Сенатор Виктор Игнатов доказывает, что пока законопроект об отзыве депутата Госдумы сырой и «допечь» его для действующих думцев не успеют
Виктор Игнатов убежден: закон об отзыве депутатов необходим |
Время от времени в прессе публикуются открытые письма возмущенных избирателей с требованиями отозвать депутата Госдумы. То Стрельченко не так, по мнению некоторых новосибирцев, голосовала, то Карелин не оправдал надежд. Ну и что вы думаете, от таких писем под каким-нибудь депутатом кресло закачалось?
Нет такого закона в России, чтобы по воле избирателей у госдумца можно было бы отобрать мандат. Но должен быть! Сказано - сделано. Свеженький проект нового закона лег на стол члена Совета Федерации от Новосибирской области Виктора Игнатова. Ведь именно наш земляк - заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству СФ - курирует вопросы избирательного права. Так вот, Игнатов подготовил доклад, в котором очень подробно доказал, что законотворческое дитя - мертворожденное, и коллеги-сенаторы единодушно поддержали отрицательную оценку.
Но инициатива, как известно, наказуема. Поскольку Виктор Александрович убежден, что закон об отзыве депутата Госдумы необходим, то ему самому пришлось подключиться к разработке нового варианта проекта.
- Логично принимать Закон о прекращении полномочий депутатов Госдумы, независимо от способа их избрания, - говорит Виктор Александрович. - Но проект предусматривает отзыв только одномандатников. То есть, например, Стрельченко отозвать можно будет - ее в округе избирали, а вот другого депутата от нашей области Азарову уже нет, потому что она прошла в Госдуму по партийному списку «Отечества».
У сенатора Игнатова много претензий и к формулировкам, например:
- Авторы законопроекта применяют понятие «изменение политической ориентации депутата». Это как понимать?
Но еще больше огрехов в самой процедуре отзыва. Знаете, как предполагалось начать процесс отзыва? Почти так же, как и процесс выдвижения кандидата в депутаты - с создания инициативной группы, сбора подписей, агитации, а потом и «антивыборов». При большом желании активные граждане подписи за отзыв, конечно, соберут (тут агитировать легко: мол, хватит ему или ей думскими привилегиями пользоваться да за казенный счет по заграницам разъезжать). А вот как потом тысячи избирателей привести к урнам, чтобы они проголосовали «против»? Представляете, сколько нужно денег на агитацию и желания инициативщиков непременно «сковырнуть» разочаровавшего депутата. При этом, подчеркивает Игнатов, по проекту закона вообще получается, что на избирательные участки надо привести не менее 60 процентов жителей, имеющих право голоса, и едва ли не 90% (!) из них должны быть единодушны в своем «против».
- В законопроекте говорится, что отзыв не требует дополнительного финансирования за счет бюджета, - продолжает сенатор. - Но я попросил председателя нашего облизбиркома Тамару Алексенко посчитать: во сколько обошлись выборы депутатов Госдумы в 1999 году? Получилось, что по четырем округам - порядка 15,5 млн рублей. То есть выборы одного - грубо четыре миллиона. Захотим отозвать в следующем году (в этом уже не успеть) кого-то из четырех - это будет уже не четыре, а миллионов шесть. Из бюджета. Ведь процедура отзыва фактически списана с процедуры выборов.
Но самое любопытное наш сенатор обнаружил в сроках. Закон вносится сейчас, когда до новых выборов остается фактически полтора года. Представляете, какой соблазн для свеженького политика с думскими амбициями «свалить» действующего депутата, чтобы под грохот кампании «против» провести фактически свою досрочную агитацию? У такого и деньги найдутся, и силы. Так для кого же задуман был такой проект?
- Новый закон нельзя превращать в очередной предвыборный инструмент, - заключает Виктор Александрович. - Ведь по нему все равно не получается отозвать депутата, а вот очернить - очень просто. Нужно разработать такой механизм прекращения полномочий недобросовестного депутата, который трудно было бы запустить, но легко реализовать. Чтобы им могли воспользоваться действительно неравнодушные избиратели.