Новосибирск 9.2 °C

Что наша жизнь в советских рублях?

02.03.2002 00:00:00

Наш корреспондент сравнил последние цены
Советского Союза с нынешними российскими:
все подорожало, кроме водки и телевизора

 Одиннадцать лет, понятное дело, не юбилей - но что делать, когда десятилетие просто забыли отметить? А между тем ровно 11 лет назад, в начале марта 1991 года, вышел последний в нашей истории прейскурант цен Советского Союза, утвержденный Государственным комитетом СССР по ценам.

Новое поколение россиян в лучшем случае представляет себе набивший оскомину газетный штамп про «колбасу за два двадцать»: была такая когда-то, но больше не будет. Молодежь можно понять - в царствование первого российского президента все, что было связано с эпохой первого и последнего президента СССР, клеймилось каленым железом газетного слова. Немалую лепту в этом плане внесли и лихо правившие Россией «мальчики в розовых штанишках», уверенные в собственной непогрешимости: дескать, все, что было до нас, рубля выеденного не стоит. В итоге впервые в истории одно из ведущих государств мира в мирное время рухнуло мировой экономике под хвост, да так там и осталось: история - дама мстительная.

Отставим эмоции в сторону. Просто возьмем баночку пивка, кусочек рыбки - на это нехитрое удовольствие средний россиянин пока еще зарабатывает - и поразмышляем над пожелтевшими за десятилетие с хвостиком страничками с тем самым постановлением. Ручаюсь - скучно не будет. А посему приглашаю в компанию.

Можно ли сравнить «тот» рубль с «этим»?

 Прежде всего, необходим критерий для сравнения цифр той эпохи с нынешними. Наши государственные экономисты не одну плешь уже проели на газетных страницах, пытаясь доказать, что тот рубль и этот ну никак не сравнить. Тем не менее, если стряхнуть лапшу с ушей, то критерий обнаружится: курс доллара. В те годы, как известно, «бакс» стоил ровно 90 копеек: именно по такой цене обменивались рубли выезжавшим за рубеж советским гражданам. На момент написания этих строк тот же «бакс» стоит 30 рублей 87 копеек. Легким пересчетом, доступным пятикласснику, получаем соотношение: 1 (один) советский рубль равен 24 российским рублям и 30 российским же копейкам. И вся премудрость.

Жрецы от реформ могут взвыть по сему поводу: дескать, 90 копеек за доллар - то был формальный курс, рубль не был свободно конвертируемым и так далее. Хорошо, господа, а сегодняшний-то рубль конвертируем где-нибудь, кроме как в России? Ради интереса возил я с собой в прошлом году на Американский континент нашу «пятисотку». Ну, смотрели на нее, как на симпатичный фантик. Так ведь и те рубли с Лениным по дизайну выглядели более чем прилично...

Проверим наши выкладки. Допустим, вы подарили Сбербанку - ныне, как известно, коммерческой структуре - тысячу тех самых советских рублей, оставшихся на вашей сберкнижке: как измерить сей дар по нынешним меркам? В те годы это была примерно шестая часть от «Жигулей», а сегодня? Нет проблем - из пересчета по доллару получается, что ваш подарок господам из Сбербанка потянет на 24,3 сегодняшних тысячи: примерно та же часть от «Жигулей», что и в добрые советские времена.

Любимый ленинградский анекдот 70-х годов, когда городом правил партийный босс Григорий Романов. Стоят два эмигранта перед Эрмитажем. Затем обращаются к местному жителю: «Скажите, как называется эта площадь - Дворцовая? А дворец, простите, Зимний? А кто сейчас у власти? Как Романов? И один - другому: «Слушай, Мишель, что ж мы отсюда с тобой тогда драпали в семнадцатом?!»

Вот то-то и оно. Впрочем, экономика - как тот удав из советского мультика, длину которого можно мерить хоть в мартышках, хоть в попугаях. И если все правильно промерено, то пересчет совпадет, никуда он не денется.

Последние цены последней империи

 Что ж, перейдем к тем самым последним ценам Советского Союза. И сразу всплывет первая интересная деталь: согласно документу все цены делились на два типа - фиксированные (примерно 70% товарооборота) и свободные (примерно 30%). Так делалось во всем цивилизованном мире: мягкое вхождение в рынок при сохранении на первых порах государственного контроля. Именно эта модель, названная по имени великого экономиста Кейнса, применялась, и успешно, во многих странах мира, и именно наша российская экономическая братва, вставшая у руля в 1991-м, от нее первым делом открестилась. Оно и понятно - по этой схеме лично обогатиться куда сложнее.

Итак, что предлагал Госкомцен? Не будем только забывать еще один момент: в документе Госкомцен речь идет о предельных ценах. Тем же постановлением их запрещалось превышать, но отнюдь не запрещалось торговать и по более низким ценам, что чаще всего и было в реальности. Хлеб пшеничный, «кирпичик» на 750 граммов: утверждено 36 советских копеек, что соответствует 12 рублям 35 копейкам нынешних. Так что зря мы жалуемся на то, что хлеб сегодня дороговат: скорее просто мы все обеднели, но об этом ниже.

Мясо: говядина 1-й категории 7 рублей за килограмм (240.10 по нынешней российской валюте), такая же свинина - 5.30 (181.80). Вроде здесь мы опять выигрываем, и очень здорово: на новосибирском рынке самая отборная вырезка сегодня больше ста рублей за килограмм не тянет. Но это во многом благодаря конъюнктуре - у торгующих без посредников и нуждающихся в живой наличке по причине отсутствия зарплаты сельчан сегодня парное мясо обходится дешевле продаваемой рядом колбасы, в то время как в ту эпоху все было наоборот.

А вот литр молока в тетрапаке, проходящий через молочные комбинаты, согласно постановлению, стоил 58 советских копеек, или 19 сегодняшних российских рублей 90 копеек, что существенно ближе к нынешней магазинной его цене. А вот любимец советских котов и кошек, рыбий революционер минтай обезглавленный, обходился советским гражданам максимум в полтора рубля за килограмм, что составляет 38 нынешних рублей с копейками. Теперь минтай российского гражданства зашкалил за полтинник, а киски с тоски дружно перешли на «Вискас».

А теперь возьмем ту самую пресловутую колбасу по 2 рубля 20 копеек. Самый элитный ее сорт -- вареная «Докторская» - обходился тогда в два с полтиной за килограмм. По нынешним меркам это соответствует 85 рублям с копейками: примерно столько та же «Докторская» стоит и нынче.

Кто помнит продовольственные цены на рынке и в магазинах тех лет, может поупражняться в пересчете и дальше, умножая их на 24.3 и сравнивая с сегодняшними. В большинстве случаев результат будет весьма близким. Так, уважаемая тогда и ныне большинством сильного пола бутылочка пива тогда стоила 35 копеек - по пересчету ровно 12 российских рублей. Соответствует? И это несмотря на тогдашний дефицит сего напитка, усугубленный антиалкогольной кампанией, и на сегодняшнее изобилие.

Завезли в лес эпохи перестройки пиво. Открылся киоск, и истомленные линией партии звери послушно встали в километровую очередь. Вдруг с полянки из-за киоска выскакивает заяц с канистрой и нагло лезет к заветному окошечку. Тут выходит из очереди разъяренный лев, хватает зайца и начинает казнить при всем народе. Заяц хрипит: «Лева, сходим на полянку, пожалуйста!» Утаскивает лев зайца за киоск и видит сидящего в тоске Змея-Горыныча. Тот смотрит на это дело и рявкает: «Ты что, заяц, охренел - сразу закусь тащишь? Пиво-то когда будет?»

 С точки зрения ценовой арифметики, самое большое достижение отечественной демократии - естественно, водка. Классическая ее цена в советское время, как известно, 3 рубля 62 копейки за пол-литра, или без малого 125 российских рублей. Сегодня такой же «пузырь» аналогичного качества можно приобрести аж в два с лишним раза дешевле, всего за 50-55 рубликов - и гуляй, душа!

Впрочем, с гулянием сложнее. Тарифы на тогдашний транспорт помнят многие. К примеру, проезд на метро и троллейбусе тогда обходился новосибирцу в 5 копеек - это по-нынешнему меньше двух рублей. Сегодня - уже в «пятерку». Улететь самолетом в Москву стоило 56 тогдашних рублей, или 1920 сегодняшних российских: теперь уже билет в купейный вагон поезда до той же Москвы обойдется дороже. Так что остается сидеть дома и глушить дешевую водочку под бесплатную во все времена закуску с личного огорода.

Культурная жизнь? Полноте... Из всех видов искусств для советского человека, как известно, важнейшим являлось кино. Самый дорогой билет на вечерний сеанс - 50 тех копеек, или примерно 17 российских рублей. По нынешним меркам, на кино или театр - явно маловато, зато хватит на культурное потребление бутылки пива с последующим посещением платного туалета.

Из объявления на газетном киоске той эпохи: «Правды» нет. «Советская Россия» продана. Остался «Труд» за три копейки».

Шутки шутками - а реальная цена газет той эпохи: «Комсомолки», «Известий» или того же «Труда» как раз и составляла три копейки, что почти в точности равно сегодняшнему российскому рублю. Теперь за рубль ни одной газеты не купишь, что, с верховной точки зрения, можно только приветствовать: вредные они, ехидные и нередко искажающие всенародное движение к светлому капиталистическому будущему. Круто подорожали книги. Огромный том «Детской энциклопедии» моего детства стоил 2 рубля 80 копеек - всего-то 96 российских рублей. Сегодня нечто аналогичное обойдется минимум рублей в 300-400. Можно добавить бешено дорогой по мировым меркам домашний Интернет - с СССР не сравнишь, но, к примеру, тарифы наших провайдеров примерно вдвое выше американских. Тоже понятно - нечего с заграницами бесконтрольно общаться...

То ли дело подешевевший в ходе реформ, как и водка, телеящик. Советский цветной телевизор стоил 650 тех рублей, а это 22 200 российских, целое состояние. Сегодня за половину этой цены можно взять куда лучший по качеству импортный телеагрегат - и сиди, любуйся под очередную стопочку последним бифштексом из последнего героя за стеклом, выходящим на улицу разбитых фонарей...

Нас по-прежнему держат за идиотов?

 Так и отупляется нация - дешево и сердито, просто ценовой политикой. Верить в случайность подобных совпадений - чему дорожать, а чему дешеветь - все равно что верить в то, что построенное нами экономическое уродство представляет собой рыночную экономику. Ибо реальная рыночная экономика, как ни крути, начинается с рыночной зарплаты.

Что ж, и здесь несложно оценить глубину нашего падения - не в абстрактных процентах, а в реальных цифрах. Как известно, в СССР эталоном бедности была стодвадцатирублевая зарплата рядового инженера: этих бедолаг даже девушки не любили, а так, жалели... Так вот, те 120 рублей - это 4119 российских: многим россиянам о такой сумме месячного дохода сегодня можно разве что мечтать. Стипендия советского студента-отличника - 50 тех рублей или 1715 нынешних - близка к зарплате сегодняшнего профессора, а стипендия аспиранта в СССР - 86 рублей, они же 2950 сегодня - почти соответствует академику. Зато стипендия российского студента-отличника третьего тысячелетия - 240 рублей, или примерно семь с полтиной по советским меркам.

И так далее: любой желающий может продолжить, умножая ту зарплату на наш коэффициент. Так, представитель среднего рабочего класса - водитель городского автобуса - тогда зарабатывал больше 10 тысяч в нынешних рублях. Сейчас ему такая сумма может только сниться раз в месяц.

А я ведь из жалости не сравниваю наши доходы с другими экс-социалистическими странами и даже с некогда близкой нам Прибалтикой, где среднемесячный доход перевалил за 300 «баксов», - только с Российской Федерацией 11-летней давности. Да и винить в такой картинке некого, ибо именно такой курс реформ - результат воистину всенародного голосования. Просто все, кто был «за» такой уровень жизни, голосовали руками, кто «против» - ногами.

Вопрос Армянскому радио: что было раньше - курица или яйцо? Ответ: раньше все было.

Мой любимый писатель Юз Алешковский, будучи в эмиграции, обронил замечательную фразу: «Ностальгия - штука хорошая, когда есть все, кроме нее». Так мыслится с той стороны. А как быть и мыслить большинству россиян, живущих сегодня в Зазеркалье мировой цивилизации, когда нет ничего, кроме ностальгии?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: