Новосибирск 4.1 °C

Ольга Гурина: «В народную песню нельзя играть...»

01.03.2002 00:00:00

 Сегодня, 1 марта, в Большом зале филармонии состоится концерт-бенефис "Как на свете без любви прожить" лауреата Российского конкурса фольклорного ансамбля "Рождество", посвященный 25-летию творческой деятельности создателя и художественного руководителя ансамбля профессора кафедры ЮНЕСКО Ольги Гуриной.

Свои 25 лет творческой жизни Ольга Гурина отсчитывает с того момента, как пришла в Сибирский народный хор. Было ей тогда 17. Руководители хора Андрей Новиков и Виктор Захарченко во многом и определили ее судьбу, задали векторную направляющую ее жизни. Потом были музыкальное училище, «Гнесинка»... Она уже и не знает, что главное в ее жизни -- артистическая, педагогическая, исследовательская или организаторская составляющие. Все это части единого целого. Все неотделимо и неразложимо. Как неразделим и нерасторжим фольклорный театр, где пение неотрывно от танца, танец - от обрядового действия, а действие - от костюма...

Под знаком народной песни

 С русской песней связана вся ее жизнь. Хорошо пели мама и бабушка, певцами и певуньями были родственники по отцовской линии...

Жили в маленьком городке, в частном секторе, и Ольга хорошо помнит большую лужайку, на которую выходили дворы. Закончив работу, все собирались там -- рядом со взрослыми дети, -- усаживались на скамейки, и начиналось: один запевал, другой подхватывал... Лужайка не пустовала никогда, летом трава, зимой снег на ней всегда были притоптаны. И уже став профессиональным музыкантом, закончив «Гнесинку» по двум специальностям (сольное народное пение и дирижирование народным хором), Ольга Александровна не перестает удивляться чуткой природной интуиции своей мамы, которая, не владея музыкальной грамотой, очень точно чувствовала мелодию и угадывала, как надо вести песню. Русская песня фальши не терпит. «Не борозди ты тут», -- одергивали поющих нечисто. Одна фальшивая нота, и песня сворачивалась...

Бабушка и мама были отличными рукодельницами, швеями и вышивальщицами -- вязали кружева, вышивали бисером. В костюме, в котором Ольга Гурина выступает в своем ансамбле «Рождество», вышивка тоже сделана мамиными руками. Для нее это очень важно -- своего рода оберег.

-- Это всегда было в национальных традициях -- мать вышивала для дочки, дочка -- для своей дочки. Одежда согревалась теплом рук. Перед свадьбой невеста вышивала рубашку жениху, вкладывая в вышивку все свои самые заветные мысли-мечты, -- чтобы муж лелеял, чтобы дом был полная чаша и дети чтобы родились хорошие и ласковые...

Все взаправду

 Фольклорный ансамбль «Рождество» родился 9 лет назад и сразу обозначил свое место под солнцем. Через полгода стал дипломантом II Всероссийского радиоконкурса «Голоса России», через год получил статус профессионального, еще через два года стал лауреатом Российского конкурса... Основа репертуара - народная музыка, синтез пения, инструментальной игры, танца и обрядового действия. В музыкальном сопровождении используются гармошки, трещетки, барабанки... Звучит все очень по-русски, очень профессионально и впечатляюще.

Все артисты ансамбля -- ученики Ольги Гуриной. Случайных людей нет. Она вообще не представляет, как можно набирать людей в музыкальный коллектив по объявлению на столбе «Требуются исполнители...». Как нельзя сыграть в русскую песню, так нельзя сыграть и в ансамбль... Спетость в коллективе - дело святое. Не сошлись характерами - песня не получится. Песня любую неискренность выдаст. В ней не притворишься.

Или любим до беспамятства, либо не поем...

Все артисты ансамбля - ученицы Ольги Гуриной (в центре)

 Здесь не признают никакой театральщины. Никаких бутафорских кос до пояса, никакого картинного отбивания поклонов. В концертах такие картинные поклоны приходится видеть часто. Рука идет с причудливым изгибом откуда-то сверху, с выкрутасом и самолюбованием. А у народа все было очень просто и трогательно. И ладонь прижималась к груди с одной целью -- на шее у женщины были бусы, чтобы они не мешали, их придерживали рукой... Вот и все. Просто и естественно.

Костюмы для ансамбля шьются исключительно по подлинным образцам народной одежды -- в русском костюме тоже все было очень просто и при том красиво и гармонично.

- Откуда взялись и кто придумал эти чудовищные рукава-фонарики, эти башни на голове, эти аляповатые цветы по подолу, эти вытачки на сарафанах, которые мы видим на концертах, - удивляется специалист по фольклору Ольга Гурина.

Большую часть репертуара ансамбля составляет фольклор Новосибирской области. Материал черпается в многочисленных фольклорных экспедициях. Эти экспедиции - отдельная история.

К бабушкам за песнями

 Едут в область обычно бригадой человек в 25--30. Потом разбиваются на группы, высаживают в каждую деревню десантом человек по 5. Для общения, как показывает опыт, это число самое оптимальное. «Выпытать песню» - наука особая. Тут и расположить к себе человека надо, и за жизнь поговорить, и на песенный лад настроить, и так в душу запасть, чтобы давно забытое вспомнил. «Добывать» песни становится все сложнее - бабушки-песенницы стареют, и, увы, их становится все меньше...

- Хоть и тяжелую жизнь прожили эти бабушки, -- не перестает удивляться Ольга, -- но последним готовы поделиться, и приветливости у них поучиться стоит. И накормят, и продуктов принесут, и перекрестят на дорогу, и молитву прочтут, чтобы путь был добрым.

...Бабу Марфу из села Мартыново Усть-Таркского района артисты застали за нелегким делом -- таскала ведрами воду из реки -- берег крутой, тут и не каждому мужчине под силу. Коля Гнучев (вокалист, он же директор ансамбля) не растерялся, коромысло с ведрами перенял... Так и определились - баба Марфа жизнь свою вспоминает, песни поет, а работа идет. Потом хозяйка велела принести с чердака свои ботинки, в которых в молодости «плясала, аж мостки дымились». Теперь «мостки дымятся» под ногами Ольги Гуриной - аккурат ее размера бабушкина обувь оказалась. С «черевичек» бабы Марфы заказали точную копию. Сапожник, правда, все норовил упростить себе работу -- то носки давайте сделаем по-другому, то шнурки сменим на резинки... Не согласились - отстояли.

После экспедиции дружба с бабушками не заканчивается - налаживают переписку. Пока бабушки были моложе - приезжали в город, участвовали в фольклорных спектаклях. Есть в музыкальном колледже, где Ольга Гурина преподает и заведует отделением дирижеров народного хора, такая традиция -- принимать экзамены в жанре «фольклорного театра», студенты весь сценарий знают, а бабушки импровизируют. Их сценарию учить не надо - они всю жизнь «в теме». Душевную бабушку Анну Романовну до сих пор вспоминают -- так вошла в роль, увлеклась действием, что чуть было на сценическую картонную печь взаправду не полезла, насилу отговорили.

Население нашей области очень пестрое. Кого тут нет -- переселенцы из средней России, с Поморья, с казацкого юга... Брянские, курские, белорусы, украинцы... И песни у нас поют самые разные. По материалам фольклорных экспедиций выпущено четыре репертуарных сборника -- все песни исполняются в концертных программах «Рождества».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: