Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Смертная казнь - месть или искупление

01.03.2002
Большинство населения России высказывается за смертную казнь. Наше гуманное государство, ратующее за ее отмену, создает приговоренным к пожизненному заключению такие условия, что около 40% из них пишут ходатайства с просьбой о расстреле. Церковь же в этом вопросе видит свое предназначение в душепопечительской работе как с приговоренными к смертной казни, так и с помилованными. Главная задача церкви привести тех и других к покаянию.
В старину Российское государство жестоко расравлялось с преступниками

 На начало марта в Госдуме намечено решение вопроса о ратификации шестого протокола Европейской конвенции, предусматривающего отказ от применения смертной казни. Однако депутаты, предваряя это обсуждение, 15 февраля направили президенту Путину просьбу отменить действующий в нашей стране мораторий на смертную казнь. Видимо, парламентарии вспомнили, что они все-таки избранники народа, а народ в абсолютном своем большинстве выступает за ужесточение наказания убийцам, насильникам, наркодельцам, вплоть до применения к ним смертной казни.

Жесткое время диктует жесткие меры. Но наш российский народ, несмотря на тысячелетнее христианство, всегда был скор на месть и расправу. Да разве только российский? Ведь недаром роман Дюма «Граф Монте-Кристо», прославляющий сладость мести, один из читаемых во всем мире. Но, наверное, не зря по замыслу автора романа вершитель правосудия часто являлся своим жертвам в сутане аббата, как бы символизируя Божью кару.

Что же означает «око за око»?

 Во время дискуссий о смертной казни нередко даже неверующие ссылаются на Бога. Звучат изречения из Священного Писания, чаще всего «око за око» и противоположное ему - «не убий». Но в большинстве своем говорящие не имеют представления об истинном значении этих библейских слов. Но это не ново. Когда в 988 году князь Владимир, крестившись с именем Василий, принял христианство и начал вести жизнь богобоязненную, то на первых порах милосердие его было настолько безграничным, что остро встал вопрос о безопасности Руси. Уж слишком прямолинейно воспринял князь заповедь «не убий». При таком благоприятстве вольготно почувствовали себя лихие люди, промышляющие душегубством, зашевелились и внешние враги. Пришлось боярам призывать на помощь греческих богословов, объяснивших князю, что христианин должен защищать себя, свою родину и близких, ибо написано, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» или, как говорили раньше, «за други своя».

В Ветхом Завете, где приведены 10 заповедей, существует немалый перечень преступлений, наказанием за которые была смерть. Наркодельцов в то время, правда, не было, но различного рода изуверов и извращенцев хватало. Наказание таковым было однозначное: «да будут преданы смерти». А как же «не убий»? Толкования этого внешнего противоречия довольно обширны, но можно остановиться на мнении, что заповедь «не убий» ограничивала действия человека, не обличенного властью, и не позволяла ему вершить самосуд, так же, как и библейское выражение «око за око», которое многие трактуют ошибочно.

«Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб, как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» - так звучит ветхозаветная регламентация степени ответственности за преступление. Закон «око за око» ограничивал распространенную в древние времена кровную месть, когда за преступления человека из одного рода по отношению к представителю другого рода мстили всем его соплеменникам, причем местью, как правило, независимо от степени вины, была смерть. Закон этот не только регламентировал меру ответственности за содеянное, но и ограничивал число виновных конкретным исполнителем преступления, причем предназначался он не для всех, а для судей, поэтому толкование фразы «око за око» как призыв к мести совершенно неверно.

Впрочем, произвольным толкованием библейских текстов грешат не только люди непросвещенные, но и известные теологи. Так, через неделю после теракта в Нью-Йорке председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на пресс-конференции в Москве, отвечая на вопрос корреспондента РИА «Новости», заявил, что «у США есть моральные и даже религиозные обоснования для ответного удара» и напомнил известное выражение: «Поднявший меч от меча и погибнет». Действительно, в похожей фразе, сказанной главным героем фильма «Александр Невский», звучит именно такой подтекст. Но все-таки полезнее обращаться к первоисточникам, а таковым в данном случае является Евангелие, где приводятся слова, сказанные Христом апостолу Петру, решившему с мечом в руках защитить Иисуса и тем самым повернуть намеченный Богом ход истории: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Во всех авторитетных толкованиях данное выражение объясняется как призыв к разоружению, а вовсе не как основание, дающее право на месть.

Двойной стандарт европейских гуманистов

 В том же интервью митрополит Кирилл повторил высказывания практически всех политических деятелей, одобривших желание Америки отомстить соплеменникам террористов: «Военный удар должен быть соразмерен и максимально минимизирован» и «ни в коей мере не должны пострадать неповинные люди». Однако сии благочестивые пожелания были заведомо неисполнимы. По сведениям газеты «The Boston Globe», в Афганистане в результате бомбежек погибла 1 тысяча человек, среди которых было немало женщин и детей. Так что в антитеррористической операции в Афганистане США, распространив свою месть на соплеменников террористов, как раз и нарушили мудрый ветхозаветный закон «Око за око, зуб за зуб».

Но, по крайней мере, американцы в этом вопросе выглядели честнее, чем европейские гуманисты, добившиеся отмены смертной казни в своих странах, которые дружно ринулись вместе с Америкой наказывать сначала Югославию, а потом Афганистан. На практике это наказание вылилось в массовое убийство ни в чем не повинных мирных жителей. Американцы на своих самолетах, отправляющихся бомбить Афганистан, писали: «Убей, убей, убей!». Психология их ясна. Вместе с Китаем и Саудовской Аравией США входят в тройку стран, где смертные приговоры приводятся в исполнение наиболее часто. В России пока никого не казнят.

9 сентября 2001 года президент Путин заявил: «Ужесточая наказание - а смертная казнь является не наказанием, а местью государства, - мы не устраняем жестокость, а порождаем ее вновь и вновь. Государство не должно присваивать себе право, которое принадлежит только Всевышнему, - лишать человека жизни». А как же призыв «мочить» террористов в самых укромных местах? Наш президент, так же, как и западные гуманисты, вынужден жить в условиях двойных стандартов. С одной стороны, звучат слова о гуманности и Божьем запрете на лишение человека жизни, с другой, исходя из принципа «зло должно быть наказано», даются прямые указания на уничтожение людей.

Не мщение, но правосудие

 Но если российский президент считает смертную казнь местью, то у президента США на этот счет другое мнение. Недавно, в день совершения казни над Тимоти Маквеем, совершившем террористический акт в Оклахома-Сити в апреле 1995 года, в результате которого погибло несколько десятков человек, Дж. Буш сказал: «Сегодня США привели в исполнение самый суровый приговор за самое тяжкое преступление. Жертвы взрыва в Оклахома-Сити получили не мщение, но правосудие. А один молодой человек получил ту судьбу, которую он выбрал для себя шесть лет назад. В жизни и истории происходят трагедии, и часто у них нет объяснения. Но у них бывает искупление». Американский президент нашел, пожалуй, самую верную характеристику смертной казни, выполненной по решению суда: не месть, а искупление. Искупление вины перед людьми и Богом, некогда сказавшем: «Не убий». И совершило это искупление государство, которому дарована Богом власть это совершать. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение... ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Римлянам, 13:1-4).

Эти слова из Нового Завета обычно трактуют как основание для подчинения законной власти - либо Богом дарованной, либо Им попущенной. Но есть здесь указания и для самой власти - защищать своих подданных, в том числе и при помощи меча. А для чего используется меч, объяснять не нужно. В «Основах социальной концепции Русской православной церкви» отмечено: «Особая мера наказания - смертная казнь - признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной церкви». Тем не менее церковь приветствует шаги государственных властей к ее отмене, но отмечает, «что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества».

Что касается «преступности, правоохранительной и судебной систем», то состояние их в нашей стране таково, что запятую в данном выражении можно смело убрать - любой добропорядочный гражданин может в одночасье стать жертвой, как первой, так и второй, и третьей, в том числе и жертвой со смертельным исходом. Расстрельные приговоры, которые вынесли ни в чем не повинным людям, проходящим по делу маньяка Чикатило, стали уже классикой. По части же «охраны жизни благонамеренных членов общества» наше государство решило некоторыми своими полномочиями по этому поводу поделиться с самими членами общества. Недавно Дума во втором чтении приняла поправку к статье 37 Уголовного кодекса, предусматривающую расширение такого понятия, как право на необходимую самооборону. Суть поправки: если есть непосредственная угроза жизни гражданина, то он может обороняться всеми доступными способами, в том числе и такими, которые могут привести к смерти нападающего. То есть государство, само отказывающееся от необходимой самообороны из-за трепетного отношения к заповеди «не убий», дает карт-бланш своим подданным для личного совершения «высшей меры социальной защиты».

Вопрос о смертной казни «должен решаться свободно»

 А теперь об обществе, которым «вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться свободно». У Чехова есть рассказ о замечательном докторе, который всю свою жизнь без остатка посвятил служению людям. И вот этого доктора нашли убитым, причем неопровержимые улики указывали на местного босяка. На суде участь его была предрешена. И вдруг судья, перед тем, как вынести смертный приговор, сказал: «Я не допускаю мысли, чтобы мог найтись человек, который осмелился бы убить нашего друга доктора! Человек не способен пасть так глубоко!» Остальные судьи и все присутствующие согласились с таким рассуждением и предполагаемого убийцу отпустили. Сейчас нелюдей, совершающих страшные бессмысленные преступления, хоть отбавляй. Но наше сознание, в отличие от чеховских героев, вполне это вмещает. Потому и реакция у большинства населения России также отличается от реакции героев чеховского рассказа.

Большинство населения России высказывается за смертную казнь. Наше гуманное государство, ратующее за ее отмену, создает приговоренным к пожизненному заключению такие условия, что около 40% из них пишут ходатайства с просьбой о расстреле. Церковь же в этом вопросе видит свое предназначение в душепопечительской работе как с приговоренными к смертной казни, так и с помилованными. Главная задача церкви привести тех и других к покаянию. Да и не только их. Каждый человек за свой жизненный путь совершает немало деяний, может быть, и не попадающих под статью Уголовного кодекса, но являющихся нравственным преступлением перед Богом. И очень хочется надеяться на то, что, когда наступит момент предстояния перед Всевышним, каждый из нас услышит от Него: «Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (Исаии, 43:25). А в том, как решится в нашей стране вопрос о смертной казни, стоит положиться на решение Думы и достойно это решение принять. Ведь в Думе заседают народные избранники, и их решение и будет считаться народным волеизъявлением, а глас народа, как известно, есть глас Божий.

Резонанс
Новости
Номерные знаки по новому ГОСТу начнут выдавать в России с 1 января 2019 года, говорится в приказе Росстандарта. Изменения в первую очередь затронут мотоциклетные номера – они станут меньше в размерах. Знаки для праворульных авто примут форму, приближенную к квадрату.
Незаконные действия при переезде в Австрию стали поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Натальи Юрченко – супруги бывшего губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, который ранее также получил приговор.
Лягушку с необычайно ярко-желтым окрасом встретили на улице жители Новосибирска.   Специалисты предположили, что земноводное мимикрировало под цвет осенних листьев.
На Михайловской набережной Оби появится «Комната запахов». Так архитекторы проекта называют небольшую площадку под открытым небом, которая находится в парке «Городское начало». Вокруг нее высадили ароматные растения.
Новосибирская команда рискует установить антирекорд КХЛ. За восемь первых матчей команда не набрала ни очка. В клубе поменяли главного тренера, расстались с несколькими игроками, однако все тщетно. В чем причины ужасного старта – в материале VN.ru.

Отец шестерых малолетних детей ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности по их воспитанию, не заботился и часто избивал. Именно горе-родитель признан виновником пожара, который унес жизни его детей. После трагедии циничный папаша сбежал в Москву для участия у телешоу.