Новосибирск 12.1 °C

Начальники - сволочи, а мужья - свиньи?

27.02.2002 00:00:00

Социологическая служба мэрии совместно со студентами педагогического университета попыталась детально исследовать проблему соблюдения прав женщин в современном российском обществе, а также затронуть связанную с этим тему насилия в семье. В опросе принимало участие более 500 женщин. Анкета устроена таким образом, чтобы как можно четче представить субъективное мнение женщин относительно различных проблем.

Фото Марка ШТЕЙНБОКА

 Если рассматривать проблему в целом, то оказывается, что больше половины опрошенных считают: права женщин так или иначе нарушаются. Только 20 процентов женщин уверены, что их права в российском обществе соблюдаются. Следует учесть при этом, что речь идет о субъективном восприятии вопроса и понимание соблюдения или ущемления прав у женщин разное. Как именно проявляется социальная несправедливость, уточнялось в дальнейшем интервью.

Самый очевидный случай нарушения прав женщин в обществе - это нарушение прав на работе. 35 процентов опрошенных дам считают, что работа - просто каторга какая-то, где сотрудники и начальники-мужчины считают своим ежедневным долгом портить жизнь своей симпатичной коллеге или подчиненной. 45 процентов опрошенных считают, что такие неприятные ситуации возникают если не постоянно, то время от времени. Реально почти 75 процентов женщин оказывались в ситуации, когда их права были ущемлены. И только чуть больше 12 процентов женщин уверены, что их труд ничем не омрачен. Наверное, это и есть те самые бизнес-леди, которые при случае любого мужика за пояс заткнут. Ну, что ж, позавидуем им.

Что особо возмущает женщин? Что они считают нарушением прав в первую очередь? Интересно, что первое место среди скандальных ситуаций на работе занимает предложение интимных отношений начальником. Так считают более 45 процентов опрошенных. Как выяснилось, большинство из них сталкивалось с подобными предложениями. Затем, женщинам очень трудно делать карьеру - их с трудом повышают в должности - независимо от заслуг быстрее по служебной лестнице продвигаются мужчины. Это мнение более чем сорока процентов опрошенных. Далее претензии распределяются следующим образом: не дают отпуск по уходу за ребенком, заставляют работать сверхурочно, в том числе и за мужчин, не оплачивают больничный.

Вторая, для многих основная, арена боевых действий против женщин - собственная семья. Правда, немногие решили открыто в этом признаться. Понятно, сор из избы не выносят. И потому еще, что многие ситуации, которые любая западная женщина сочла бы неприемлемыми, наши дамы считают вполне нормальными. Получились такие забавные данные. Около сорока процентов респонденток полагают, что в семье их права не ущемлены. Однозначно «да» ответили примерно 10 процентов. Но это что касается собственного очага. А вот у соседей, знакомых и вообще в стране женщины наблюдают гораздо больше несправедливости. Так, 64 процента считают, что в целом в России права женщин в семье попираются на каждом шагу. А 54 процента с различной степенью регулярности встречают семьи, где женщина подвергается насилию.

Что, собственно, можно считать ущемлением прав в семье, определить оказалось довольно сложно. Тем не менее, варианты ответов были. По их мотивам можно создать портрет этакого домашнего деспота в образе мужа. Он смотрит на жену как на домработницу, устраивает скандалы без повода, постоянно чем-то недоволен и кричит. Считает, что если он мужчина, то всегда прав, а жена должна слушаться. Он все взвалил на женские плечи и при этом не отдает зарплату. А зарплата выше, чем у жены. По этому поводу он ее работу за работу не считает и уверен, что ему больше позволено. Авторы опроса сразу подчеркнули, что пытались выяснить субъективное мнение. Так что мужской портрет может кому-то (мужчинам) показаться и неправдоподобным, но так уж устроено женское зрение.

Когда ущемление прав переходит в откровенное насилие? Для европейской женщины насилие начинается не с рукоприкладства и побоев, как считает большинство наших женщин. Демонстративное молчание или грубость - уже агрессия. У нас не согласны с этим мириться только 15 процентов женщин. Остальные готовы терпеть.

Причины насилия, с точки зрения женщин, делятся на несколько групп. Но часто виноватыми они считают сами себя. «У женщин нет должного подхода к мужчине. Женщины доводят мужчин. Слабохарактерность женщины и отсутствие самоуважения», - довольно типичные варианты ответов. Как выражаются психологи по этому поводу, «устойчивый мазохистский комплекс заставляет женщину считать свой пол глупым и слабохарактерным. Комплекс вины, навязываемый обществом, заставляет женщин оправдывать мужчин и искать внешние обстоятельства их несостоятельности». Внешние обстоятельства - это «нет работы по специальности, пьянство, финансовые проблемы, неустроенность в государстве, национальный менталитет».

Что делать в подобных ситуациях? В 49-ти случаях из 100 женщина пытается решить проблему своими силами. На родственников есть очень слабая надежда. В крайнем случае отстоять свои права можно в суде. Это в основном касается проблем на работе. На это решаются немногие и нечасто. А с семейными «разборками» в правоохранительные органы идут и того реже. О существовании общественных организаций по защите прав женщин вообще мало кто догадывается: где они находятся и чем живут - неизвестно. Обращались за помощью в такие центры около трех процентов женщин. Единственная помощь со стороны, которая более-менее признается, - психолог. Это может быть данью моде, но около 17 процентов женщин утверждают, что психологическая поддержка востребована.

О какой защищенности может идти речь, если более половины женщин уверенно отвечают, что не слышали о законах, согласно которым можно отстоять свои права. Более осведомленные, таких меньше 20 процентов, называют КЗОТ и Конституцию РФ.

Елена БОГИНСКАЯ

Мы застряли между восточной паранджой
и западной модой

С точки зрения женщины

 В свое время моя учительница литературы, мудрая женщина, каждый второй свой урок начинала фразой: «Россия в силу своего географического положения между Востоком и Западом...» И этим объясняла почти все: политическую ситуацию, экономическое развитие, особенности истории и менталитета. Видимо, объективная география сделала свое черное дело и в весьма субъективном так называемом женском вопросе. По-моему, мы в России безнадежно застряли где-то между восточной паранджой и западной модой видеть повсюду сплошные оскорбления женского достоинства. Сразу приходят на ум два известных и абсолютно противоположных по значению афоризма. Первый и более древний: «Женщина - друг человека» и второй, появившийся сравнительно недавно: «Если бы наши мужчины были похожи на наших женщин, они бы были настоящими мужчинами». Честно признаться, они мне оба одинаково не нравятся.

Только позволит себе женщина быть просто женщиной, как ее тут же обзовут глупой гусыней, а если и не обзовут, то наверняка с оттенком легкого превосходства скажут, что она просто СИДИТ дома. Да и много ли хваленых мужчин, ну, не считая, конечно, самых новых русских, могут позволить своей жене «просто сидеть дома»? А если самая обыкновенная женщина на самой обыкновенной работе пытается чего-то добиться, ее проще всего назвать скандалисткой, которая не знает, чего хочет. Дома - курица или мегера, на работе - истеричка, неспособная к самокритике. Шеф пристает - мечты и фантазии. В общем, расслабься и получай удовольствие, которое тебе доставят гениальные коллеги, улыбчивый шеф и душка-муж.

Получается взгляд из-за баррикады какой-то. Нет, никто не спорит, ситуации разные бывают, но, как говорится, давайте разберемся. А ведь женщина (и с моей стороны баррикады это очень ясно видно) часто боится отстаивать свои права не потому, что сомневается в своих способностях, а из-за того, что заранее чувствует, что слабее. Что дома дети, что другую работу сейчас не найти, что даже если она победит, то начальник сумеет сделать ее жизнь невыносимой. Это уже мои собственные наблюдения, и основаны они на мнениях людей, которые рядом, которых можно потрогать руками. Могу, да и многие, наверно, смогут, привести не один пример, когда при равных (!) условиях по службе быстрее продвигается мужчина. А как же! Ведь есть еще и такие «объективные» факторы, как декретный отпуск, больничные по болезни детей и т. д.

Мой коллега однажды заметил, что, как ни верти, а живем мы в мужском мире. Наверное, он прав. Но хочется просто в человеческом, где у каждого есть своя роль (счастье-то какое, что у нас всего два пола, а не десять!) и при этом равные права на справедливость. На Западе женщины объявили вторым половинам войну, а фактически пытаются превратиться в них. Что по сути - извращение. Мы, наученные годами развитого социализма, привыкли считать себя независимыми, с легкостью взваливаем на себя воз разнообразных проблем. А на деле чувствуем какую-то патологическую тягу к Домострою и странную приниженность перед мужчинами.

Наталья АГАФОНОВА

Не верю!

С точки зрения мужчины

 Понимаю, что не прав, но поделать с собой ничего не могу: не верю я каким бы то ни было социологическим опросам - и все тут! Наверное, оттого, что не вижу перед собой сборщиков мнений, не знаком с методикой проведения опросов и не знаю тех, кого опрашивают. И когда читаю присланный по факсу или полученный по электронной почте очередной опрос, не могу избавиться от мысли: а чего бы самому не взять да и не придумать что-нибудь подобное? Все придумать - от первой до последней цифры, включая число опрошенных и выводы мифических социологов и психологов по поводу ответов. Знаю, что не прав, а потому с уважением отношусь к титаническому, видимо, труду по изучению общественного мнения, но пока сам не посмотрю, не услышу, не пощупаю - не верю!

Результаты предлагаемого опроса в связи с этим комментирую по-своему. Цифр не меняю, а выводы - антинаучные, дилетантские и проч., признаю - делаю сам. Итак.

Полтысячи опрошенных женщин остаются полутысячами, тем более, что принципиального значения это не имеет. Цифру 35 (число женщин, считающих, что работа - просто каторга, а «сотрудники и начальники-мужчины считают своим ежедневным долгом попортить жизнь» коллеге-симпатюшке) предпочитаю комментировать иначе. Эти 35 процентов женщин - слабохарактерные, конфликтные дамы, не имеющие перед собой цели, не знающие, чего хотят, а потому и не получающие удовольствия от работы, которая выбрана явно ошибочно. К тому же попавшие в эти 35 процентов женщины напрочь лишены способности критично оценивать свои деловые качества, за что и получают нагоняй от начальников-мужчин.

Последние качества, на мой взгляд, вообще характерны для женщин (тут, кстати, можно было бы «выкопать» имя какого-нибудь известного психолога, который так действительно считает), и не удивительно поэтому, что 70 процентов опрошенных полагают, что побывали в ситуациях, когда их права были реально ущемлены. С большой долей вероятности, под «ущемлением» они предполагают нежелание руководства принимать только им, женщинам, кажущиеся правильными решения.

45 процентов женщин уверены, что скандалы на службе возникают на основе не реализованных начальником интимных притязаний. Склонен предположить, что считающим так дамам следует более критично относиться к своей внешности, во-первых, а обращение шефа по имени с уменьшительно-ласкательным суффиксом не воспринимать как его желание немедленно затащить вас в постель. Фразу «Прошу в мой кабинет! На ковер!» тоже не надо понимать буквально как предложение заняться сексом именно на половом покрытии.

То, что 40 процентов опрошенных дам с трудом получают повышение в должности, говорит не о «зажиме» их руководством, а о неудовлетворенности руководства их работой, низкой квалификации и отсутствии инициативы женщин.

Что касается прав в семье, то здесь ситуация несколько иная. 40 процентов считают, что у них все нормально, что вполне соответствует действительности, если я могу судить по собственному опыту. Понятно, почему они считают, что у соседей, знакомых и приятельниц не все так гладко: поговорить о проблемах приятельницы (тем более в ее отсутствие) - что может быть слаще?! И чем проблемнее отношения с объектом обсуждения, тем сочнее краски описания личной жизни объекта. Поэтому так много - 54 процента опрошенных - «с различной степенью регулярности встречают семьи, где женщина подвергается насилию».

Почти половина из опрошенных пытается решить свои проблемы собственными усилиями и правильно делает. Мне понятно, почему только около трех процентов опрошенных обращаются за помощью в общественные организации по защите прав женщин: где гарантия, что ты рассказала все именно так, как оно и было, не упустив от волнения какой-нибудь важной детали, и где гарантия, что именно это упущение невольно не заставит выслушавшего тебя психолога сделать неверный вывод и, соответственно, дать неверный совет?

Вывод. Милее наших женщин в мире нет! И даже те 17 процентов, которые полагают, что наладить семейную жизнь можно исключительно с помощью третьего лица - пусть даже это лицо психолога, - тоже по-своему неповторимы, замечательны и даже где-то преданны. И ваша, милые женщины, якобы борьба с якобы вашим же бесправием - тоже мила и - что особенно важно! - безвредна. Вам бы еще совсем чуть-чуть самоиронии, совсем немного критичности к себе и разборчивости в лозунгах и предлагаемых для ответа вопросах - и ежедневное 8 Марта вам гарантировано. И лад в семье. И успешная карьера. И улыбка (без какого-либо намека!) шефа.

Стас ПОЛЯКОВ

С точки зрения начальства

 Меня зовут Александр Евгеньевич. Я - непосредственный начальник человека по фамилии Агафонова. Во-первых, за фразу «Женщина часто боится, что... даже если она победит (в профессиональном смысле. - Нач.), то начальник сумеет сделать ее жизнь невыносимой», обещаю, что она пожалеет, что вообще родилась на свет.

Во-вторых, нет больше такого журналиста - Агафоновой.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: