Новосибирск 10.4 °C

ЖКХ: жильцы должны стать союзниками

06.03.2002 00:00:00

 Многоэтажный городской дом по числу жителей - то же, что целая деревня. Вот почему неполадки и сбои в жизнеобеспечении даже одного только дома вызывают столь бурную и острую реакцию, а ситуация в жилищно-коммунальной сфере волнует абсолютно всех горожан. Материалы о работе в 2001 году департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства, курирующего эту важнейшую отрасль, мы и представляем сегодня вниманию новосибирцев.




На вопросы отвечат директор департамента энергетики,
жилищного и коммунального хозяйства Владимир Анисимов

Директор департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Владимир Анисимов

 - Владимир Александрович, какой из итогов ушедшего года вы бы назвали главным?

- Главное, что мы смогли практически в полной мере удовлетворить потребности жителей города в энергоснабжении, тепле, горячем и холодном водоснабжении, канализовании. Если не брать в расчет аварийные ситуации, то Новосибирск по сравнению со многими другими городами прошел минувший год достаточно спокойно.

- Для жителей ряда микрорайонов Новосибирска в последние годы остро стоял вопрос теплоснабжения.

- В минувшем году город брал на себя серьезные обязательства по ликвидации узких мест в теплоснабжении отдельных микрорайонов. В частности, примыкающих к ЦТП-15 и 16, - это Затулинка, Северо-Чемской жилмассив. Были здесь и вопросы по горячему водоснабжению. Сегодня они практически решены. На ЦТП смонтированы новые теплообменники, и думаю, новосибирцы - те, кого это коснулось, уже почувствовали разницу.

В 2001 году решались и проблемы, связанные с локальными теплоисточниками. В Первомайке мы закрываем не соответствующие сегодняшним требованиям и дающие дорогое тепло котельные и переводим потребителей на централизованное теплоснабжение от ТЭЦ-5. Это означает работу с более устойчивыми параметрами, а значит, большую надежность и качество теплоснабжения части района. Уже закрыты две котельные, в 2002 году планируем закрыть еще две.

Были заменены два котла на пашинской котельной - раньше из-за плохого технического состояния оборудования температуру в квартирах физически нельзя было поднять. Была также решена техническая задача по регулировке параметров теплового пункта на границе Железнодорожного и Центрального районов. Сейчас и здесь устойчивость теплоснабжения и горячего водоснабжения стала значительно выше.

Все это - лишь небольшой перечень проблем, которые удалось решить в прошлом году. К сожалению, не меньше перечень тех проблем, которые нужно будет решить в году наступившем.

- Насколько успешно продвигается газификация частного сектора Новосибирска?

Газифицированное жилье получает совсем другой социальный статус
 - В 2001 году было построено 39,5 км разводящих трубопроводов низкого давления и газифицировано 529 частных домов. Это меньше, чем в 2000 году, поскольку реализация программы зависела еще и от активности самих жителей. Тем не менее в 2002 году мы планируем газифицировать 1,5 тысячи индивидуальных домов, построить 70-80 км разводящих газопроводов. За счет чего? Во-первых, более четко должен выполнять свои финансовые обязательства город. Во-вторых, будет оказываться адресная социальная поддержка тем семьям, которые не могут самостоятельно понести затраты, связанные с газификацией жилья. Этот вопрос мы сейчас прорабатываем совместно с председателями уличных комитетов, районными администрациями, службой соцзащиты.

- Еще одна важная для города программа касается энергосбережения.

- Актуальность и значимость этой программы, действительно, возрастает год от года. В прошедшем году благодаря ей удалось сэкономить около 100 млн рублей. Результат для бюджета города ощутимый.

Мы продолжали работу по установке приборов учета в школах, больницах, поликлиниках и на границах раздела с поставщиками тепловой энергии. В 2002 году хотим усилить эту работу. Есть огромное желание в ближайшие 2-3 года оснастить ими все бюджетные объекты - чтобы четко знать, какое количество тепла, горячей и холодной воды потребляет то или иное муниципальное учреждение. А исходя из этого - планировать бюджетные расходы на их коммунальное обеспечение.

На УТП города идет замена старых кожухотрубных теплообменников на новые, с более высоким КПД, - пластинчатые
 В рамках программы продолжатся мероприятия по технической модернизации и реконструкции муниципальных объектов энергетики. Упор будет сделан, в частности, на оснащение ЦТП частотными регуляторами, что позволит выдавать более плавные сетевые параметры и экономить электроэнергию, скажется на сохранности энергетического оборудования и инженерных коммуникаций.

Конечно, это лишь часть большого комплекса мер, предусмотренных программой. Мы хотим, чтобы 2002 год стал переломным в решении вопросов энергосбережения - слишком велика сегодня цена вопроса.

- Есть еще одна городская программа, которую также курирует ваш департамент. Она касается модернизации и реконструкции нашего изрядно обветшавшего жилфонда.

- По итогам 2001 года эта программа имеет пусть небольшой, но физический результат. Введено два объекта: по ул. Пятницкого, 9 и Сибиряков-Гвардейцев, 44/1. Первый из них, в Калининском районе, - это как раз то социальное жилье, которого городу сегодня не хватает. Элитным такое жилье назвать нельзя, но оно вполне добротное, комфортное. Особенно если сравнивать с тем, что оно из себя представляло до реконструкции. Ведь, как правило, в план работ включаются здания 50-60-70-летнего возраста и, соответственно, с большой степенью износа.

Поэтому самый главный результат программы тот, что люди, имевшие старое, не обеспеченное услугами жилье, получают новое, благоустроенное. Дом на Пятницкого госкомиссия уже приняла, заселение жильцов произойдет в ближайшее время. А объект на ул. Сибиряков-Гвардейцев имеет другое назначение. Благодаря ему мы решили задачу, до сих пор сдерживавшую реализацию программы. Ведь чтоб вести реконструкцию или капитальный ремонт жилья, надо иметь возможность куда-то отселить людей на это время. Сегодня такой объект появился. Поэтому, думаю, по реконструируемому жилью мы должны прирасти уже в текущем году.

Сегодня почти в каждом из районов города под реконструкцию отведено по 1-2 площадки, и это уже неплохо. Но мы хотим, чтобы таких точек было не 10, а 20, 30, 40, хотим перейти к реконструкции целых микрорайонов и кварталов. Но чтобы система заработала, надо же с чего-то начинать. Отрадно, что львиная доля работ сделана за счет средств инвесторов и реализации дополнительно полученной при реконструкции площади на свободном рынке.

- Инвесторы находятся?

- Даже с избытком. Все-таки себестоимость реконструируемого жилья ниже, чем при новом строительстве. В числе инвесторов есть и промышленные предприятия. Для привлечения специалистов, особенно молодых, они нуждаются в жилье. Поэтому мы предложили принять участие в реконструкции руководителям ряда предприятий, и сегодня районные администрации с ними эту программу прорабатывают.

- Эта проблема касается старых домов. Но и у относительно новых есть проблемы. Например, неработающие лифты.

- В начале прошлого года из 7 тысяч лифтов в среднем по городу простаивало более 500, в конце года - менее 100. Прогресс очевиден. Но мы ставим задачу так: неработающих лифтов не должно быть вообще, коль скоро эта услуга для жителей предусмотрена. И сегодняшний успех я бы назвал временным. Дело в том, что неумолимо надвигается еще одна проблема. Практически четверть лифтов в муниципальном жилищном фонде уже отслужила или скоро отслужит свой срок и не может быть использована, поскольку это связано с безопасностью людей. Учитывая серьезность проблемы, город принял специальную программу по модернизации и замене лифтов, но, к сожалению, недостаток средств не позволил решить поставленные задачи в полном объеме. Поэтому реально за год удавалось менять 3-5 лифтов, а надо бы не меньше сотни. В какой-то год может понадобиться заменить и 300, и 400, даже 500. Ведь как массово лифты когда-то запускались вместе с вводимым жильем, так же массово они начнут выходить из строя. Меры для решения этой проблемы надо принимать уже в ближайшее время.

- Зато в решении такой проблемы, как ремонт подъездов, городу, кажется, удалось продвинуться. За прошедший год их было отремонтировано более тысячи. Есть, впрочем, по этому поводу в некоторых СМИ комментарии такого рода: подумаешь, всего-то тысяча!

- Надо понимать, что стоит за этой цифрой. Мы столько не сделали, наверное, за 10 предшествующих лет - жилищное хозяйство было в упадке. Сегодня дело сдвинулось. Самое главное - это отклик на ожидания людей, что должно измениться что-то в лучшую сторону. Еще более важно, что практически половина подъездов отремонтирована при участии жителей. А это вселяет уверенность в том, что работа сделана не на один год. Много или мало отремонтировано, если учесть, что в муниципальных домах примерно 20 тысяч подъездов? Двадцатая часть. В 2002 году планируем привести в порядок в 2 раза больше. И так нарастающим итогом процесс пойдет. Просьба к людям одна - беречь сделанное! Ведь была бы вообще нужда ремонтировать подъезды, если б сами жильцы не приводили их в негодное состояние?

- Сейчас на всех уровнях, включая государственный, много говорят об усилении ответственности граждан за содержание своего жилья, о включении их в процесс управления жилфондом. В нашем городе в 2001 году вышло постановление мэра, регламентирующее создание товариществ собственников жилья (ТСЖ) в существующей застройке. К сожалению, и по этому поводу прозвучали комментарии такого рода: городская власть просто хочет переложить на горожан бремя ответственности.

- От ответственности за содержание жилья городская власть никуда не уйдет, это было и будет. Речь о другом - горожане должны получить реальную возможность участвовать в управлении своей собственностью. Своей - потому что уже более половины жилья в городе принадлежит гражданам. Но управлением занимаются сегодня только чиновники. Это мы и хотим изменить.

Исподволь люди уже начали участвовать в процессе управления (вспомним ту же организацию ремонта подъездов). Наиболее активные жильцы становятся старшими по подъездам и домам - то есть идет формирование института управления со стороны общественности. А объединившись в товарищества, люди получают реальную возможность влиять и на качество, и на себестоимость жилищно-коммунальных услуг. Потому что сами смогут выбрать организацию, которая будет обслуживать их жилье.

- Значит, у ЖЭУ появятся конкуренты?

- А мы и ставим задачу создания конкурентной среды. При плановой экономике была одна жилищная организация на район, и ты был обречен принимать услуги только от этой организации, даже если их качество тебя не устраивало. Со вступлением в рыночные отношения спрос потребителя за качество жилищно-коммунальных услуг стал жестче. И это правильно, поэтому люди должны иметь возможность выбора.

А разве можно считать нормальной сохранившуюся с прежних времен систему, при которой муниципальная жилищная организация сама себе заказывает объемы текущего и капитального ремонта, сама выполняет и определяет качество работ, сама себе производит оплату. То есть выполняет функции заказчика и подрядчика в одном лице. Сегодня мы говорим о необходимости разделения этих функций. В трех районах города - Ленинском, Калининском, Первомайском - это уже произошло. Здесь созданы управляющие компании - дирекции заказчика.

- Есть данные, подтверждающие, что они работают эффективно?

- В Ленинском районе, где дело, на наш взгляд, поставлено лучше всего, себестоимость обслуживания квадратного метра одна из самых низких по городу. Объемы работ по некоторым направлениям (ремонт кровель, панельных швов и т. д.) выросли в разы. В двух других районах данные менее впечатляющие, но ведь важен любой результат - и не только положительный. Для того мы в минувшем году и искали разные подходы в организации работы дирекций заказчика, чтобы не ухнуть всем городом и не получить отрицательный результат, который сказался бы на людях. Так что полученный опыт важен для принятия последующих решений - на какие-то грабли мы уже наступили и не будем повторять ошибок.

В 2001 году дирекции заказчика обслуживали 40% муниципального жилфонда, в этом году планируем охватить весь жилфонд. Управляющие компании будут созданы во всех районах города, и уже в этом году начнут проводить конкурсы на право обслуживания муниципального жилья. Это также должно сказаться и на себестоимости жилищно-коммунальных услуг, и на их качестве.

- Сегодня многие горожане говорят: тарифы повысились, а в ЖКХ ничего не изменилось.

- Тарифы повысились два месяца назад, а период упадка в жилищно-коммунальном хозяйстве продолжался в течение 10 с лишним лет. И добиться качественного улучшения за считанные дни, недели или месяцы просто нереально. Люди должны это понимать. А задача городской власти - сделать так, чтобы период от намеченных планов до их реализации оказался как можно меньше. Что изменения к лучшему будут - нет сомнений. Думаю, горожане уже начали их ощущать. Взять тот же ремонт подъездов - раньше средств на это не было. Их и сегодня не хватает, но после предыдущего повышения тарифов направление уже появилось.

Есть ощутимые результаты и после перехода осенью прошлого года к 100-процентной оплате населением услуг Спецавтохозяйства. Систематичность вывоза твердых бытовых отходов сегодня близка к 100 %. Идет ремонт и замена контейнерного парка - в Центральном и Железнодорожном районах эта работа уже завершена. Спецавтохозяйство закупило комплектующие для 10 КамАЗов-мусоровозов нового поколения - а за последние 15 лет не приобретало ни одного. Это также реальное вложение живых денег от населения, которое обернется улучшением качества обслуживания жилфонда.

- Недавно в Новосибирске утвержден план мероприятий по совершенствованию и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2002-2003 годы. Будет ли этот документ действенным, не обернется ли попыткой реформы сверху?

- Мне не нравится слово реформа - она обязательно предполагает какую-то ломку. А в мероприятиях обозначен как раз постепенный и последовательный переход к новому качеству жилищно-коммунальных услуг, которое мы хотим получить. Документ этот выверенный и выстраданный, поэтому есть уверенность, что он будет работать. Мероприятия, которые планом предусмотрены, связаны с созданием в отрасли конкурентной среды, с ее техническим перевооружением, созданием необходимой нормативной базы и т. д. Самое главное - с участием населения в управлении своей собственностью.

- В отдельный блок выделена работа с кадрами, и это, наверное, объяснимо. За короткий период времени не будет притока в отрасль новых людей с другим уровнем профессиональной подготовки. А задачи-то стоят серьезные.

- Кадровая проблема сегодня одна из самых кричащих, она связана с непрестижностью работы в отрасли. А престижность из чего складывается? Это и уровень оплаты труда, и различные льготы, и сопряженность с социальной значимостью работы. Все эти факторы в ЖКХ в последние годы были на самом низком уровне. Что касается общественного признания, мне кажется, даже и комментировать не надо: считается, если слесарь - то обязательно пьяница, дворник - чуть ли не бомж, начальник ЖЭУ - как бультерьер и т. д.

Поэтому только за счет увеличения зарплаты изменить отношение к работающим в отрасли и к самой отрасли невозможно. Чтобы получить общественную оценку другого плана, нужно, чтобы горожане как можно больше знали о состоянии дел в ЖКХ и о нашей работе. Это знание может быть донесено через тех же старших по домам, по подъездам.

Конечно, мы обязаны повышать и качество работы нашего персонала, поэтому есть серьезная программа его подготовки и переподготовки. Иным должен стать и подход к оснащенности работников ЖКХ инструментом, спецодеждой. Сегодня с рядом новосибирских предприятий заключены договоры на изготовление спецодежды, комплектов инструментов. Прежде всего будут оснащаться аварийно-технические службы. А в течение года обеспечим и всех остальных работников. Кстати, спецодежда будет не в традиционном до сего времени исполнении, известном как «фуфайка черная», а другого качества.

- Когда-то у жилищников был такой мощный стимул для работы, как служебное жилье.

- Принципиально решение по обеспечению жильем работников отрасли принято. Мэром поручение дано, и сегодня все связанные с этим вопросы, схемы, объемы - прорабатываются.

- Удалось ли ликвидировать долги жилищникам по зарплате? Было время, когда они достигали 3-4 месяцев.

- Сегодня задолженность по зарплате на большинстве предприятий жилищно-коммунального комплекса стала текущей, т. е. за предшествующий месяц. И это тоже достаточно серьезный результат 2001 года. А с февраля для работающих в отрасли зарплата увеличена на 30%.

- Владимир Александрович, хотелось бы, чтобы еще раз, как лицо ответственное, вы опровергли опасения многих людей, что преобразования в жилищно-коммунальной сфере выльются в банальное повышение тарифов для населения до 100%.

- Хотя постановление правительства о 90-процентном уровне платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в 2002 году никто не отменял, в Новосибирске он установлен в 60%. Остальное оплачивает бюджет. Это сделано как раз с учетом платежеспособности горожан.

Задачей городской власти было и остается обеспечение горожан в полной мере услугами желаемого качества. И хотелось бы, чтобы все наши действия только в таком контексте и рассматривались. Совсем недавно именно городская власть выступила инициатором принятия решения о порядке снижения платежей населения за некачественные услуги и возвела этот документ в ранг местного закона. И это еще одно доказательство серьезности наших намерений изменить ситуацию в жилищно-коммунальном комплексе.

Цифры и факты

 * Протяженность тепловых, водопроводных, канализационных и электрических сетей, являющихся муниципальной собственностью, составляет 3600 км. Износ инженерного оборудования и коммуникаций составляет от 50% до 70%. Более половины канализационных сетей и коллекторов имеют износ 100% и требуют полной замены.

* Более 50% муниципального жилищного фонда нуждается в комплексном и выборочном капитальном ремонте. Свыше 650 домов (11%) считаются жильем ветхим и аварийным. Количество ветхого жилья за последние 5 лет возросло почти в 2 раза, в основном за счет принятия жилищного фонда от ведомств. В 2001 году принято от ведомств в муниципальную собственность 237 домов.

* Жилищный фонд города стареет. Более чем на 1600 домах требуется ремонт кровель; текущий ремонт лестничных клеток с восстановлением двойного остекления необходим в 4050 домах (66%); 601 дому необходим ремонт промерзающих стыков панелей и обрушенной штукатурки; прогнившие и разрушенные участки трубопроводов требуется заменить на 2200 домах. На устранение этих и других дефектов требуется более 230 млн рублей.

* В 2001 году работы по капитальному ремонту велись на 151 жилом доме. На 7 домах проводился комплексный капитальный ремонт и реконструкция с отселением жильцов в маневренный фонд.

* В минувшем году отрасль недополучила 54 млн рублей в связи с тем, что доля оплаты населением ЖКУ с 45% до 60% увеличилась не с апреля 2001 года, как это предполагалось при формировании бюджета, а лишь с января 2002 года.

* По сравнению с 2000 годом объемы выполненных работ в натуральных показателях выросли. Так, кровель отремонтировано больше на 14,8 тыс. кв. м; магистральных сетей водоснабжения и отопления - на 18 тыс. кв. м; панельных швов - на 20 тыс. пог. м; утеплено панелей больше на 357,9 кв. м; остеклено лестничных клеток - на 10,7 тыс. кв. м; установлено больше входных и подвальных дверей - на 904 (всего в 2001 году - 6698). В целом на текущий ремонт жилищного фонда направлено 262 млн рублей, что на 43% больше, чем в 2000 году.

* С целью снижения непроизводительных издержек в жилищно-коммунальном хозяйстве проводились ресурсосберегающие мероприятия. В частности, установлены приборы управления освещением мест общего пользования на сумму более 42 тыс. руб.; приборы учета потребления электроэнергии - 766 штук; лифтовые контрольно-диспетчерские комплексы на сумму около 745 тыс. руб., водосчетчики и др. В результате условная экономия составила за год около 3 млн рублей, что на 190% больше, чем в предшествующий период.

* Несмотря на прирост муниципального жилищного фонда, численность персонала, обслуживающего его, не увеличилась. На 1 января 2002 года она составила (по штатному расписанию) 20378 работников против 20583 за предыдущий год. Фактически же работает в жилищном хозяйстве 13026 человек, укомплектованность кадрами составляет 64%. Текучесть кадров за 2001 год составила 60,4% (принято 6134 чел., уволен 7391 чел.).

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: