Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

С чего начинается столица? Даже в Сибири - с аэровокзала

15.03.2002
На сегодняшний день аэропорты в Барнауле, Кемерове и даже в городе областного подчинения Новокузнецке реконструированы по международным стандартам. А что имеет федеральная столица Сибири в лице Толмачево? Симпатичный памятник старины под названием аэровокзал, если не ошибаюсь, еще 1957 года постройки.
Как втиснуть в эти старые стены авиасервис мирового класса?

 На сегодняшний день аэропорты в Барнауле, Кемерове и даже в городе областного подчинения Новокузнецке реконструированы по международным стандартам. Активность соседей понятна: рынок воздушных перевозок развивается, особенно его интернациональная часть, да и по телевизору опять же светлое будущее для россиян все чаще обещать начали. А что имеет федеральная столица Сибири в лице Толмачево?

Симпатичный памятник старины под названием аэровокзал, если не ошибаюсь, еще 1957 года постройки. Так громко называемый международный терминал - по первоначальному проекту всего лишь грузовой модуль. Взлетно-посадочную полосу - ВПП-1, которой через шесть лет предстоит проходить очередную аттестацию и которая, по оценкам специалистов, эту самую аттестацию может просто не потянуть по многим параметрам. И если сей невеселый прогноз оправдается, то садиться на эту самую полосу можно будет разве что в летнее время персональным шасси, то бишь «пятой точкой» - если не жалко штанов, разумеется.

К тому же ориентирована ВПП-1 еще во времена своей молодости была таким образом, что посадка (а нередко и взлет) лайнеров осуществляется после пролета над городскими кварталами Новосибирска. К чему это может привести при почтенном возрасте российских самолетов, помноженном на присущее нашему Отечеству разгильдяйство, несколько лет назад было наглядно продемонстрировано в городе Иркутске, где рухнувший «Руслан» снес несколько домов вместе с их жителями. Да и в Толмачево, что греха таить, случались аварийные посадки, о которых мы писали не раз: понятно, что при всем искусстве пилотов, когда терпящая бедствие машина заходит на спасительную ВПП со стороны города, риск особо тяжелых последствий возрастает многократно.

Устраивает ли руководство области и Сибирского федерального округа такое положение дел? Вряд ли. А что можно этому противопоставить?

Козырный если не туз, то хотя бы взлет есть: наполовину построенная новосибирскими дорожниками и уже не первый год пребывающая в состоянии глубокой финансовой спячки вторая толмачевская полоса - ВПП-2. Делается она в полном соответствии со всеми международными параметрами, развернута так, что самые опасные стадии полета - взлет и посадка - должны проходить над практически безлюдными местами. Однако, по самым скромным оценкам, для завершения ее строительства и оснащения всем необходимым требуется 650-700 миллионов рублей. При этом вопрос уже ставится так: либо область изыскивает деньги в ближайшие четыре-пять лет, либо неминуемо превращается в авиационное захолустье со всеми вытекающими последствиями как для имиджа, так и для экономики.

Понимая серьезность складывающейся транспортной ситуации, областная администрация уже не первый месяц ведет переговоры с Минтрансом о совместном решении толмачевской проблемы. Сумма для региона, разумеется, неподъемная - речь может идти только о совместном финансировании, на что, кстати, в этом году из областного бюджета выделяется около 50 миллионов рублей. К тому же ВПП-2 находится в федеральной собственности, что заведомо предполагает, как минимум, долевое участие Москвы.

Но, допустим, сибиряки вместе с центром поднатужились и ввели-таки ВПП-2 в строй. А что дальше? Втискивать сервис мирового класса в старый толмачевский аэровокзал, имеющий уже разве что антикварную ценность? Да и то сооружение, которое сегодня гордо зовется международным терминалом, по меркам будущего, потянет разве что на симпатичный сарайчик.

Поэтому среди специалистов сегодня все громче высказывается иное мнение: договориться с Москвой и при условии сохранения федеральной собственности, используя те деньги, которые все равно придется вкладывать в реконструкцию аэровокзальных сооружений плюс средства инвесторов, построить все-таки действительно новый аэровокзал международного класса - назовем его Толмачево-2. По прикидкам экономистов, проект всего аэровокзального комплекса вполне может быть реализован за два-три года, но при этом сибирская столица получит достойное ее сооружение.

Инвесторы? Наряду с бюджетными источниками мы имеем в Новосибирске мощную авиакомпанию «Сибирь»: современный аэропорт Толмачево-2 на базе новой ВПП вполне мог бы стать и «визитной карточкой» сибирских авиаторов. Да и не только ее - в городе, созданном и развивающемся как транспортный перекресток России за Уралом, думается, найдется достаточно бизнесменов, заинтересованных в развитии авиационной составляющей новосибирского транспортного узла. Можно было бы пожертвовать и некоторыми бюджетными проектами областного масштаба, не сулящими скорой финансовой отдачи - таких, опять же по прикидкам, не на одну сотню миллионов рублей наберется.

Возможен, конечно, и другой путь, по которому новосибирская авиация ползет сегодня. Полсотни рейсов из устаревшего морально и физически Толмачево. Еще десяток вылетов - из не первый год дышащего на ладан Северного аэропорта. Летом откроем третий аэропортик при чкаловском заводе. Через год, глядишь, четвертый аэровокзалишко где-нибудь на «Сибсельмаше» появится. И так далее - вопреки здравому смыслу и древней мудрости о том, что десяток собак при всем их старании одного льва не заменят...

Вам было интересто?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
25 апреля в Первомайском сквере Новосибирска стартует всероссийская акция «Георгиевская лента». Заветные ленточки смогут бесплатно получить все желающие. Также стал известен график шествия по Новосибирску «Бессмертного полка» 9 Мая.

Сорвался вниз, надраивая окна, молодой человек в офисном здании в центре города. Пролетев несколько метров, он застрял между рамами, на помощь ему прибыли спасатели МАСС.
По разбитым дорогам пройдутся катком. В Новосибирске и районах области начали плановый ремонт улиц. Реализацию проекта «Безопасные и качественные дороги» оценил глава региона.
Батареи в домах горожан начнут остывать после череды майских праздников. Ориентировочная дата отключения тепла - с 13 по 17 мая, сообщила пресс-служба правительства Новосибирской области.
Новые колокола устанавливают на колокольне Вознесенского кафедрального собора накануне Пасхи. Об этом сообщает медиа-центр Новосибирской митрополии РПЦ. Старые колокола демонтированы и переданы в качестве экспонатов в Музей колокольного звона. В кафедральном соборе сейчас продолжаются работы по обустройству колокольни.

Министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Денис Архипов дал старт серии выездных проверок реализации реформы в сфере ТКО. Первым объектом контроля стал полигон твердых коммунальных отходов в рабочем поселке Линево Искитимского района. Здесь недавно заработала система весового контроля, которая делает более прозрачным учет объемов вывезенного мусора.