Новосибирск 9.2 °C

Переживут ли медики реформу?

06.03.2002 00:00:00

Хранители жизни и здоровья. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Реформа здравоохранения, о которой нам так долго говорили, началась. Сокращаются больничные койки, некоторые городские поликлиники и больницы реорганизовываются или попросту закрываются. В прошлую пятницу мы опубликовали письмо ветеранов здравоохранения, обеспокоенных этим. А что думают по поводу реформы те, кто сегодня лечит новосибирцев? На этот вопрос отвечает главврач клинической больницы скорой помощи N 2 Анатолий Лайвин.

- У нас есть уже первый результат реформирования, начатого еще в 1993 году, - это Октябрьский район. Там терапевтический, педиатрический стационары района и больницу скорой помощи объединили в одну многопрофильную больницу. И экономия налицо. Сократился административный аппарат, уменьшились административные, хозяйственные затраты, улучшились снабжение медикаментами, питание больных. Раньше, чтобы больного прооперировать, надо было перевозить его из терапевтической больницы в хирургический стационар по согласованию с главврачом, заведующим отделением и т. д. Но кто сказал, что такое мотание по городу под силу больному человеку? А травмированному? А старику на костылях? Сейчас же пациента доставляют к хирургу без проблем.

Ни в одной стране нет отдельно существующей гинекологической больницы или роддома. А у нас это сплошь и рядом. В некоторых роддомах нет необходимой биохимической лаборатории, рентгенкабинета. Зато есть классные медики-профессионалы, и терять их нельзя. Чтобы проводить реорганизацию в масштабах города, надо все хорошенько продумать. Больных, прикрепленных к определенным поликлиникам и больницам, взять и направить в другие лечебные учреждения. А не так, как получилось с 1-й гинекологической: потоки больных не убрали, а закрыть собираются.

Нам говорят: «Смещайте приоритеты в сторону амбулаторной помощи, сокращайте объем стационарной». Это, кстати, нашло отражение в постановлении главы областной администрации на нынешний год. Будто у нас в больницах люди часто лежат, чтобы подлечиться, «прокапаться», отлежаться. Мол, они могли бы получать помощь в поликлиниках. При этом ссылаются на положительный опыт организации здравоохранения на Западе. Например, в Германии больной с инфарктом миокарда лежит на больничной койке 10 дней, а у нас 20. Немецкий врач выписывает его в срок, несмотря ни на какие жалобы пациента, - ему так положено. А у нас... Не надо забывать, что в России люди по-другому живут. У нас вон дед лежит в гнойной хирургии. Еще передвигается с трудом. Мы его выставим за дверь, долечиваться дома, а он один живет. Дома печку топить надо, уголь на себе таскать.

Другое дело - создание реабилитационных коек, предназначенных для восстановления сил и здоровья человека, или профилактических. Вроде бы в руководящих структурах здравоохранения понимают их нужность.

Решили ввести госзаказ: вот столько коек - и не больше. А в нашей больнице люди в коридорах лежат. Правда, в этом нам, главврачам, пошли навстречу: если мы пролечим больных больше плана по госзаказу, то специальная комиссия проверит основания для госпитализации. Только вот какая комиссия придет и будут ли в ней компетентные люди? Нужно определиться с этими самыми «основаниями для госпитализации». Ведь одни считают, что с обострением хронического бронхита можно разгуливать по улице, другие - что место такому больному в больнице. Чтобы усовершенствовать это, нужны годы. Решения на скорую руку только усилят социальную напряженность среди людей.

Что касается дневных стационаров, то они в самом деле очень экономичны и удобны. Но для их внедрения нужна соответствующая база именно в поликлиниках, где человек мог бы проходить все первичные обследования, подготовку к краткосрочному лечению в стационарах. То есть в поликли-

нике должна быть современная диагностическая и лечебная аппаратура. А ее нет. Как, впрочем, нет и специального медперсонала. А если во время процедуры случится шок или, не дай Бог, остановка дыхания... Не лучше ли открыть дневные стационары не при поликлиниках, а при стационарах?

С повышением зарплаты убрали гарантированные законом доплаты медикам за дежурство в выходные, праздничные дни. Теперь, если врач заболеет, лечить больного будет некому - на замену к нему никто не пойдет, потому что никто за это не заплатит. Не будут платить и за то, что врача отправляют на учебу. Понятно, что люди начнут увольняться. У нас уже и так многие поуходили в частные структуры и в торговлю медпрепаратами. Последних часто встречаю, спрашиваю: «Ну, как вы?» «Честное слово, по ночам работа снится, - говорят, - но как семью прокормить на грошовую зарплату врача!» А сколько среди них классных специалистов - они по мастерству нисколько не уступают европейским. А еще хотим сохранить лучшее, что есть в нашей медицине - да мы же людей теряем!

Нельзя подходить к реформе однобоко. Сейчас много говорят о закрытии 7-й гастроэнтерологической больницы. И в это же время Железнодорожная больница открывает гастроэнтерологический центр. Не проще ли на базе 7-й больницы и создать этот центр, ввести амбулаторные приемы, консультации, пусть даже платные? В итоге и коллектив сохранится.

Вот 18 февраля пришел приказ от руководства здравоохранением, что с 1 февраля этого года 75 процентов всех медикаментов должно быть куплено через государственное учреждение «Новосибоблфарм». А мы уже набрали медикаменты - больных ведь лечить надо сейчас, а не когда приказ выйдет.

На мой взгляд, важные для социальной сферы Новосибирска вопросы по реформированию здравоохранения до сих пор решаются на уровне чиновников.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: