Новосибирск 6.1 °C

Тонкая рыбка проплыла между жизнью и смертью

14.03.2002 00:00:00

Маленькие пациенты онкологического отделения
предпочитают рисовать автопортреты

 В детском онкологическом отделении больницы на ВАСХНИЛе прошел уникальный эксперимент, который стал частью одной из социальных программ фонда Сороса. Специально приглашенные педагоги-профессионалы каждый день занимались с маленькими пациентами пением, театром, прикладным искусством. И рисунком. Полгода ребят от 6 до 14 лет учила рисовать Елена Щукина, руководитель детской художественной студии «Зеленый мост». Ее подход показался нам весьма нетрадиционным.

«Очень душно, тепло и практически не открываются форточки: боятся сквозняков, потому что дети быстро простывают, - это первое, на что обратила внимание Елена Щукина в больничной игровой комнате. - В этой атмосфере многим больным ребятишкам предстоит провести последние месяцы в своей жизни. И это самые тяжелые месяцы: когда от химиотерапии выпадут волосы, когда придется лежать под капельницей, когда становится все хуже. Многих привозят издалека, и они редко видят родные лица. Нет спору, медперсонал ведет себя отлично: ласково, участливо, с пониманием. Но на фоне этого профессионального участия резким диссонансом бросается в глаза, например, надпись на дверях кухни: «Кипяток выдается с 1 до 3-х. В другое время - не беспокоить!». Представляю ужас этих детей, может быть, ими самими не до конца осознанный.

...В больнице традиционно придерживаются такого метода: детей надо всеми силами отвлечь от мрачных мыслей, сделать так, чтобы они не задумывались о болезни. Я выбрала совершенно противоположный путь. На занятиях мы говорили с детьми об ответственности перед жизнью. О том, что в принципе любой человек - и здоровый, и больной - может в любую минуту уйти из этой жизни. Попал, предположим, под машину или еще что-то. Поэтому каждый должен оставить свой след на земле. И сделать это вот прямо сейчас, сию минуту. Пусть этим следом будет рисунок. И вот когда с детьми так серьезно разговариваешь, у них появляются дополнительные стимулы к жизни. Девочка, которая занималась в студии, попала в реанимацию. Обычно в таком состоянии, как у нее, оттуда уже не возвращаются, а она вернулась! И рассказала, как ей не хотелось уходить. Для меня это было как чудо. Она вернулась и доделала незаконченный автопортрет. Возможно, потому и вернулась - чтобы закончить.

Но это ребенок с очень сильной волей. Бывает и по-другому. Я не старалась особенно углубляться в теорию рисунка, добиваться техники, потому что прекрасно понимала: завтра один из них может уже не прийти. Однажды так и случилось. Десятилетняя девочка сделала контур рисунка. Она была уже очень слабенькая, и рыбка, которую она хотела нарисовать, получилась еле видной. На следующий день ее уже положили под капельницу. Я пришла к ней и попросила разрешить кому-нибудь из детей обвести рисунок, чтобы его было получше видно...

...Сначала мы рисовали все подряд: природу, животных, людей. Потом я поняла, что наилучший способ самовыражения для этих ребят - автопортрет. Надо очень тонко чувствовать, чтобы в незатейливом карандашном наброске увидеть всю глубину трагедии маленького человека. Больные дети редко раскрываются, они все время как бы берегут себя, свой внутренний мир от посторонних. Рисунок невольно делает зримым этот мир. Что кроется в этих глазах? В этой тонкой шее? Все изображено очень просто, почти схематично. Но это особая простота: у этих детей даже на детали не хватает времени.

Они не видят вокруг ничего, кроме больничных стен и белых халатов.

И на этом фоне особенно трогательно выглядят их попытки украсить на рисунке свою одежду какими-нибудь цветочками, картинками.

А за спиной чаще всего - больничное окно, через которое они видят мир. И, конечно, не может быть и речи об улыбке - ни один на рисунках не улыбается.

Лучше всего понимаешь специфику, сравнивая работы больных и здоровых детей: настроение, энергетика - все совсем другое. При мне в больницу поступил семилетний мальчик: кудрявый, веселый крепыш. И рисунки были как и у всех обычных ребятишек: наивные, красочные, фантазийные. И вот автопортрет через три месяца: никакого цвета, абсолютно лысая голова, огромные тоскливые глаза. За это время ему пришлось проделать огромный путь, моментально повзрослеть...»

Большинство работ, которые сделали за эти шесть месяцев ребята, бережно хранятся в архиве Елены Щукиной. Вскоре она собирается сделать большую выставку портрета, и они обязательно войдут в экспозицию. А значит, оставить след на Земле все-таки удалось...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: