Новосибирск 8.1 °C

«Квартирная» невеста

13.03.2002 00:00:00

Систематические загадочные исчезновения 56-летней Нины Степановны Васнецовой из собственной квартиры соседи по дому заметили два года назад. Раньше Нина Степановна постоянно была на виду: то ходит по окрестностям - «промышляет пушнину», то сидит на лавочке у подъезда, то в квартире своей глядит из окошка на улицу. А тут вдруг пропала. Правда, видели ее некоторые пробирающейся в квартиру ночью, тайком. Где бывает днем, что делает? Откуда вдруг такая перемена в поведении: ни вам дворовых посиделок, ни общения с соседями. Хотя прежде Нина Степановна людей не избегала. Скорее наоборот.

Мир не без добрых людей

 Жители дома на улице Русской, где она прописана, возможно, не стали бы так активно интересоваться личной жизнью соседки, если б не одно «но». Нина Степановна с детства страдает умственной отсталостью, поэтому постоянно нуждается в помощи. В то же время она абсолютно одинока. Мать Нины Степановны умерла 20 лет назад. Жить бы сейчас несчастной женщине в каком-нибудь доме-интернате для психохроников, спать на казенной постели, кушать скудный казенный харч, если б не добрые люди. Ей, можно считать, по жизни повезло. До пенсии опекали ее сотрудники столовой, где Нина Степановна работала вместе с матерью. Работу выполняла несложную: смахивала остатки пищи с тарелок в посудомоечном цехе. Там же, в столовой, Васнецова питалась. Сама она готовить не умеет. Разве что чаю согреть, да кусок хлеба отломить. Как не умеет ни читать, ни писать, ни считать, поскольку ни одного дня не училась в школе. В этом, конечно, есть доля вины матери Нины Степановны, которая за всю жизнь ни разу не сводила дочь к врачу. Васнецова даже пенсию по инвалидности не получает - ведь у нее нет никаких документов, свидетельствующих о том, что она инвалид. Ну да поздно сейчас об этом говорить.

Сотрудники столовой помогали ей распределить зарплату, сделать покупки, заплатить за квартиру. «Зарплату старались выдавать мелкими купюрами, - вспоминают женщины. - Мелкие купюры - денег много - Нина радуется - много заработала. Выдадут одной купюрой - расстраивается: дескать, мало денег».

С выходом на пенсию о Нине Степановне стали заботиться соседи: с продуктами помогут, денег немножко дадут. Так с миру по нитке и помогают от голода не умереть, одеться-обуться.

«Мамочка»

 Два года назад появилась у Васнецовой «мамочка», как называет сама Нина Степановна Галину Иосифовну Сидоренко. Она работала в той же столовой, что и Нина Степановна с матерью. Только вышла на пенсию значительно раньше. Сейчас Галине Иосифовне 68 лет. Пожилая женщина, тоже по-своему одинокая и несчастная - всю жизнь без мужа, сына вырастила одна, счастья состарившейся матери он не принес, одиннадцать лет «топтал зону» по «мокрой» 102-й статье - прониклась сочувствием к Васнецовой, принялась помогать по хозяйству. Сделала ремонт в довольно запущенной однокомнатной квартирке Нины Степановны. Потом и вовсе позвала жить к себе.

Сомнения в искренности чувств Галины Иосифовны к Нине Степановне возникли у окружающих после того, как в отдел здравоохранения Советского района пришла «делегация»: юрист из агентства недвижимости и Васнецова с Сидоренко. Юрист пояснила, что две дамы обратились в фирму по торговле недвижимостью, чтобы приватизировать квартиру Васнецовой с целью последующей продажи. До сих пор квартира Нины Степановны была записана на имя ее умершей 20 лет назад матери. У риелторов возникли сомнения в дееспособности клиентки. Сделка не состоялась. О событии проинформировали районную администрацию, которая, в свою очередь, и забила тревогу по всем инстанциям.

Одновременно к делу подключились соседи, которые услышали от самой Нины Степановны, что ее «мамочка» собирается обе квартиры - и ее, и свою - продать, а потом они вместе поедут жить в деревню в Алтайский край.

Такова уж наша жизнь, что верить в абсолютное бескорыстие добрых намерений чужих людей не разучились еще только такие, как Нина Степановна. «...В случае, если с ней (Сидоренко. - Прим. ред.) что-то случится, наша Васнецова останется на улице, без крыши над головой. Может быть, эта женщина искренна в своем отношении к Васнецовой, а если это авантюра? Сейчас у Васнецовой по крайней мере есть пенсия и своя квартира...» Под письмом, откуда взяты эти строки, стоит десять подписей. Подписывались те, кто живет с Ниной Степановной в одном подъезде.

Нине, так называют Васнецову во дворе, несмотря на возраст, тоже сказали, что думают о реальных перспективах ее дальнейшей жизни, если квартира будет продана. Собственно, именно после тех разговоров Нина стала появляться дома только ночью, с соседями перестала здороваться, а на вопросы отвечала одной фразой: «Мамочка не велела с вами разговаривать».

Психиатр из областной психиатрической больницы N 2, пообщавшись с Ниной Степановной на опекунском совете, куда приглашали Васнецову вместе с Сидоренко, определил состояние Васнецовой как среднее между дебильностью и имбецильностью.

Ознакомившись с ситуацией, в райздраве пришли к выводу: надо срочно решать вопрос о признании Васнецовой недееспособной. Обратились в суд. Суд дважды вызывал Нину Степановну и ее «мамочку» на медицинскую экспертизу. Райздравотдел даже предлагал для этих целей свою машину. Но Сидоренко от машины отказывалась, а волокиту с посещением врачебной комиссии объясняла сначала болезнью, потом говорила, что они уже было поехали, но не нашли нужный адрес.

В общем, экспертизу так и не прошли.

«Тили-тили-тесто, жених и невеста»

 В феврале 2002 года Нина Васнецова... собралась замуж. Жених - сын Галины Сидоренко Сергей. В настоящую любовь между несчастной пожилой женщиной и только что «отмотавшим срок» холостяком, который к тому же на 14 лет моложе, поверить трудно. Не верить нельзя, ибо закона, по которому можно было бы доказать, что брак фиктивный и отказать в его регистрации, у нас нет. Есть другой закон. Согласно ему, люди, признанные недееспособными по психическому заболеванию, в брак не вступают. Однако здесь он не действует, поскольку у Васнецовой, возвращаемся к пройденному, нет заключения о том, что она недееспособна. Соответственно, и в брак вступать можно, и детей на свет производить, и квартиру продавать тоже можно.

Узнав о таком повороте событий, суд Советского района принял решение о принудительной экспертизе. Шестого февраля (на этот день была назначена регистрация брака) в загс пришел сотрудник прокуратуры в надежде дождаться Васнецову, побеседовать с ней и вручить приглашение ее на судебно-психиатрическую экспертизу. Но «жених» с «невестой» на собственную свадьбу не явились. Видимо, о чем-то прознали. Не исключено, что за то время, пока сотрудники райздрава и соцзащиты пытаются помешать неправомерным, по их мнению, действиям семьи Сидоренко в отношении Васнецовой, «молодожены» уже зарегистрировались в другом загсе.

«Обидеть юродивого каждый может...»

 Галина Сидоренко, в свою очередь, тоже не верит в бескорыстие и порядочность чиновников и говорит, что районная администрация просто «положила глаз» на квартиру Васнецовой. На самом деле, считает Сидоренко, как только внимание общественности к этому делу ослабнет, Васнецову спровадят в дом инвалидов, а квартиру приберут к рукам.

На следующем этапе в противостояние между чиновниками и пенсионеркой оказалась вовлечена прокуратура, куда Сидоренко обратилась с протестом по поводу вынесенного судом Советского района решения о принудительной экспертизе. Сидоренко теперь утверждает, что Васнецова абсолютно нормальный человек, никакой умственной отсталости у нее нет. Следовательно, чиновники райздрава и соцзащиты не имеют права вмешиваться в ее личную жизнь. Прокуратура... согласилась с Сидоренко и указала судье Советского нарсуда на то, что решение о принудительной экспертизе нельзя было выносить до тех пор, пока в распоряжение суда не поступят доказательства, что Васнецова злостно уклоняется от экспертизы. Таких доказательств у суда не было.

Вскоре в кабинете председателя суда Советского района появилась адвокат с доверенностью от Васнецовой на ведение ее дел в суде. Адвокат так же, как Сидоренко, стала утверждать, что Васнецова - абсолютно нормальная, психически здоровая женщина и никто не имеет права лишать ее дееспособности. Правда, в легитимности этой доверенности есть большие сомнения.

Кстати, никаких мер к тому, чтобы официально оформить опекунство над Васнецовой, Сидоренко не принимала.

Но, повторяемся уже в третий раз, закон бы работал, если б у Васнецовой был документ о том, что она недееспособна. У нее его нет. Так что конец у этой, мягко говоря, не совсем красивой истории пока не предсказуем. Дай Бог, если у Галины Сидоренко и ее сына действительно добрые намерения и они будут опекать несчастную до самой ее смерти. Но очень может статься, что в скором будущем Нина Степановна пополнит армию бомжей. Это в лучшем случае. В худшем - просто сгинет бесследно, и никто ее не хватится. Если, конечно, районной администрации не удастся отстоять свою позицию в этом вопросе... (Фамилии «главных действующих лиц» этой публикации изменены.)

Справка

 Дебильность и имбецильность - клинические проявления олигофрении. Олигофрения - задержка развития психики и всего организма, характеризующаяся интеллектуальным дефектом.

Имбецильность - больные приобретают небольшой запас представлений, овладевают речью, но запас слов у них беден. Они обладают механической памятью. Легко внушаемы. К самостоятельной жизни не приспособлены. Нуждаются в опеке.

Дебильность - характеризуется менее глубоким интеллектуальным дефектом. Больные способны к обучению в специальных условиях, приобретают достаточный запас слов, но употребляют их механически, без понимания смысла. Обобщения и абстракции больным недоступны. Развитие эмоций недостаточное. Больные очень внушаемы. При наличии специальных условий могут приспособиться к жизни и овладеть несложной профессией.

По материалам медицинских сайтов Интернета

Юридическая справка

Статья 29 Гражданского кодекса РФ «Признание гражданина недееспособным»

 Часть 1. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий, может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека.

Часть 2. От имени человека, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун (родственник или сотрудник органов соцзащиты. Вышеупомянутый адвокат опекуном не является. - Прим. ред.). Сделки самого недееспособного ничтожны на основании ст. 171 Гражданского кодекса.

Юридическая справка предоставлена юристами общественной организации «Правовое общество»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: