Новосибирск 4.9 °C

«Алчность» на театральных подмостках

05.03.2002 00:00:00

«Бриллиант царя Соломона». И. Краева, Д. Суховский, С. Ламброзо, С. Грановесов, Ю. Скок, В. Бирюков в сцене из спектакля. Фото И. ШАДРИНА

 На прошлой неделе в театре на «Левом берегу» состоялась премьера комедии «Бриллиант царя Соломона». Современную абсурдистскую пьесу Геннадия Матюшова поставил главный режиссер театра Сергей Дубровин.

До какой глупости и абсурда может дойти человек, ослепленный блеском внезапного богатства, свалившегося на него буквально с неба. Да, непременным условием для обладания перстнем ценою 10 миллионов долларов должна была стать авиакатастрофа. В ходе экспериментов доктора Джонсона (В. Бирюков) Анна (Ю. Скок) приобретает дар ясновидения и спасает от неминуемой погибели некоего арабского принца (В. Сапожников), который и должен был лететь на злополучном самолете. В награду за счастливое избавление от опасности принц снимает с руки перстень и дарит его Анне. Вот тут-то все и начинается.

Сразу же в борьбу за право разделить богатство включаются окружающие. Это муж Анны Роберт (С. Грановесов), «недоделанный» философ, размышляющий о смерти и, иллюстрируя это, жонглирующий черепом: «Бедный Йорик...». Это лучшая подруга Анны - Марта (И. Краева, М. Потанина), парикмахерша и, как оказалось, весьма решительная особа, пытавшаяся отпилить голову своему бойфренду Руди (Д. Суховский), когда тот пытался проглотить перстень. Это престарелая госпожа Вайс, мать Роберта (С. Ламброзо), 20 лет прикованная к инвалидной коляске и внезапно вставшая на ноги, когда перед ней замаячила перспектива разбогатеть и вновь выйти замуж. И, казалось бы, уже в силу своей профессии и ювелира, привыкший к блеску драгоценностей Генрих (Н. Пожарницкий), и тот поддается соблазну, выхватывает пистолет и, как обыкновенный грабитель, пытается завладеть сокровищами. Естественно, в этой бредовой и, к сожалению, вполне ординарной ныне ситуации не могли не появиться санитары и революционные иноземцы (А. Николаев, А. Кузнецов), оправдывающие алчный блеск в своих глазах стремлением «осчастливить человечество».

Новая комедия театра представила труппу и постановщика в новом свете. В репертуаре еще не было абсурдистской постановки. По словам Сергея Дубровина: «Мы еще не пробовали такого способа существования, проживания на сцене. Это гипертрофированный гротеск. Это, условно говоря, должно быть на уровне Луи де Фюнеса. Для этого надо быть талантливыми и свободными на сцене. Во время репетиций актеры «шалели» от этого, порой не знали, как играть, как себя вести в ситуации, потому что застроить логику в ней невозможно. Постановка такого материала - это вопрос «как».

Действительно, спектакль получился неожиданным. Кто-то принял этот комизм с восторгом, традиционалисты - настороженно. Но, наверное, каждому пришла в голову мысль: люди, посмотрите, что с нами происходит, когда у нас появляется перстень баснословной цены, который тут же начинают отбирать: мы становимся сумасшедшими, мы теряем понятия о добре и зле, о порядочности и достоинстве! Видеть себя в зеркале такого театра абсурда и порой узнавать себя в героях - это испытание зрителям. И оно тем больше, чем выразительнее актеры на сцене.

 И хотя не весь ансамбль произвел впечатление эстетического шока, но (!) обязательно надо сказать о яркой, остросовременной работе актрис. Каждая героиня - сколок с психологического типа современных хищниц: лицемерная «лисичка» Юлии Скок купается в своей манерности, акула секса Ирины Краевой и Марины Потаниной впивается в каждого, кто может сулить ей содержание, озабоченная, казалось бы, только своим здоровьем женщина второй половины жизни, сыгранная Светланой Ламброзо, - все они создают калейдоскоп ярких характеров.

Среди воспаленных сюжетной ситуацией актеров самым привлекательным как персонаж и как исполнитель стал Дмитрий Суховский, герой которого мастерски изворачивается в поворотах сюжета, полный алчности самца, готового на все ради наживы. Впрочем, можно согласиться и с трактовкой недотепистого мужа Сергея Грановесова, то жалким, то азартным, то беспомощным, то дураковатым. Врач-экстрасенс Валерия Бирюкова - существо полоумное, исполненное красок идиотизма, что актер изображает парой-тройкой выразительных приемов внешнего рисунка. Экзотические персонажи «революционных насильников» из арабской страны - олицетворенная метафора «помеси негра с крокодилом» - сыграны офонарело смешно и дурашливо, что вызвало явную симпатию сибирского зала.

И подлинным украшением спектакля стали мелодии и ритмы композитора Юлии Булгаковой, придумавшей для иллюстрации человеческих пороков острогротесковую и акцентно-сатирическую музыку.

Словом, театр заполучил новую драгоценность в виде комедии положений стоимостью аж 10 миллионов долларов. С приобретением!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: