Новосибирск 3.5 °C

С чего начинается столица? Даже в Сибири - с аэровокзала

15.03.2002 00:00:00

Как втиснуть в эти старые стены авиасервис мирового класса?

 На сегодняшний день аэропорты в Барнауле, Кемерове и даже в городе областного подчинения Новокузнецке реконструированы по международным стандартам. Активность соседей понятна: рынок воздушных перевозок развивается, особенно его интернациональная часть, да и по телевизору опять же светлое будущее для россиян все чаще обещать начали. А что имеет федеральная столица Сибири в лице Толмачево?

Симпатичный памятник старины под названием аэровокзал, если не ошибаюсь, еще 1957 года постройки. Так громко называемый международный терминал - по первоначальному проекту всего лишь грузовой модуль. Взлетно-посадочную полосу - ВПП-1, которой через шесть лет предстоит проходить очередную аттестацию и которая, по оценкам специалистов, эту самую аттестацию может просто не потянуть по многим параметрам. И если сей невеселый прогноз оправдается, то садиться на эту самую полосу можно будет разве что в летнее время персональным шасси, то бишь «пятой точкой» - если не жалко штанов, разумеется.

К тому же ориентирована ВПП-1 еще во времена своей молодости была таким образом, что посадка (а нередко и взлет) лайнеров осуществляется после пролета над городскими кварталами Новосибирска. К чему это может привести при почтенном возрасте российских самолетов, помноженном на присущее нашему Отечеству разгильдяйство, несколько лет назад было наглядно продемонстрировано в городе Иркутске, где рухнувший «Руслан» снес несколько домов вместе с их жителями. Да и в Толмачево, что греха таить, случались аварийные посадки, о которых мы писали не раз: понятно, что при всем искусстве пилотов, когда терпящая бедствие машина заходит на спасительную ВПП со стороны города, риск особо тяжелых последствий возрастает многократно.

Устраивает ли руководство области и Сибирского федерального округа такое положение дел? Вряд ли. А что можно этому противопоставить?

Козырный если не туз, то хотя бы взлет есть: наполовину построенная новосибирскими дорожниками и уже не первый год пребывающая в состоянии глубокой финансовой спячки вторая толмачевская полоса - ВПП-2. Делается она в полном соответствии со всеми международными параметрами, развернута так, что самые опасные стадии полета - взлет и посадка - должны проходить над практически безлюдными местами. Однако, по самым скромным оценкам, для завершения ее строительства и оснащения всем необходимым требуется 650-700 миллионов рублей. При этом вопрос уже ставится так: либо область изыскивает деньги в ближайшие четыре-пять лет, либо неминуемо превращается в авиационное захолустье со всеми вытекающими последствиями как для имиджа, так и для экономики.

Понимая серьезность складывающейся транспортной ситуации, областная администрация уже не первый месяц ведет переговоры с Минтрансом о совместном решении толмачевской проблемы. Сумма для региона, разумеется, неподъемная - речь может идти только о совместном финансировании, на что, кстати, в этом году из областного бюджета выделяется около 50 миллионов рублей. К тому же ВПП-2 находится в федеральной собственности, что заведомо предполагает, как минимум, долевое участие Москвы.

Но, допустим, сибиряки вместе с центром поднатужились и ввели-таки ВПП-2 в строй. А что дальше? Втискивать сервис мирового класса в старый толмачевский аэровокзал, имеющий уже разве что антикварную ценность? Да и то сооружение, которое сегодня гордо зовется международным терминалом, по меркам будущего, потянет разве что на симпатичный сарайчик.

Поэтому среди специалистов сегодня все громче высказывается иное мнение: договориться с Москвой и при условии сохранения федеральной собственности, используя те деньги, которые все равно придется вкладывать в реконструкцию аэровокзальных сооружений плюс средства инвесторов, построить все-таки действительно новый аэровокзал международного класса - назовем его Толмачево-2. По прикидкам экономистов, проект всего аэровокзального комплекса вполне может быть реализован за два-три года, но при этом сибирская столица получит достойное ее сооружение.

Инвесторы? Наряду с бюджетными источниками мы имеем в Новосибирске мощную авиакомпанию «Сибирь»: современный аэропорт Толмачево-2 на базе новой ВПП вполне мог бы стать и «визитной карточкой» сибирских авиаторов. Да и не только ее - в городе, созданном и развивающемся как транспортный перекресток России за Уралом, думается, найдется достаточно бизнесменов, заинтересованных в развитии авиационной составляющей новосибирского транспортного узла. Можно было бы пожертвовать и некоторыми бюджетными проектами областного масштаба, не сулящими скорой финансовой отдачи - таких, опять же по прикидкам, не на одну сотню миллионов рублей наберется.

Возможен, конечно, и другой путь, по которому новосибирская авиация ползет сегодня. Полсотни рейсов из устаревшего морально и физически Толмачево. Еще десяток вылетов - из не первый год дышащего на ладан Северного аэропорта. Летом откроем третий аэропортик при чкаловском заводе. Через год, глядишь, четвертый аэровокзалишко где-нибудь на «Сибсельмаше» появится. И так далее - вопреки здравому смыслу и древней мудрости о том, что десяток собак при всем их старании одного льва не заменят...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: