Новосибирск 3.8 °C

В 17-м Россия объявила войну Богу и проиграла ее

13.03.2002 00:00:00

Новый учебник по истории предлагает поразмышлять

Борис Пушкарев и Александр Штамм

 Впервые в России в качестве учебного пособия издана книга Сергея Пушкарева «Россия 1801-1917. Общество и власть». Ее автор - историк, сформировавшийся в русском зарубежье. Пушкарев, изгнанный в начале века из Харьковского университета за содействие распространению прокламаций РСДРП, был вынужден продолжить образование за границей - в Гейдельберге и Лейпциге. А во время гражданской войны бывший социал-демократ присоединяется к Добровольческой армии, с Врангелем бежит в Турцию и оседает в Праге, где становится членом Русского исторического общества, занимается преподавательской деятельностью. Расцвет его исследовательской активности приходится на послевоенное время, когда он преподавал в Йельском университете.

Помимо исследовательской деятельности Пушкарев был видным деятелем Народно-Трудового Союза, который был обозначен в конце 60-х председателем КГБ Юрием Андроповым в качестве врага номер один. О нынешней деятельности НТС и книге своего отца рассказывают сын историка Борис Пушкарев и главный редактор журнала «Посев» Александр Штамм.

Борис Пушкарев: Наша задача - заполнять белые пятна и восстанавливать целостность русской истории, разорванной в 1917 году. Книга сначала вышла в 1957 году в Нью-Йорке в урезанном виде. Учебник писался для американских вузов, но мы надеемся, что эта книга послужит и России - для объективного взгляда на нашу историю. Мой отец не был ни монархистом, ни социалистом. Русская история дважды опаздывала на сто лет, и эта задержка привела к революции 1917 года.

- Чем вызвана оригинальная периодизация учебника?

Александр Штамм: Английская версия книги называется «Модернизация России» («The Emergence of Modern Russia, 1801 - 1907» вышла в 1963 году в Нью-Йорке), а начало модернизации можно отнести к Александру I, после него была пятидесятилетняя задержка в царствование Николая I. Начало революционного движения - декабристы. Довольно часто даже советские авторы вычленяли периоды до 1917 года. В 40-е годы вышло учебное пособие академика Окуня, в котором он взял за рассмотрение царствования Екатерины II, Павла I и Александра I, - он тогда не указывал, но подразумевал, что в этот период началась модернизация страны.

В конце 60-х годов вышел сборник работ советских историков, посвященный состоянию страны в эпоху Александра II. В данном случае концептуальный подход Пушкарева понятен - описать период модернизации страны. При Екатерине II модернизация шла уже довольно слабо в силу понятных причин: вельможи, проводившие реформы, постарели, сама императрица тоже. Павел I начинает искать другой путь, затем появляется Александр, который начинает упорядочивать управление империей и приводит его в тот вид, в каком оно в целом просуществовало до 1917 года. Принимается первая русская конституция - конституция Сперанского. Другое дело, что его реформы непоследовательны, следует царствование Николая I, который пытается подготовить крестьянскую реформу и действовать по принципу: семь раз отмерь, ни разу не отрежь. В бесчиссленных комитетах все это топится, диалога с обществом нет, он исчезает и возникает с воцарением Александра II - освобождение крепостных крестьян, судебная реформа, введение земского самоуправления.

Можно задать вопрос: чему учит эта книга? А вы посмотрите, в каком состоянии сейчас местное самоуправление: на выборы ходит ничтожный процент граждан, потому что оно ничего не решает. Миниcтерство внутренних дел... Кажется, более реакционного учреждения не найти, а оно ведь взращивало местное самоуправление. Существовал дифференцированный подход - одной губернии большие права, другой - меньшие... Унификацию управления большевиками мы получили в 1991 году, а общество не участвует в управлении страной.

- Как можно охарактеризовать идеологию учебника и идеологию НТС?

Александр Штамм: Мы занимаем позицию, которая существовала и в Советском Союзе, и в русском зарубежье. Одни называют ее либеральным консерватизмом, другие либеральным почвенничеством. Такую позицию, в частности, занимает журнал «Новый мир», а наш журнал «Посев» принадлежит к тому направлению русской мысли, которое было представлено трудами таких мыслителей, как Франк, Лосский, не говоря уже о трудах Ильина. Это направление называется солидаризм. Оно исходит из того, что мы в мир должны нести христианские ценности. Солидаризм - проекция христианства на мирскую жизнь. Солидаризм считает, что в обществе первична не классовая борьба. Если бы производственные отношения развивались бы только за счет борьбы, не было бы понятия социально-правового государства, которое легло в основу «немецкого чуда», не было бы участия персонала в прибылях, что существует во многих странах Запада.

- В чем отличие солидаризма от классического либерализма и социализма?

Александр Штамм: Солидаризм изучает сотрудничество людей для достижения целей и их общую ответственность. Есть три подхода к обществу - коллективизм, что оборачивается либо рабочим классом, либо нацией. Второй подход - я имею абсолютную свободу. Мы считаем, что человек свободен, так как создан по образу и подобию Божию, но реализовать себя вне общества не может. В целом можно сказать, что Россия объявила войну Богу и проиграла ее.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: