов. Кроме того, в 2001 году продолжали мощение трамвайных переездов чугунными плитами: на перекрестках улицы Серебренниковской - Октябрьской магистрали и улиц Кошурникова - Никитина.

В августе 2001 года транспортники запустили в эксплуатацию покрасочно-сушильную камеру. Ее проектная производительность - одна машина в сутки. А это значит, что за 3-4 года можно будет обновить и внешний вид всего муниципального транспорта.

Все эти направления работы транспортного комплекса муниципалитета будут развиваться и в наступившем году. Так, намечено капитально отремонтировать трамвайные пути на участках улиц Волочаевской, Троллейной, Гурьевской, Вертковской, Серебренниковской. Будут заменены рельсы метромоста через Обь. Запланировано приобрести еще 20 автобусов и 14 троллейбусных кузовов, выполнить капитальный ремонт более ста автобусов, 25 трамваев и 53 троллейбусов.

Комментарий директора департамента транспорта,
связи и дорог Владимира Кривушкина

 - Владимир Алексеевич, насколько сложно сегодня финансовое положение муниципального транспорта?

- Бюджет транспортников очень сложный. Для нормального функционирования транспорта надо ежемесячно выплачивать зарплату, перечислять налоговые платежи. Надо ежегодно обновлять подвижной состав, ремонтировать контактную сеть и производить замену трамвайных путей. И хотя доходы увеличиваются, расходы растут еще быстрее. Одна из главных проблем заключается в том, что 60% пассажиров - льготники различных категорий. Но затраты на перевозку федеральных льготников нам никто не компенсирует, и как следствие - убыточность пассажирского транспорта.

Муниципалитет запланировал на 2002 год дотацию транспорту в размере 197 млн рублей, а в предыдущем году она составляла 248 млн рублей. Дотационные средства покрывают только затраты на тягу подстанций, то есть за электричество для трамваев и троллейбусов. И на бензин - до августа. Чтобы не остановить транспорт, надо искать резервы. Спасти положение поможет повышение тарифов, которое произошло 10 января, в среднем на 25%. Кроме того, поставлена задача экономить на всем.

- Но не на зарплате?

- Нет, конечно. На 2002 год мы планируем увеличение собственных доходов. И основную часть их направим в фонд зарплаты. Кроме того, в наше тарифное соглашение на 2002 год заложено 20-процентное повышение заработной платы с 1 января и такое же - с 1 июля. Аналогичным образом мы и в минувшем году дважды повышали зарплату.

- А что удалось в минувшем году сделать на те средства, что остаются на развитие?

- Многое. Самое главное - это приобрести новый подвижной состав, в том числе и трамвай. Ведь последний раз город приобретал его 15 лет назад. И это даже породило слухи, что в Новосибирске на трамвае поставили крест - это не так! Другое дело, что это самый дорогостоящий вид наземного транспорта. Трамвайное движение будем развивать, у него большое будущее. Кстати, к нему уже возвращаются на Западе, хотя в свое время отказались.

Трамвай мы приобрели в Санкт-Петербурге за счет средств УПП. Машина с хорошими ходовыми качествами, экономичная, в зимнем исполнении. Приобретали по обычной лизинговой схеме, даже без авансовых платежей. В течение года, как только трамвай начинает зарабатывать деньги, в течение года будем рассчитываться с заводом-изготовителем.

В июне из Санкт-Петербурга привезут еще один трамвай для демонстрации на ярмарке «Автосиб» и предлагают нам сразу же и купить его. Это 3,5 млн за машину, но в этом случае мы за доставку не платим. Таким образом в прошлом году мы на «Автосибе» купили, например, три троллейбуса по полтора миллиона. И тоже без расходов по доставке.

Также за счет собственных средств управления пассажирских перевозок приобрели 14 автобусов. Сейчас ведем переговоры с объединением «Рус-автопром» о продаже нам на льготных условиях 40 автобусов, о поставках запасных частей. То есть речь идет о долговременном сотрудничестве, возможно, создании совместного предприятия.

Уникальным для города приобретением можно назвать покрасочную камеру германского производства. Пока она единственная за Уралом и предназначена для покраски кузовов крупногабаритных машин, в первую очередь троллейбусов, автобусов. Специалисты из Ганновера за 10 дней смонтировали оборудование. И оно уже работает. До конца прошлого года мы сумели покрасить 18 троллейбусов. Камера дает прекрасное качество покраски, такие троллейбусы сразу видны на улицах города. А нам покраска обходится почти бесплатно: оплаты рекламными агентствами права размещения рекламы на наших машинах хватает на расходные материалы. Нашим опытом уже заинтересовались наши соседи из Барнаула, Кемерова, Томска.

Важное направление развития автотранспортного комплекса - перевод автобусов на газ. Для этого мы объединили ПАТП-8 и 9. В девятое перевели технику, а площадку восьмого переоборудовали - там разместилось предприятие «Новосибирскгазпереработка», которое и занимается переводом автобусов на газовое топливо. В 2001 году 87 «пазиков» работали на «голубом» топливе, что дало экономию в 1,6 млн рублей. К сожалению, на газ можно переводить только эти машины, «Икарусы» - уже старые, изношенные. Мы практически отказываемся от этих машин, поскольку очень дороги запчасти.

Владимир Кривушкин
 - Напрашивается вопрос о соотношении транспорта малой и большой вместимости. «ГАЗелей», «пазиков», действительно, много.

- Действительно, городская уличная сеть не создавалась под такое количество машин. У нее низкая пропускная способность, не соответствующая тому количеству транспорта, который сейчас ездит по улицам города. Поэтому уже в 2001 году мы приобретали только крупные автобусы. И в будущем планируем закупать автобусы только большой вместимости. Для УПП мы такую задачу поставили. «пазиков» (однодверных ПАЗ-3205) постараемся больше не приобретать. Получаем ЛАЗы, ПАЗ-5256 вместимостью до ста человек.

Не так давно состоялась встреча с представителями частного извоза, с депутатами, на которой обсуждалась эта проблема. Сейчас мы совместно разрабатываем документ, в котором оговорено, что при проведении конкурсов на право работы на муниципальной маршрутной сети Новосибирска предпочтение будет отдаваться перевозчикам с автобусами большой вместимости. А они уже сейчас появляются - и «Икарусы», и «Вольво».

- Каковы перспективы Новосибирского метрополитена?

- Метрополитен стабильно и четко проработал весь год. Самое главное - в 2001 году удалось приобрести по вексельному кредиту метропоезд из 4 вагонов. Теперь даже при сдаче станции «Березовая роща» мы сможем обойтись имеющимся количеством подвижного состава.

Давно стояла проблема замены рельсов на метромосту. Их надо было менять еще год назад, но цена вопроса довольна высока - 3 млн рублей. И все же мэрии удалось договориться с Западно-Сибирской железной дорогой и закупить рельсы. В этом году планируем их замену.

И, наконец, работники метрополитена на своей производственной площадке освоили ремонт эскалаторов. В 2001 году смогли отремонтировать три эскалатора. А это значит, что нам не надо будет везти это оборудование в Москву или Санкт-Петербург, оплачивать транспортные расходы и работы по столичным расценкам. Экономия составила 9 млн рублей.

Газоны примерят праздничную стрижку,
а трамвайные пути - новую укладку

 Все дорожные работы финансируются на паритетных началах из областного и городского бюджетов. В последние годы объем финансирования увеличивается, что и позволило нарастить объемы ремонта. В 2001 году благоустроительных работ выполнено на 330 млн рублей.

Причем на протяжении четырех лет дорожники стараются сократить объемы ямочного ремонта, перераспределив средства на капитальный и строительство новых дорог. Однако пока от ямочного ремонта не уйти: приходит весна, открывая пострадавшие за зиму дороги, и ремонтникам снова приходится латать выбоины и колдобины. И все же тенденция очевидна: в прошлом году объем ямочного ремонта снизился на 20%. Объемы же капитального ремонта все эти годы нарастали. И в 2001 году удалось капитально отремонтировать почти 200 тыс. кв. м дорог. Это Бердское шоссе, улицы Добролюбова, Петухова, Троллейная и многие другие.

Кроме того, был закончен ремонт Димитровского моста, в кратчайшие сроки проведен ремонт Октябрьского, причем по новой технологии. Отремонтирован выезд в аэропорт на улице Хилокской. Строилась новая дорога в Толмачево по улице Станционной: сдан участок в 700 м со стороны Ленинского троллейбусного депо, а завершение работ планируется на 2003 год. Тогда добраться из центра города, через Димитровский мост и улицу Станционную до аэропорта Толмачево можно будет минут за 20-30. Сейчас изучается пассажиропоток, чтобы более точно определить необходимость троллейбусного движения по этому маршруту.

Настоящий ковер - из цветов
 В 2002 году продолжатся работы и на улице Большевистской, где идет реконструкция развязки на Речном вокзале. Здесь будет расширена проезжая часть, обустроены заездные карманы. Чтобы разгрузить улицу Восход, планируется отремонтировать и соседние - Гурьевскую, Зыряновскую,

Продолжится реконструкция улицы Серебренниковской: будут заменены трамвайные пути к автовокзалу. По новой технологии предполагается укладка межрельсового и межпутного пространства - бетонной плиткой. В результате получим прекрасную улицу - красиво вымощенные трамвайные пути, заасфальтированная проезжая часть, тротуары, молодые деревья на газонах, ограждение, фонари... Работы здесь года на два.

Проведено обследование старого моста через реку Иня: специалисты считают, что при снижении интенсивности движения после строительства нового моста старый еще послужит. Сложнее ситуация на мосту на ОбьГЭС. После проведенного аварийного ремонта движение здесь открыто, правда, с ограничением транспорта по весу. Сейчас заключен договор с проектной организацией, которая проводит обследование проезжей части, плит, опорных конструкций. После экспертизы будет принято решение о его дальнейшей эксплуатации.

В 2001 году увеличилось число улиц, на которых проводилась разметка: это и украшает город, и дисциплинирует водителей. На 10 перекрестках установлены новые светофоры. Эта работа продолжится и в 2002 году - уже закупается краска, идут переговоры по приобретению разметочной техники. И в целом оформлению города стало уделяться больше внимания. Так, транспортные развязки на площади Кондратюка, Кирова теперь имеют прекрасные клумбы. В нынешнем году такие же «цветочные ковры» появятся на развязке Никитина - Кошурникова, на улице Волочаевской в районе вещевого рынка. В минувшем году в городе было высажено 3,5 млн цветов, среди них впервые - лилии. В городе появилось много примеров ландшафтного дизайна: альпийских горок, прекрасно оформленных клумб, газонов. Высажено 17 тыс. деревьев и 15 тыс. кустарников

А впереди 110-летие Новосибирска - вопросы благоустройства, озеленения выходят на первый план. Будет проведен комплекс мер по благоустройству Красного проспекта, Нарымского сквера - здесь откроется фонтан. Свою программу развития имеет Центральный парк. Будет реконструирован парк перед оперным. Уже идут переговоры с арендаторами по поводу мощения тротуаров. Большое внимание будет уделяться газонам, посеву травы и ее своевременной стрижке.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: