Новосибирск 5 °C

У порога на «тот свет»

16.03.2002 00:00:00

«Мы тебя не отпустим»

 Уже не раз говорилось, что медикам вместе с повышением зарплаты убрали кое-какие доплаты, в результате чего в кошельках медсестер и нянечек мало что изменилось. Однако в больницах уверены: массовых увольнений не будет, потому как деваться сестричкам и санитаркам некуда. Да и любят они свою работу, несмотря ни на что.

В последнем доводе убедился наш корреспондент, побывав в самом «тяжелом» отделении анестезиологии-реанимации больницы N 34.

- Не буду ложиться сегодня, я даже тапочки с собой не взял, - упрямится здоровый детина с фингалом под правым глазом и с расцарапанным лицом.

- Доктор велел сейчас - значит, сейчас, - настаивает женщина в белом халате, высунувшись в регистрационное окошко, - а все необходимое вам родители привезут.

Из их разговора понимаю, что бедолага, будучи навеселе, чем-то не угодил своим же дружкам-собутыльникам, за что те ему крепко наподдавали. С отбитыми почками он провалялся дома, пока мать насилу не привела его в больницу.

В больнице четыре этажа, на каждом свое отделение. Самые тяжелые больные на первом, в отделении анестезиологии-реанимации. Сюда «скорая» привозит «экстренных» пациентов, кому необходима сиюминутная медицинская помощь. Малейшее промедление подчас может привести к смерти человека.

- Работа у наших медсестер-анестезиологов - не позавидуешь, - рассказывает главная медсестра больницы Валентина Аронова. - К примеру, привезут больного после автодорожной аварии. У него руки-ноги переломаны, возможно, разрыв внутренних органов. Шок, бессознание. Чтобы вывести его из этого состояния, надо действовать мгновенно: подключить систему, обеспечить дыхание, сердцебиение. Тут же восполнить потерю крови, нормализовать давление.

В реанимации 12 операционных столов, к которым «прикреплены» три санитарки, хотя по штату положено 13! Нередко все столы заняты. Тогда медсестра, что белка в колесе, мечется от одного больного к другому. Да еще нельзя забывать о тех, кто после операции. Все они лежат без движения. Накормить, напоить надо, перевернуть, чтобы не было пролежней. Будет ли человек жить, зависит не только от благополучного исхода операции, но и от того, как его выходят. Поэтому дежурят возле таких пациентов круглосуточно.

- Не каждый такое выдерживает, - признается Валентина Павловна, - это же чуть ли не жить надо на работе. А дома семья, дети. Поэтому много среди наших сестричек одиноких матерей - мужьям это не нравится, уходят.

- Не помешала? - в кабинет заглядывает старшая сестра отделения анестезиологии-реанимации Людмила Бекетова.

Молоденькой девушкой после медучилища и четырех лет работы фельдшером пришла Людмила Александровна в эту больницу, да так и осталась тут. В то время реанимации еще и в помине не было. А потому забота о больном полностью ложилась на плечи медсестер, санитарок, в том числе и на плечи Людмилы Александровны. С годами открыли реанимацию, постепенно расширяя число коек.

Медперсоналу отделения анестезиологии-реанимации за год удается выходить 130 больных.

Людмила Александровна уверена: работать в таком отделении могут только люди, по-настоящему влюбленные в свое дело. Большинство из них становятся настоящими профессионалами. Недавно две сестры-анестезиологи в Германию жить уехали, так их там на работу по специальности тут же взяли. А в отделении не скрывают гордости: наша школа.

За много лет Бекетова уже чисто интуитивно научилась распознавать, кто из новеньких останется, а кто через месяц-другой упорхнет в поисках более легкого хлеба.

- Бессонные ночи, дневная круговерть - не самое тяжелое в нашей работе, - говорит Людмила Александровна, пока мы идем с ней по длинному больничному коридору в отделение анестезиологии-реанимации. - Очень переживаешь, когда, несмотря на все наши старания, больной все же умирает, и тебе надо выйти и сказать об этом его родным. И сами глубоко скорбим - будто от собственного сердца что-то отрываем. Всю жизнь потом будто какая-то вина...

Зато когда все же удается вытащить человека с того света, выходить, наконец, поставить на ноги, медики на скрывают радости: победа! Самые «трудные» пациенты запоминаются надолго, в отделении они становятся своими, словно родные дети. Им всегда рады, их ждут.

Людмиле Александровне особенно запомнилась Катя, девушка лет двадцати пяти. По пути на работу ее сбила машина. Когда Катю привезли в больницу, все ахнули: живого места не было. Осмотр показал: черепно-мозговая травма, разрыв селезенки и печени. Ее тут же положили на операционный стол. Во время операции наступила клиническая смерть...

Заставить биться Катино сердце медики все же смогли. А медсестры, сменяя друг друга, дежурили возле ее кровати. Как ликовали они, когда больная наконец-то пришла в себя! Сейчас Катя - замужняя женщина, у нее двое детей. Но тех людей, что вернули ей жизнь, она не забывает, нет-нет да наведается в гости.

Совсем недавно удалось спасти одного мальчишку. В автомобильной аварии ему разорвало диафрагму, а органы брюшной полости от сильного удара оказались в грудной клетке.

Был в отделении случай, когда поступил к ним человек, хорошо известный в криминальных кругах. Тело его было изрешечено пулями. И казалось, надежды нет. И все же медсестра и санитарки делали свое дело: кололи капельницы, подключали нужную аппаратуру, меняли, мыли, убирали. И неожиданно больной ожил, стал поправляться.

...В отделении Людмила Александровна разрешает мне заглянуть в одну из палат. На столе лежит девушка. На ней нет одежды. А к телу, прикрытому простыней, подсоединены несколько датчиков. Они контролируют состояние больной. В другом углу палаты - мужчина. Его тело почти все перебинтовано, лишь синюшная нога открыта глазу. Зрелище не для слабонервных!

А между тем возле рентген-кабинета большая очередь. Вот на каталке привезли старенькую бабулю. Сопровождающая ее женщина средних лет, по-видимому, дочь, то и дело утирает слезы...

По наблюдениям заведующей отделением анестезиологии-реанимации Екатерины Чухно, в последнее время все чаще их пациенты - образованные, интеллигентные люди, занимающие высокое положение в обществе. Болезни они, как правило, переносят на ногах, пока однажды не хватит инфаркт или что еще.

- У наших больных никогда пролежней не бывает, а санэпидемстанция сроду замечаний не делала. И это несмотря на то, что аппаратура практически вся старая, изношенная. С наркозной дыхательной аппаратурой дефицит - ее нужно всегда держать в чистоте. Поступит больной - чтобы все готово было.

Правда, с бинтами, шприцами и, в первую очередь, с необходимым наркозом в последнее время дела обстоят неплохо - местные власти выделяют на это достаточно средств.

И все же главная проблема больницы сегодня - нехватка людей. На зарплату в тысячу рублей да при таком тяжелом труде мало находится желающих работать. А новая «удвоенная» вместо ожидаемой радости повергла медиков в уныние: наряду с ее увеличением убрали надтарифные ставки. В итоге месячный доход не изменился.

- Какой-то обман получился! - сетовали все, с кем я разговаривала.

В прошлом году в клиническую больницу N 34 не пришла работать ни одна студентка, ни одна выпускница медколледжа...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: