Новосибирск -1.4 °C

Пора собираться в дорогу

15.03.2002 00:00:00

Для одних слово «Мажой» - пустой звук,
для других - символ, идол, мечта

Фото Дмитрия ГАССАНА

 С 26 по 28 февраля в Новосибирске проходила традиционная выставка «Турсиб-2002».

На одном из рекламных щитов Новосибирска перед огромной сосиской стоит крохотный котенок. Подпись: «Счастья много не бывает». Нынешний март на счастье не поскупился. Сначала «Турсиб», а затем покупка журнала «для буйных, которых мало» - «Ветер». Я вначале услышал о нем, долго-долго искал, наконец купил.

На обложке коротенький анонс: «Мажой. Такой, как есть». Для непосвященных: «Мажой» - название целого каскада порогов высшей шестой категории сложности в верховьях Чуи. Он назван так по названию маленькой речки, впадающей в Чую. Сам я там еще ни разу не был. Порогов в районе тридцати, в прошлом году из-за обвала скалы появился еще один порог. Русло Чуи проходит в том месте в глубоком каньоне, поэтому на отдельных участках разведку порога приходится проводить стоя по грудь в воде, а некоторые «с ходу». Задаю вопрос одному из тех, кто не один раз ходил в такие походы: «Что такое «шестерка?» Следует короткий и внятный ответ: «Ошибка может стоить жизни». Словом, для одних слово «Мажой» - пустой звук, для других же - символ, идол, мечта. До нее можно идти всю жизнь и так и никогда не дойти. А можно дойти, а через год вернуться, потом опять и опять.

Первые минуты на «Турсибе». Выставка захватывает. Кажется, что еще чуть-чуть, и перенесешься во времени назад, окажешься на реке, оттолкнешься от берега, и вода понесет тебя навстречу неизвестности. С этим ощущением и ходишь. С одной стороны торопишься все обойти, увидиться со всеми знакомыми после зимы, со всеми, о ком всегда помнишь и скучаешь. Кого-то не видел с конца прошлого лета, других, живущих и работающих здесь, меньше. И эта сила «притяжения» также необъяснима никакими логическими умозаключениями. «Тянет». Вот и все. И обежать все быстро-быстро никогда не выходит, несмотря на то, что «Турсиб» проходит в рабочий день. У одного остановишься, поговоришь, у другого. А третий сам тебя заметил, издали рукой машет. Ну как его обойти!

 У нас разная жизнь в городе. Кто-то основал собственное дело и работает на себя. А кому-то, как Васе Порсеву, все равно, где да и кем, лишь бы денег заработать за зиму на летние походы. Вася входит в российскую десятку по родео на «белой воде» (родео - всякие невероятные фокусы на реке. А поскольку река горная, то и вода от стремительного течения кажется белой.) У него и в квартире-то, кроме раскладушки и пары полиэтиленовых «лодочек» по полтысячи долларов каждая, ничего нет. По-разному складывается и обстановка дома, когда начинается подготовка к очередному сезону. Кому-то повезло, и его домочадцы не только не возражают, еще и размышлять начнут, на какую речку лучше поехать. Да и сами хоть раз за лето, но тоже «сорвутся» в поход. Так возникают семейные команды. А кому-то каждую весну приходится затевать изнуряющие домашние споры. Я - во второй, наиболее многочисленной группе, поэтому после похода порой приходится придумывать «легенду», опуская некоторые «второстепенные детали». Но «там», на воде, все одинаково счастливы: и «водные монстры» - Юра Скородумов, Виктор Самохвалов и с постоянной улыбкой от уха до уха Слава Суслин, и мы - «любители», вернее сказать, «скромные обожатели».

В походе возникает естественная простота человеческого общения, ведь городские «условности» остаются дома. Не важно, знакомы мы или нет, не играет роли и образование. Покоритель дамских сердец Лелик Мельников и аспирант университета Сергунька Блошкин всегда найдут общий язык, всегда готовы помочь. Да большинство из нас и в городской жизни не меняются. Да они и особенными себя нисколько не считают, никакой дешевой «продвинутости». «Любим на «лодочках» кататься, вот и все». И вот какая странность. Недавно с удивлением узнал, что горнолыжники и сноубордисты на дух друг друга не переносят, на свой подъемник никогда не пустят «чужака». Казалось бы, те же горы, тот же снег. Подумаешь, у кого-то одна лыжа, а у кого-то две. Ан нет... Священные войны «остроконечников» и «тупоконечников». Наверное, сразу стал врагом и тех, и других за одну только эту фразу. А они из-за этого помирятся...

 Зачем нам это? Какие блага и звания мы рассчитываем получить? Никакие. Единственное, по мнению Олега Доброва: «Возможность прожить жизнь наиболее полно. А риск - каждый вправе рисковать своей жизнью». Но ведь без риска и дорогу в Новосибирске не перейти.

... Много лет назад по осени с Алтая вернулась знакомая барышня и привезла в город слово «сплав». Теперь, по прошествии времени, я понимаю, что и вода была низкая, и Катунь была Нижняя... А тогда же все мое мужское самолюбие взбунтовалось, и на следующий год я тоже «записался». Потом был еще поход, потом еще. Так я стал «водником». Затем непонятно откуда появился такой «огромный» опыт, что и «ни в сказке сказать, ни пером описать». Словом, «Речной волк», не меньше. И тут река быстренько все расставила по своим местам: два переворота за час, прохождение порога «самосплавом»: на спасжилете. Блицкриг был бесславно провален. Я клялся и божился, что больше сюда ни ногой. Прошла зима, и что-то вдруг защемило, заставило опять покинуть уютный дом. Не желание взять реванш. Да и какой реванш: к тому времени я понял, что стихию победить невозможно. Что она может тебя пропустить, это и будет наградой за все твои старания, за преодоление собственных слабостей. В прошлом году у порога «Шабаш» появилось ощущение, что все это уже история. Мы и порог-то еще не прошли, а уже жалко, что все это скоро закончится и опять к суете возвращаться. Каждый приходит по-своему, но всегда как-то просто, буднично. Ни героизма тебе, ни патетики.

 Каждый год возникает в моей голове шальная мысль, а не изменить ли воде? Нет, не дома остаться, а рвануть, скажем, в горы. «Тур с попыткой восхождения на Белуху». Звучит? Звучит! Потому что это совсем другая жизнь, неизвестная, незнакомая. Вокруг поразительное безмолвие. Только звук шагов, да случайный камешек катится к подножию. И господство двух красок: белого снега и голубого неба. В городе ни того, ни другого никогда не встретишь. Да и путешествие из лета в зиму заманчиво. Но пока срабатывает некий «защитный» механизм, слышишь укоряющий голос: «А как же «лодочки», как же Мажой?» Так что пусть Белуха пока подождет. Кто-то понимающе кивнет: «Не все дома», а кто-то сам вдруг захочет все это пережить. И, может быть, затянет его, затянет...

Возвращаюсь с выставки. День по-весеннему слепит глаза. Навстречу знакомый. Торопится. «Да я насчет Мажоя пошел договариваться»... Вечером опять не уснуть, снова и снова душа улетает «в светлое прошлое. В лето с рубашками в клетку, в наивность речей». В который раз перебираешь знакомые походные фотографии. А Леше Терехину, научившему меня немножко читать реку и не бороться с водой, а использовать ее мощь, тому, которого я считаю своим учителем, этим летом не повезло. Попал Леша в армию, и целый год «лодочки» будут ему только сниться. А у нас скоро «Чуя», впереди целое лето, впереди целая жизнь.

Нам же пора собираться в дорогу...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: