Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

ЖКХ: жильцы должны стать союзниками

06.03.2002
Многоэтажный городской дом по числу жителей - то же, что целая деревня. Вот почему неполадки и сбои в жизнеобеспечении даже одного только дома вызывают столь бурную и острую реакцию, а ситуация в жилищно-коммунальной сфере волнует абсолютно всех горожан. Материалы о работе в 2001 году департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства, курирующего эту важнейшую отрасль, мы и представляем сегодня вниманию новосибирцев.

 Многоэтажный городской дом по числу жителей - то же, что целая деревня. Вот почему неполадки и сбои в жизнеобеспечении даже одного только дома вызывают столь бурную и острую реакцию, а ситуация в жилищно-коммунальной сфере волнует абсолютно всех горожан. Материалы о работе в 2001 году департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства, курирующего эту важнейшую отрасль, мы и представляем сегодня вниманию новосибирцев.




На вопросы отвечат директор департамента энергетики,
жилищного и коммунального хозяйства Владимир Анисимов

Директор департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Владимир Анисимов

 - Владимир Александрович, какой из итогов ушедшего года вы бы назвали главным?

- Главное, что мы смогли практически в полной мере удовлетворить потребности жителей города в энергоснабжении, тепле, горячем и холодном водоснабжении, канализовании. Если не брать в расчет аварийные ситуации, то Новосибирск по сравнению со многими другими городами прошел минувший год достаточно спокойно.

- Для жителей ряда микрорайонов Новосибирска в последние годы остро стоял вопрос теплоснабжения.

- В минувшем году город брал на себя серьезные обязательства по ликвидации узких мест в теплоснабжении отдельных микрорайонов. В частности, примыкающих к ЦТП-15 и 16, - это Затулинка, Северо-Чемской жилмассив. Были здесь и вопросы по горячему водоснабжению. Сегодня они практически решены. На ЦТП смонтированы новые теплообменники, и думаю, новосибирцы - те, кого это коснулось, уже почувствовали разницу.

В 2001 году решались и проблемы, связанные с локальными теплоисточниками. В Первомайке мы закрываем не соответствующие сегодняшним требованиям и дающие дорогое тепло котельные и переводим потребителей на централизованное теплоснабжение от ТЭЦ-5. Это означает работу с более устойчивыми параметрами, а значит, большую надежность и качество теплоснабжения части района. Уже закрыты две котельные, в 2002 году планируем закрыть еще две.

Были заменены два котла на пашинской котельной - раньше из-за плохого технического состояния оборудования температуру в квартирах физически нельзя было поднять. Была также решена техническая задача по регулировке параметров теплового пункта на границе Железнодорожного и Центрального районов. Сейчас и здесь устойчивость теплоснабжения и горячего водоснабжения стала значительно выше.

Все это - лишь небольшой перечень проблем, которые удалось решить в прошлом году. К сожалению, не меньше перечень тех проблем, которые нужно будет решить в году наступившем.

- Насколько успешно продвигается газификация частного сектора Новосибирска?

Газифицированное жилье получает совсем другой социальный статус
 - В 2001 году было построено 39,5 км разводящих трубопроводов низкого давления и газифицировано 529 частных домов. Это меньше, чем в 2000 году, поскольку реализация программы зависела еще и от активности самих жителей. Тем не менее в 2002 году мы планируем газифицировать 1,5 тысячи индивидуальных домов, построить 70-80 км разводящих газопроводов. За счет чего? Во-первых, более четко должен выполнять свои финансовые обязательства город. Во-вторых, будет оказываться адресная социальная поддержка тем семьям, которые не могут самостоятельно понести затраты, связанные с газификацией жилья. Этот вопрос мы сейчас прорабатываем совместно с председателями уличных комитетов, районными администрациями, службой соцзащиты.

- Еще одна важная для города программа касается энергосбережения.

- Актуальность и значимость этой программы, действительно, возрастает год от года. В прошедшем году благодаря ей удалось сэкономить около 100 млн рублей. Результат для бюджета города ощутимый.

Мы продолжали работу по установке приборов учета в школах, больницах, поликлиниках и на границах раздела с поставщиками тепловой энергии. В 2002 году хотим усилить эту работу. Есть огромное желание в ближайшие 2-3 года оснастить ими все бюджетные объекты - чтобы четко знать, какое количество тепла, горячей и холодной воды потребляет то или иное муниципальное учреждение. А исходя из этого - планировать бюджетные расходы на их коммунальное обеспечение.

На УТП города идет замена старых кожухотрубных теплообменников на новые, с более высоким КПД, - пластинчатые
 В рамках программы продолжатся мероприятия по технической модернизации и реконструкции муниципальных объектов энергетики. Упор будет сделан, в частности, на оснащение ЦТП частотными регуляторами, что позволит выдавать более плавные сетевые параметры и экономить электроэнергию, скажется на сохранности энергетического оборудования и инженерных коммуникаций.

Конечно, это лишь часть большого комплекса мер, предусмотренных программой. Мы хотим, чтобы 2002 год стал переломным в решении вопросов энергосбережения - слишком велика сегодня цена вопроса.

- Есть еще одна городская программа, которую также курирует ваш департамент. Она касается модернизации и реконструкции нашего изрядно обветшавшего жилфонда.

- По итогам 2001 года эта программа имеет пусть небольшой, но физический результат. Введено два объекта: по ул. Пятницкого, 9 и Сибиряков-Гвардейцев, 44/1. Первый из них, в Калининском районе, - это как раз то социальное жилье, которого городу сегодня не хватает. Элитным такое жилье назвать нельзя, но оно вполне добротное, комфортное. Особенно если сравнивать с тем, что оно из себя представляло до реконструкции. Ведь, как правило, в план работ включаются здания 50-60-70-летнего возраста и, соответственно, с большой степенью износа.

Поэтому самый главный результат программы тот, что люди, имевшие старое, не обеспеченное услугами жилье, получают новое, благоустроенное. Дом на Пятницкого госкомиссия уже приняла, заселение жильцов произойдет в ближайшее время. А объект на ул. Сибиряков-Гвардейцев имеет другое назначение. Благодаря ему мы решили задачу, до сих пор сдерживавшую реализацию программы. Ведь чтоб вести реконструкцию или капитальный ремонт жилья, надо иметь возможность куда-то отселить людей на это время. Сегодня такой объект появился. Поэтому, думаю, по реконструируемому жилью мы должны прирасти уже в текущем году.

Сегодня почти в каждом из районов города под реконструкцию отведено по 1-2 площадки, и это уже неплохо. Но мы хотим, чтобы таких точек было не 10, а 20, 30, 40, хотим перейти к реконструкции целых микрорайонов и кварталов. Но чтобы система заработала, надо же с чего-то начинать. Отрадно, что львиная доля работ сделана за счет средств инвесторов и реализации дополнительно полученной при реконструкции площади на свободном рынке.

- Инвесторы находятся?

- Даже с избытком. Все-таки себестоимость реконструируемого жилья ниже, чем при новом строительстве. В числе инвесторов есть и промышленные предприятия. Для привлечения специалистов, особенно молодых, они нуждаются в жилье. Поэтому мы предложили принять участие в реконструкции руководителям ряда предприятий, и сегодня районные администрации с ними эту программу прорабатывают.

- Эта проблема касается старых домов. Но и у относительно новых есть проблемы. Например, неработающие лифты.

- В начале прошлого года из 7 тысяч лифтов в среднем по городу простаивало более 500, в конце года - менее 100. Прогресс очевиден. Но мы ставим задачу так: неработающих лифтов не должно быть вообще, коль скоро эта услуга для жителей предусмотрена. И сегодняшний успех я бы назвал временным. Дело в том, что неумолимо надвигается еще одна проблема. Практически четверть лифтов в муниципальном жилищном фонде уже отслужила или скоро отслужит свой срок и не может быть использована, поскольку это связано с безопасностью людей. Учитывая серьезность проблемы, город принял специальную программу по модернизации и замене лифтов, но, к сожалению, недостаток средств не позволил решить поставленные задачи в полном объеме. Поэтому реально за год удавалось менять 3-5 лифтов, а надо бы не меньше сотни. В какой-то год может понадобиться заменить и 300, и 400, даже 500. Ведь как массово лифты когда-то запускались вместе с вводимым жильем, так же массово они начнут выходить из строя. Меры для решения этой проблемы надо принимать уже в ближайшее время.

- Зато в решении такой проблемы, как ремонт подъездов, городу, кажется, удалось продвинуться. За прошедший год их было отремонтировано более тысячи. Есть, впрочем, по этому поводу в некоторых СМИ комментарии такого рода: подумаешь, всего-то тысяча!

- Надо понимать, что стоит за этой цифрой. Мы столько не сделали, наверное, за 10 предшествующих лет - жилищное хозяйство было в упадке. Сегодня дело сдвинулось. Самое главное - это отклик на ожидания людей, что должно измениться что-то в лучшую сторону. Еще более важно, что практически половина подъездов отремонтирована при участии жителей. А это вселяет уверенность в том, что работа сделана не на один год. Много или мало отремонтировано, если учесть, что в муниципальных домах примерно 20 тысяч подъездов? Двадцатая часть. В 2002 году планируем привести в порядок в 2 раза больше. И так нарастающим итогом процесс пойдет. Просьба к людям одна - беречь сделанное! Ведь была бы вообще нужда ремонтировать подъезды, если б сами жильцы не приводили их в негодное состояние?

- Сейчас на всех уровнях, включая государственный, много говорят об усилении ответственности граждан за содержание своего жилья, о включении их в процесс управления жилфондом. В нашем городе в 2001 году вышло постановление мэра, регламентирующее создание товариществ собственников жилья (ТСЖ) в существующей застройке. К сожалению, и по этому поводу прозвучали комментарии такого рода: городская власть просто хочет переложить на горожан бремя ответственности.

- От ответственности за содержание жилья городская власть никуда не уйдет, это было и будет. Речь о другом - горожане должны получить реальную возможность участвовать в управлении своей собственностью. Своей - потому что уже более половины жилья в городе принадлежит гражданам. Но управлением занимаются сегодня только чиновники. Это мы и хотим изменить.

Исподволь люди уже начали участвовать в процессе управления (вспомним ту же организацию ремонта подъездов). Наиболее активные жильцы становятся старшими по подъездам и домам - то есть идет формирование института управления со стороны общественности. А объединившись в товарищества, люди получают реальную возможность влиять и на качество, и на себестоимость жилищно-коммунальных услуг. Потому что сами смогут выбрать организацию, которая будет обслуживать их жилье.

- Значит, у ЖЭУ появятся конкуренты?

- А мы и ставим задачу создания конкурентной среды. При плановой экономике была одна жилищная организация на район, и ты был обречен принимать услуги только от этой организации, даже если их качество тебя не устраивало. Со вступлением в рыночные отношения спрос потребителя за качество жилищно-коммунальных услуг стал жестче. И это правильно, поэтому люди должны иметь возможность выбора.

А разве можно считать нормальной сохранившуюся с прежних времен систему, при которой муниципальная жилищная организация сама себе заказывает объемы текущего и капитального ремонта, сама выполняет и определяет качество работ, сама себе производит оплату. То есть выполняет функции заказчика и подрядчика в одном лице. Сегодня мы говорим о необходимости разделения этих функций. В трех районах города - Ленинском, Калининском, Первомайском - это уже произошло. Здесь созданы управляющие компании - дирекции заказчика.

- Есть данные, подтверждающие, что они работают эффективно?

- В Ленинском районе, где дело, на наш взгляд, поставлено лучше всего, себестоимость обслуживания квадратного метра одна из самых низких по городу. Объемы работ по некоторым направлениям (ремонт кровель, панельных швов и т. д.) выросли в разы. В двух других районах данные менее впечатляющие, но ведь важен любой результат - и не только положительный. Для того мы в минувшем году и искали разные подходы в организации работы дирекций заказчика, чтобы не ухнуть всем городом и не получить отрицательный результат, который сказался бы на людях. Так что полученный опыт важен для принятия последующих решений - на какие-то грабли мы уже наступили и не будем повторять ошибок.

В 2001 году дирекции заказчика обслуживали 40% муниципального жилфонда, в этом году планируем охватить весь жилфонд. Управляющие компании будут созданы во всех районах города, и уже в этом году начнут проводить конкурсы на право обслуживания муниципального жилья. Это также должно сказаться и на себестоимости жилищно-коммунальных услуг, и на их качестве.

- Сегодня многие горожане говорят: тарифы повысились, а в ЖКХ ничего не изменилось.

- Тарифы повысились два месяца назад, а период упадка в жилищно-коммунальном хозяйстве продолжался в течение 10 с лишним лет. И добиться качественного улучшения за считанные дни, недели или месяцы просто нереально. Люди должны это понимать. А задача городской власти - сделать так, чтобы период от намеченных планов до их реализации оказался как можно меньше. Что изменения к лучшему будут - нет сомнений. Думаю, горожане уже начали их ощущать. Взять тот же ремонт подъездов - раньше средств на это не было. Их и сегодня не хватает, но после предыдущего повышения тарифов направление уже появилось.

Есть ощутимые результаты и после перехода осенью прошлого года к 100-процентной оплате населением услуг Спецавтохозяйства. Систематичность вывоза твердых бытовых отходов сегодня близка к 100 %. Идет ремонт и замена контейнерного парка - в Центральном и Железнодорожном районах эта работа уже завершена. Спецавтохозяйство закупило комплектующие для 10 КамАЗов-мусоровозов нового поколения - а за последние 15 лет не приобретало ни одного. Это также реальное вложение живых денег от населения, которое обернется улучшением качества обслуживания жилфонда.

- Недавно в Новосибирске утвержден план мероприятий по совершенствованию и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2002-2003 годы. Будет ли этот документ действенным, не обернется ли попыткой реформы сверху?

- Мне не нравится слово реформа - она обязательно предполагает какую-то ломку. А в мероприятиях обозначен как раз постепенный и последовательный переход к новому качеству жилищно-коммунальных услуг, которое мы хотим получить. Документ этот выверенный и выстраданный, поэтому есть уверенность, что он будет работать. Мероприятия, которые планом предусмотрены, связаны с созданием в отрасли конкурентной среды, с ее техническим перевооружением, созданием необходимой нормативной базы и т. д. Самое главное - с участием населения в управлении своей собственностью.

- В отдельный блок выделена работа с кадрами, и это, наверное, объяснимо. За короткий период времени не будет притока в отрасль новых людей с другим уровнем профессиональной подготовки. А задачи-то стоят серьезные.

- Кадровая проблема сегодня одна из самых кричащих, она связана с непрестижностью работы в отрасли. А престижность из чего складывается? Это и уровень оплаты труда, и различные льготы, и сопряженность с социальной значимостью работы. Все эти факторы в ЖКХ в последние годы были на самом низком уровне. Что касается общественного признания, мне кажется, даже и комментировать не надо: считается, если слесарь - то обязательно пьяница, дворник - чуть ли не бомж, начальник ЖЭУ - как бультерьер и т. д.

Поэтому только за счет увеличения зарплаты изменить отношение к работающим в отрасли и к самой отрасли невозможно. Чтобы получить общественную оценку другого плана, нужно, чтобы горожане как можно больше знали о состоянии дел в ЖКХ и о нашей работе. Это знание может быть донесено через тех же старших по домам, по подъездам.

Конечно, мы обязаны повышать и качество работы нашего персонала, поэтому есть серьезная программа его подготовки и переподготовки. Иным должен стать и подход к оснащенности работников ЖКХ инструментом, спецодеждой. Сегодня с рядом новосибирских предприятий заключены договоры на изготовление спецодежды, комплектов инструментов. Прежде всего будут оснащаться аварийно-технические службы. А в течение года обеспечим и всех остальных работников. Кстати, спецодежда будет не в традиционном до сего времени исполнении, известном как «фуфайка черная», а другого качества.

- Когда-то у жилищников был такой мощный стимул для работы, как служебное жилье.

- Принципиально решение по обеспечению жильем работников отрасли принято. Мэром поручение дано, и сегодня все связанные с этим вопросы, схемы, объемы - прорабатываются.

- Удалось ли ликвидировать долги жилищникам по зарплате? Было время, когда они достигали 3-4 месяцев.

- Сегодня задолженность по зарплате на большинстве предприятий жилищно-коммунального комплекса стала текущей, т. е. за предшествующий месяц. И это тоже достаточно серьезный результат 2001 года. А с февраля для работающих в отрасли зарплата увеличена на 30%.

- Владимир Александрович, хотелось бы, чтобы еще раз, как лицо ответственное, вы опровергли опасения многих людей, что преобразования в жилищно-коммунальной сфере выльются в банальное повышение тарифов для населения до 100%.

- Хотя постановление правительства о 90-процентном уровне платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в 2002 году никто не отменял, в Новосибирске он установлен в 60%. Остальное оплачивает бюджет. Это сделано как раз с учетом платежеспособности горожан.

Задачей городской власти было и остается обеспечение горожан в полной мере услугами желаемого качества. И хотелось бы, чтобы все наши действия только в таком контексте и рассматривались. Совсем недавно именно городская власть выступила инициатором принятия решения о порядке снижения платежей населения за некачественные услуги и возвела этот документ в ранг местного закона. И это еще одно доказательство серьезности наших намерений изменить ситуацию в жилищно-коммунальном комплексе.

Цифры и факты

 * Протяженность тепловых, водопроводных, канализационных и электрических сетей, являющихся муниципальной собственностью, составляет 3600 км. Износ инженерного оборудования и коммуникаций составляет от 50% до 70%. Более половины канализационных сетей и коллекторов имеют износ 100% и требуют полной замены.

* Более 50% муниципального жилищного фонда нуждается в комплексном и выборочном капитальном ремонте. Свыше 650 домов (11%) считаются жильем ветхим и аварийным. Количество ветхого жилья за последние 5 лет возросло почти в 2 раза, в основном за счет принятия жилищного фонда от ведомств. В 2001 году принято от ведомств в муниципальную собственность 237 домов.

* Жилищный фонд города стареет. Более чем на 1600 домах требуется ремонт кровель; текущий ремонт лестничных клеток с восстановлением двойного остекления необходим в 4050 домах (66%); 601 дому необходим ремонт промерзающих стыков панелей и обрушенной штукатурки; прогнившие и разрушенные участки трубопроводов требуется заменить на 2200 домах. На устранение этих и других дефектов требуется более 230 млн рублей.

* В 2001 году работы по капитальному ремонту велись на 151 жилом доме. На 7 домах проводился комплексный капитальный ремонт и реконструкция с отселением жильцов в маневренный фонд.

* В минувшем году отрасль недополучила 54 млн рублей в связи с тем, что доля оплаты населением ЖКУ с 45% до 60% увеличилась не с апреля 2001 года, как это предполагалось при формировании бюджета, а лишь с января 2002 года.

* По сравнению с 2000 годом объемы выполненных работ в натуральных показателях выросли. Так, кровель отремонтировано больше на 14,8 тыс. кв. м; магистральных сетей водоснабжения и отопления - на 18 тыс. кв. м; панельных швов - на 20 тыс. пог. м; утеплено панелей больше на 357,9 кв. м; остеклено лестничных клеток - на 10,7 тыс. кв. м; установлено больше входных и подвальных дверей - на 904 (всего в 2001 году - 6698). В целом на текущий ремонт жилищного фонда направлено 262 млн рублей, что на 43% больше, чем в 2000 году.

* С целью снижения непроизводительных издержек в жилищно-коммунальном хозяйстве проводились ресурсосберегающие мероприятия. В частности, установлены приборы управления освещением мест общего пользования на сумму более 42 тыс. руб.; приборы учета потребления электроэнергии - 766 штук; лифтовые контрольно-диспетчерские комплексы на сумму около 745 тыс. руб., водосчетчики и др. В результате условная экономия составила за год около 3 млн рублей, что на 190% больше, чем в предшествующий период.

* Несмотря на прирост муниципального жилищного фонда, численность персонала, обслуживающего его, не увеличилась. На 1 января 2002 года она составила (по штатному расписанию) 20378 работников против 20583 за предыдущий год. Фактически же работает в жилищном хозяйстве 13026 человек, укомплектованность кадрами составляет 64%. Текучесть кадров за 2001 год составила 60,4% (принято 6134 чел., уволен 7391 чел.).

Резонанс
Новости
Номерные знаки по новому ГОСТу начнут выдавать в России с 1 января 2019 года, говорится в приказе Росстандарта. Изменения в первую очередь затронут мотоциклетные номера – они станут меньше в размерах. Знаки для праворульных авто примут форму, приближенную к квадрату.
Незаконные действия при переезде в Австрию стали поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Натальи Юрченко – супруги бывшего губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, который ранее также получил приговор.
Лягушку с необычайно ярко-желтым окрасом встретили на улице жители Новосибирска.   Специалисты предположили, что земноводное мимикрировало под цвет осенних листьев.
На Михайловской набережной Оби появится «Комната запахов». Так архитекторы проекта называют небольшую площадку под открытым небом, которая находится в парке «Городское начало». Вокруг нее высадили ароматные растения.
20.09.2018
Количество вариантов квартир стоимостью от 0,9 до 1,1 миллиона рублей в Новосибирске за год выросло на 30%  – с 863 до 1119 объектов. Такие данные получили аналитики портала по выбору недвижимости N1.RU.
Отец шестерых малолетних детей ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности по их воспитанию, не заботился и часто избивал. Именно горе-родитель признан виновником пожара, который унес жизни его детей. После трагедии циничный папаша сбежал в Москву для участия у телешоу.