Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

С чего начинается столица? Даже в Сибири - с аэровокзала

15.03.2002
На сегодняшний день аэропорты в Барнауле, Кемерове и даже в городе областного подчинения Новокузнецке реконструированы по международным стандартам. А что имеет федеральная столица Сибири в лице Толмачево? Симпатичный памятник старины под названием аэровокзал, если не ошибаюсь, еще 1957 года постройки.
Как втиснуть в эти старые стены авиасервис мирового класса?

 На сегодняшний день аэропорты в Барнауле, Кемерове и даже в городе областного подчинения Новокузнецке реконструированы по международным стандартам. Активность соседей понятна: рынок воздушных перевозок развивается, особенно его интернациональная часть, да и по телевизору опять же светлое будущее для россиян все чаще обещать начали. А что имеет федеральная столица Сибири в лице Толмачево?

Симпатичный памятник старины под названием аэровокзал, если не ошибаюсь, еще 1957 года постройки. Так громко называемый международный терминал - по первоначальному проекту всего лишь грузовой модуль. Взлетно-посадочную полосу - ВПП-1, которой через шесть лет предстоит проходить очередную аттестацию и которая, по оценкам специалистов, эту самую аттестацию может просто не потянуть по многим параметрам. И если сей невеселый прогноз оправдается, то садиться на эту самую полосу можно будет разве что в летнее время персональным шасси, то бишь «пятой точкой» - если не жалко штанов, разумеется.

К тому же ориентирована ВПП-1 еще во времена своей молодости была таким образом, что посадка (а нередко и взлет) лайнеров осуществляется после пролета над городскими кварталами Новосибирска. К чему это может привести при почтенном возрасте российских самолетов, помноженном на присущее нашему Отечеству разгильдяйство, несколько лет назад было наглядно продемонстрировано в городе Иркутске, где рухнувший «Руслан» снес несколько домов вместе с их жителями. Да и в Толмачево, что греха таить, случались аварийные посадки, о которых мы писали не раз: понятно, что при всем искусстве пилотов, когда терпящая бедствие машина заходит на спасительную ВПП со стороны города, риск особо тяжелых последствий возрастает многократно.

Устраивает ли руководство области и Сибирского федерального округа такое положение дел? Вряд ли. А что можно этому противопоставить?

Козырный если не туз, то хотя бы взлет есть: наполовину построенная новосибирскими дорожниками и уже не первый год пребывающая в состоянии глубокой финансовой спячки вторая толмачевская полоса - ВПП-2. Делается она в полном соответствии со всеми международными параметрами, развернута так, что самые опасные стадии полета - взлет и посадка - должны проходить над практически безлюдными местами. Однако, по самым скромным оценкам, для завершения ее строительства и оснащения всем необходимым требуется 650-700 миллионов рублей. При этом вопрос уже ставится так: либо область изыскивает деньги в ближайшие четыре-пять лет, либо неминуемо превращается в авиационное захолустье со всеми вытекающими последствиями как для имиджа, так и для экономики.

Понимая серьезность складывающейся транспортной ситуации, областная администрация уже не первый месяц ведет переговоры с Минтрансом о совместном решении толмачевской проблемы. Сумма для региона, разумеется, неподъемная - речь может идти только о совместном финансировании, на что, кстати, в этом году из областного бюджета выделяется около 50 миллионов рублей. К тому же ВПП-2 находится в федеральной собственности, что заведомо предполагает, как минимум, долевое участие Москвы.

Но, допустим, сибиряки вместе с центром поднатужились и ввели-таки ВПП-2 в строй. А что дальше? Втискивать сервис мирового класса в старый толмачевский аэровокзал, имеющий уже разве что антикварную ценность? Да и то сооружение, которое сегодня гордо зовется международным терминалом, по меркам будущего, потянет разве что на симпатичный сарайчик.

Поэтому среди специалистов сегодня все громче высказывается иное мнение: договориться с Москвой и при условии сохранения федеральной собственности, используя те деньги, которые все равно придется вкладывать в реконструкцию аэровокзальных сооружений плюс средства инвесторов, построить все-таки действительно новый аэровокзал международного класса - назовем его Толмачево-2. По прикидкам экономистов, проект всего аэровокзального комплекса вполне может быть реализован за два-три года, но при этом сибирская столица получит достойное ее сооружение.

Инвесторы? Наряду с бюджетными источниками мы имеем в Новосибирске мощную авиакомпанию «Сибирь»: современный аэропорт Толмачево-2 на базе новой ВПП вполне мог бы стать и «визитной карточкой» сибирских авиаторов. Да и не только ее - в городе, созданном и развивающемся как транспортный перекресток России за Уралом, думается, найдется достаточно бизнесменов, заинтересованных в развитии авиационной составляющей новосибирского транспортного узла. Можно было бы пожертвовать и некоторыми бюджетными проектами областного масштаба, не сулящими скорой финансовой отдачи - таких, опять же по прикидкам, не на одну сотню миллионов рублей наберется.

Возможен, конечно, и другой путь, по которому новосибирская авиация ползет сегодня. Полсотни рейсов из устаревшего морально и физически Толмачево. Еще десяток вылетов - из не первый год дышащего на ладан Северного аэропорта. Летом откроем третий аэропортик при чкаловском заводе. Через год, глядишь, четвертый аэровокзалишко где-нибудь на «Сибсельмаше» появится. И так далее - вопреки здравому смыслу и древней мудрости о том, что десяток собак при всем их старании одного льва не заменят...

Резонанс
Новости
Международный конкурс красоты «Мисс Офис- 2018» объявил о старте онлайн-голосования. По его итогам будут известны имена 30 финалисток - самых успешных и талантливых девушек, но победит только одна. Именно она получит титул «Мисс Офис -2018» и главный приз – 2 миллиона рублей. Новосибирск представляют три участницы.
18.09.2018 Жилье. ДОМ
Лидеры по количеству выставленных на продажу квартир среди микрорайонов Новосибирска – Затулинский и Плющихинский жилмассивы, а также Золотая Нива. Такие данные приводит онлайн-сервис по подбору недвижимости N1.RU.

Археологи начали масштабные раскопки на левом берегу Оби. Работы ведут рядом с железнодорожным мостом, на территории села Кривощеково, основанного примерно в середине XVIII века. На этом месте вскоре должны начать работы по возведению четвертого автомобильного моста, но прежде этот участок должны исследовать ученые.

17.09.2018 Видео
Системы контроля, слежения и аналитики выходят на новый уровень. Новосибирские специалисты встроили искусственный интеллект в платформу «Умного города» - это разработка ученых Академгородка.
Снесли и заново отстроили подъезд памятника архитектуры в тихом центре Новосибирска. Пять лет жильцы многострадального дома на Урицкого, 17 пережидали реконструкцию аварийного подъезда в съемных муниципальных квартирах на окраине города. Теперь им предстоит вернуться в бетонные коробки и самостоятельно делать дорогостоящий ремонт – подъезд сдают «под отделку».

Жюри подвело итоги фотоконкурса «Селфичеллендж2», проходившего в день выборов губернатора Новосибирской области 9 сентября 2018. 100 призов в пяти номинациях получат самые креативные: беременные подружки, парни с гармонью, Дед Мороз из Маслянино и другие жители области. Фотографии победителей – в материале VN.ru.