Новосибирск 0.3 °C

Владлену Бирюкову не стыдно ни за одну из своих работ

05.03.2002 00:00:00

Фото Сергея ПЕРМИНА

 Заслуженный артист России, лауреат четырех государственных премий. Тридцать лет назад впервые он вышел на сцену театра «Красный факел». Рассказать о своих кино- и театральных работах, об ощущении жизни в канун своего 60-летия мы попросили Владлена Бирюкова.

- Насколько вы востребованы и заняты в спектаклях театра?

- Кино кончилось, играю в театре всего в двух спектаклях - «Три сестры» и «Ревизор». Раньше можно было выехать куда-то на фестиваль, на постановку. А сейчас, когда приходит приглашение, я в ответ - присылайте деньги... на дорогу, я с удовольствием приеду. Как? А вот так - мне зарплаты месячной не хватит на билет в одну сторону...

- Сколько кинофильмов за вашими плечами?

- За тридцать. Наиболее известные «Вечный зов», конечно, «Молодая жена», дилогия «Приказ: огонь не открывать» и «Приказ: перейти границу», «Хлеб - имя существительное». У меня в кино эпизодических ролей не было. Уж если ехать, тратить нервы, то знать - за что. Поэтому мне ни за одну из работ не стыдно. Недавно режиссер «Вечного зова» Краснопольский был в Новосибирске, приглашал сняться в телевизионном сериале - меня не отпустили. Может, в силу моего характера и ролей не дают, и не отпускают...

- Вы - жесткий человек?

- Да. Достаточно. Но прежде всего к самому себе. Главное - результат, а не то с какими жертвами мы к нему идем... Поэтому - от меня пощады не жди. Я могу просто уйти с постановки и все. Выдворят меня или нет - не важно. И на пенсию уйду спокойно, просить, чтобы оставили в труппе на любых условиях, не буду. Даже не знаю, буду ли отмечать свой юбилей.

- Почему вы не принимали приглашения других театров, московских в том числе?

- Да, были приглашения из Москвы, и Санкт-Петербурга, Киева, Омска. Знаешь, есть такое затрепанное нынче слово «патриотизм». Я родился и вырос в Маслянинском районе, молодость прошла в Новосибирске, я здесь крестился, женился, люблю этот город, здесь мои друзья. У меня даже и мысли не было куда-то уехать. Хотя были очень лестные предложения, выгодные.

- «Вечный зов» стал классикой советского кино. Его девятнадцать серий снимались больше 10 лет и первая вышла на экраны 15 лет назад, - кстати, еще одна знаменательная дата...

- Да. И серии не по 40-45 минут, как нынешние, а полнометражные, как отдельный фильм. Летал на съемки все эти годы во время отпуска и «в окна» в репертуаре. Я ни разу не подвел театр.

 - Что-нибудь смешное вспомните?

- Да много всякого было... По сценарию, на съемках «Молодой жены» я должен был ехать на мотоцикле, в метель, к бабке. Где взять снег? Нет снега - чуть только землю припорошило. Где метель? Нет ее. Попросили в военной части машину с реактивной турбиной - такие в аэропортах обдувают полосы. Сказали солдатику: как будет проезжать актер на мотоцикле мимо - ты «дунь». Только забыли сказать, как дунуть. Начались съемки, я поехал и он «дунул». В результате мотоцикл отлетел на 15 метров, а то, что на нем сидело, еще на столько-же и... на кладбище. Старинное такое. Приземлился я точно между двумя крестами, коваными, семейными. Пять сантиметров туда-сюда хана. Есть Бог. Мерзлая земля, холод, а упал - ни царапинки, ни ушибчика. Но съемки тогда отменили. А смеялся я потом, на озвучке, в Ленинграде. Сели в зале, выключили свет, стали смотреть отснятый материал. В кадр въезжаю на мотоцикле и вдруг черт какой-то закручивает смерч - стерня в пыли, кладбищенские оглобли разлетаются, и я в этом облаке лечу и падаю.

- Говорят, актеры на съемках «отрываются» под водочку?

- В меру - конечно. Но не до визга. Не мерзнуть же. По этому поводу в «Вечном зове»... Это когда Петя Вельяминов, по фильму Кружилин, провожает меня на фронт, приходит ко мне домой и говорит: да, Яков, у нас были с тобой разногласия, но сейчас пора все забыть. Он приносит с собой поллитру «белоголовки», достаем огурец, выпиваем и говорим на житейские темы. Дружеская сцена по сценарию. Снимается первый дубль. Вельяминов открывает бутылку, разливает по полному «маленковскому» стакану. По «придумке» он закусывает огурцом, а я рукавом шинели занюхиваю. Я чувствую, что это настоящая водка, а что делать? Не прерывать же съемку из-за этого. Выпиваем, делаем все как надо. Дубль два - я уже знаю подставку, приготовился. Выпиваем. Вельяминов хрустит огурцом и нагло так в глаза мне заглядывает, издевается. На третьем дубле режиссер остановил съемку со словами - «они же пьяные!». В картину вошел первый, относительно «трезвый» дубль.

- Поздравляем вас с наступающим юбилеем. Дай Бог вам работы и неуспокоенности.

- Спасибо. Служу Отечеству.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: