Новосибирск 6.3 °C

Без изысков

15.03.2002 00:00:00

О выставке фотографии
Бориса Барышникова

Борис Барышников

 На фотовыставке представлены портреты наших земляков-новосибирцев - актеров, художников, ученых, чиновников, поэтов, спортсменов...

Владимир Городецкий решителен и серьезен как за пять cекунд до принятия судьбоносного решения, Виктор Толоконский, напротив, улыбчив и мил - такая душка... Господа Карелин и Буланкин на светском приеме - элегантны и мужчины «очень даже»... Наталья Толоконская - очей очарование... Детективщик Черненок обдумывает очередной сюжет... Академик Накаряков мрачновато задумчив, а режиссер Афанасьев смеется так, как может смеяться только Сергей Афанасьев...

За каждым лицом - неповторимый образ и колоритный характер.

Хорошая фотография - это высококлассная фактура плюс высококлассная квалификация фотографа и хорошая техника, вряд ли кто будет с этим спорить. В квалификации Бориса Барышникова и знании им техники сомневаться не приходится, что же касается высококлассной фактуры, то...

- Без фактуры никуда, - говорит он, - когда смотришь западную фотографию, там все сплошь на одной фактуре...

Неизменно притягивают внимание люди известные.

Бабушка с картошкой. (Село Пеньково. Осень)
- Если зевает баба Маня, соседка по лестничной площадке, - это не смешно, если зевает Альберт Эйнштейн - это прецедент, известный во всем мире. Фотография зевающего Эйнштейна обошла едва ли не все издания мира. Зевающая королева Англии - тоже прецедент.

Впрочем, и люди не очень известные бывают очень даже фактурные - увидишь раз, не забудешь всю жизнь. Чем не фотозвезды Иван Иванович Фукс или дядя Саша - пенсионер.

Среди людей известных (как и среди прочих) тоже есть личности скучные и колоритные. Для фотографа это не суть важно. Интересны все. Одного снимет скучно, другого нескучно, третьего - в ракурсе самом неожиданном, сделав открытие и для самой «фактуры», и для ее окружения.

Фотографировать народ сложно. Дамы норовят выглядеть обязательно красивыми - начинают голову закидывать и смотреть со значением, чем портят все дело. Мужики зажимаются... Тут, как говорится, надо поймать момент. Развлеки, увлеки, отвлеки - любым способом добейся, чтобы «объект» расслабился и забылся. Сними незаметно, сними быстро, пока не опомнился и не успел «сделать лицо». Приемы и подходы у каждого свои. Как и свое представление о том, какой должна быть фотография...

Дядя Саша - пенсионер
 Среди фотографов много сторонников того, что Барышников называет «фотохудожественными изысками». Если объяснять на пальцах, то это когда то, что в жизни плюс еще что-то... Для большей выразительности, например, морщины на лице можно углубить до «нечеловеческой глубины (есть такой специальный прием, называется ФДП). Или путем всевозможных фотомонтажей, фотографики, лабораторных преобразований и проч. сделать, например, фотографию полной имитацией живописи - под импрессионистов, под сюр, под...

- Конечно, с точки зрения любителей, такие снимки смотрятся эффектнее, - признает Барышников. - Но лично мне все эти «фотохудожественные изыски» не очень интересны, через все это я в свое время прошел. Если ты пишешь форму, цвет, свет, то дело хозяйское, бери краску и кисть и малюй сколько хочешь. А пытаться делать то же самое средствами фотографии зачем? Если кому интересно, ради Бога, мне не интересно. Есть куча народу, которая собирает спичечные этикетки или банки из-под пива - у них тоже свои интересы...

Художник Владимир Фатеев
 Сегодня интерес Барышникова-фотографа - чистая нормальная фотография без всякой «фотохудожественности». Без изысков. Чистое честное ремесло - «нажал на спуск - остановил мгновенье жизни».

Не случайно, говорит он, к самому мощному в мире объединению «Магнум» допускаются исключительно профессиональные фоторепортеры. Никаких фотохудожеств. Жизнь человеческая как она есть. Фотографии из «горячих точек». Война, кровь, наводнение. Наши фотографы тоже участвуют, даже получают призы. Но говорить о короле отечественной фотографии не приходится.

- У нас в России никогда не было серьезной фотографии, она вся была социальная, заказная. Традиций нет.

Пик расцвета отечественной фотографии приходится на 70-80-е годы - время многочисленных фотоклубов. В один из них («Кристалл») пришел в свое время и Барышников.

- На заседания собиралось человек по 30-40, организовывались межклубные выставки-марафоны, - вспоминает он, - сейчас я понимаю, что карточки были достаточно скромненькие, но все мы были относительно молоды, всем было интересно.

Иван Иванович Фукс - пенсионер
 Потом был фотоклуб «Новосибирск», пять лет работы в Монголии в качестве фотографа, участие в ряде престижных отечественных и зарубежных выставок, награды... Работа в журнале «Земля Сибири». Последние годы Борис Барышников работает в «Вечернем Новосибирске», чему мы очень рады.

Открылась выставка Бориса Барышникова в весьма неожиданном, на первый взгляд, для вернисажей месте - в Центре скорой помощи (что находится на улице Семьи Шамшиных). Объясняется все просто. Старший врач центра Лашков, известный в городе фотохудожник, он же председатель Новосибирского отделения Союза фотохудожников России. Подобные фотовыставки в фойе этого заведения - дело обычное, фотографы-профессионалы это знают.

Для остальных интересующихся сообщаем, что вход - свободный. Выставка вас ждет, и посмотреть ее действительно стоит.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: