Фото Александра СОЛОВЬЕВА |
В мэрии состоялось очередное заседание оргкомитета по подготовке стратегического плана развития Новосибирска. В нем, помимо специалистов мэрии, принимали участие ученые и представители технической и культурной интеллигенции города.
Речь шла о разработке новой управленческой концепции - маркетинга города, который должен стать основным инструментом стратегического городского планирования. Маркетинг становится жизненно необходимым в условиях конкуренции городов за инвестиции, он позволяет принимать более выверенные решения при выборе приоритетов развития, в ценообразовании, продвижении продукции на рынки, организовывать взаимовыгодный для городов обмен и т. д. Маркетинг городов широко распространен сегодня в европейских странах.
С помощью Института экономики СО РАН в качестве основы стратегии развития Новосибирска избраны 12 приоритетных направлений, которые можно назвать точками роста столицы Сибири. Сейчас руководство города хочет, чтобы ученые помогли провести маркетинговые исследования по этим направлениям - с помощью математически точных методик, которыми пользуется весь мир. Для этого прежде всего нужно провести сравнительный анализ наших достижений с достижениями других регионов. Сможем ли мы успешно конкурировать с той продукцией и теми услугами, на которые собираемся делать ставку. Скажем, насколько нужен нам международный аэропорт? Или, например, как успешнее конкурировать с Томском в области медицины и образования, где томичи неплохо смотрятся?
Необходимо посмотреть на точки роста Новосибирска и в системе мировых связей. Критериями маркетингового исследования могут быть доходность, емкость рынка и др. - это должны решить ученые. При этом стратегические планы, говорят специалисты маркетинга, должны совпадать с возможностями.
На совещании особое внимание обращалось на то, чтобы в маркетинговых исследованиях не забыть об общечеловеческих ценностях. Например, что следует сделать для того, чтобы Новосибирск остался лучшим в регионе в воспитании юных музыкантов и подготовке музыкальных специалистов? Ректор Новосибирской консерватории Евгений Гуренко считает, что прежде всего нужно сохранить консерваторию и создать условия для обучения иностранных студентов, которые позволяют консерватории зарабатывать средства на собственное содержание. Надо расширять набор магистрантов и аспирантов, пока это еще не успели сделать наши соседи. Если бы иметь хорошую гостиницу, можно создать международный центр подготовки специалистов музыки. Особенно охотно сегодня едут учиться в Новосибирскую консерваторию молодые люди из Южной Кореи. За лучшее в мире образование, по словам ректора консерватории, им приходится платить вдвое меньше, чем в музыкальных вузах других стран.
Специалисты мэрии считают, что маркетинг позволит сделать стратегический план Новосибирска более обоснованным. С помощью известных в мире маркетинговых методик мы должны точно понять, куда лучше везти свою продукцию и по какой цене, что нам принадлежит вечно, а где нужно торопиться, чтобы не отстать. Работники мэрии обеспечат специалистов по маркетингу всеми необходимыми для анализа материалами по Новосибирску, а с помощью областного комитета статистики - и по ряду других городов Сибири. Свои первые оценки ученые, занимающиеся маркетингом, планируют представить в мэрию уже в марте.