Новосибирск 1.7 °C
  1. Личность
  2. НОВОСИБИРСК

Олег Рыбкин ушел из театра

19.03.2002 00:00:00
Олег Рыбкин ушел из театра
После премьеры спектакля «Роберто Зукко» по пьесе Бернара-Мари Кольтеса, оценивая работу режиссера, директор театра Александр Кулябин назвал Олега Рыбкина «человеком с больным сознанием». После чего главный режиссер положил ему на стол заявление об увольнении и оно было подписано. Сложная ситуация в «Красном факеле» возникла, естественно, не сегодня.

Олег Рыбкин уже в прошлом году находил ситуацию в театре безнадежной

 После премьеры спектакля «Роберто Зукко» по пьесе Бернара-Мари Кольтеса, оценивая работу режиссера, директор театра Александр Кулябин назвал Олега Рыбкина «человеком с больным сознанием». После чего главный режиссер положил ему на стол заявление об увольнении и оно было подписано.

Сложная ситуация в «Красном факеле» возникла, естественно, не сегодня. Одна из публикаций «Вечерки» на эту тему имела название «Рыбкин - Кулябин: «армрестлинг», или «душа в душу». То, что «душа в душу» не получится, было очевидно с того самого дня, когда Александр Кулябин, актер и артменеджер из Ижевска, занял директорское кресло в театре, где главрежем уже был Олег Рыбкин. Разность «идеологий» была слишком очевидна. Кулябин с самого начала своей деятельности не скрывал установки на массовый театр («Спектакль - товар, и его нужно продвигать на рынок», «Спектакль должен продаваться», «Театр должен жить по средствам», «Театр существует для народа» и т. д.). Рыбкин с его рискованными авангардно-модерновыми экспериментами, поисками новых путей в искусстве и и проч. под определение «кассовый театр», «массовый спектакль» совсем не подходил.

Кулябин (из интервью «ВН»): «Не забывайте, мы работаем для зрителей, а не для удовлетворения собственных творческих амбиций. Театр существует на средства налогоплательщиков, а значит, наш заказчик - народ. И если народ на спектакли какого-то режиссера не идет, то спектакли надо снимать, а режиссера увольнять. Театр должен жить по средствам...»

Рыбкин: «Спектакль, конечно, должен продаваться, но тут все не так просто. Видимо, должны быть разные спектакли, в том числе и спектакли и для народа (от этого нам никуда не уйти - театр находится в достаточно сложной экономической ситуации, как практически все театры в России). Но и отказываться от своих завоеваний и достижений мы не должны. Учитывать интересы зрителей - это, конечно, хорошо, правильно и здорово. Но театр должен, кроме того, решать какие-то свои эстетические, творческие задачи, если этого не будет - тогда и театра не будет... Есть масса развлекательных заведений, их и так достаточно много. Функции театра иные...

На первом этапе своего директорства Кулябин был готов поделить театральное пространство поровну - сцену, репертуар оставить за главным режиссером, финансы - за собой. Утопичность этой установки была тоже очевидна сразу.

Между прочим, уже прошлый театральный сезон театр мог начать без Олега Рыбкина, который тогда всерьез намеревался уходить, находя ситуацию безнадежной. Но, как говорил известный политический деятель, тогда удалось «прийти к консенсусу».

Рыбкин экспериментировал, приглашенные режиссеры ставили спектакли попроще. Однако «Роберто Зукко», психологический триллер с главным героем маньяком-убийцей, нарушил это хрупкое равновесие и стал последней каплей, переполнившей чашу терпения директора.

Впрочем, если рассуждать здраво, не будь «Зукко», то через три месяца все равно наступило бы 28 июня - срок окончания действия контракта Олега Рыбкина с театром. Контракт заключался еще при прежнем директоре Галине Булгаковой. Теперь договариваться пришлось бы с тем же Кулябиным и на его условиях. Рыбкин вообще полагает, что сам принцип заключения договоров главрежей с директорами изначально порочен, как и сам принцип приглашения в театр директоров «сюрпризом», без согласования с коллективом. «Практика «без меня меня женили», как видим, не всегда заканчивается любовью.

Итак конфликт между театром режиссерским и театром директорским закончился в пользу театра директорского, продолжив длинный список «разводов» местных директоров театров с художественными руководителями, главрежами и главными дирижерами.

Может, при нынешней экономической ситуации, при нынешнем положении провинциальных театров и нелюбопытстве к ситуации городских властей это неизбежно? И менеджер с калькулятором просто не может не наступать на горло режиссерам-творцам? Тут, как говорится, не до жиру и не до экспериментов. Никуда не денешься от пресловутого «живи по средствам». А по средствам при нашей системе финансирования культуры это как? - не кушать ничего слаще морковки?

Идти на какие-то меры и поднимать актеров на баррикады Олег Рыбкин не намерен:

- Я не боец, не умею вести народ...

Впрочем, когда из театра увольнялся предыдущий главреж Алексей Серов, актеры «на баррикады» все-таки вышли. Однако разосланные в разные инстанции письма в защиту режиссера никакого возействия не имели. Повторят ли они этот опыт еще раз?

В ближайших планах Олега Рыбкина - поездка в Москву, куда он везет свой спектакль «Приглашение на казнь», поставленный в Омской драме и номинированный на «Золотую маску» за лучшую режиссуру. Далее в его планах - петербургский проект.

Напомним, что за время его работы в театре «Красный факел» трижды номинировался на «Золотую маску». Все три раза это были спектакли Олега Рыбкина.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: