Новосибирск 1.5 °C

И цивилизованный рынок, и доходы в бюджет

21.03.2002 00:00:00

На таком микрорынке и покупки делать приятно

 Департамент потребительского рынка и земельных отношений в мэрии самый молодой - создан он всего два года назад. Потребовала этого сама жизнь - сфера, на которую распространяется деятельность этого структурного подразделения мэрии, в рыночных условиях изменяется быстро - пожалуй, как никакая другая. О том, что удалось сделать в минувшем году и каковы планы на год текущий, мы говорим с директором департамента Валерием Марьясовым.

- Валерий Георгиевич, какой из итогов года вы считаете главным?

- Прежде всего тот, что департамент окончательно сформировался. Год стал проясняющим правильность направлений, которые были выбраны в качестве основных. Дело в том, что департамент становится не только выполняющим социальные функции, как было прежде, но и зарабатывающим деньги для бюджета. То есть в полном смысле слова отраслевой, управляющий отраслью. В частности, потребительским рынком. Основная содержательная работа, которая ведется департаментом и итоги которой заметны каждому горожанину, ведется именно через управление потребительского рынка и услуг.

- По каким основным направлениям шла работа?

- Их как минимум три. Первое связано с совершенствованием нормативно-правовой базы, касающейся деятельности предприятий потребительского рынка. Второе - с необходимостью вывести муниципальные предприятия, которые нами управляются, из зоны безубыточности. Ведь раньше как бы подразумевалось, что предприятия, выполняющие социальные функции, связанные с услугами бань, погребением, торговым обслуживанием и т. д., контингент малоимущих, автоматически могут рассчитывать на поддержку бюджета, на льготные условия. Естественно, они были дотационными.

- И что произошло?

Директор департамента потребительского рынка и земельных отношений Валерий Марьясов
 - Мы поставили задачу: сохранить льготы, но при этом вывести основные предприятия на уровень безубыточности. За счет чего? За счет общей экономической эффективности, организационных изменений на этих предприятиях, за счет серьезной работы по снижению издержек, по оптимизации самого процесса управления и работы. И сегодня задача решена. Есть отдельные убыточные предприятия, но за счет улучшения общей экономики муниципальное хозяйство в целом стало рентабельным.

- Мы не сказали еще об одном важном направлении работы управления.

- Оно связано с упорядочением мелкорозничной торговли, в том числе на рынках, микрорынках. Здесь может быть наиболее заметны изменения, которые произошли в городе. Отдельно стоящие, в том числе и на центральных магистралях города, киоски и трейлеры - это уже прошлое. Осталось, правда, несколько десятков киосков, у которых еще не закончились договоры аренды. Но к лету постановление мэра об упорядочении мелкорозничной торговли будет выполнено на все сто процентов.

- Многие жители оценили положительно исчезновение с улиц разномастных ларьков и киосков. Но вряд ли в большом восторге были предприниматели.

- Сегодня есть две проблемы в развитии предпринимательства, в том числе и в этой сфере. Это, во-первых, проблема легитимности их деятельности и легальности доходов. Для мелкой розницы проблема наиболее актуальна: с этим связан весь комплекс нарушений в данной сфере - правил торговли, сроков хранения, условий реализации и т. д. А вторая проблема, которая нас сильно волнует и в связи с которой, действительно, возникали разногласия с предпринимателями: насколько сегодня существующие и применяемые нами правила законны. Поэтому законодательная база была одним из моментов, по которым пришлось разбираться с предпринимателями, в том числе и через суды.

Наша позиция такова: дискуссии на эту тему можно вести, исходя из главного критерия - стало ли в результате наших действий лучше потребителям. Мы считаем, что стало. Хотя кое-кто по-прежнему нас убеждает, что было удобно: стоял киоск около дома, человек подошел, купил. На самом деле подошел и купил недоброкачественную, никем не контролируемую продукцию.

- А цены? Для малообеспеченных горожан это серьезный аргумент «за».

- Далеко не всегда в киосках они были минимальными, это иллюзия. На продукты, которые интересуют бабушек и дедушек, цены в стационарном магазине и на цивилизованном, организованном рынке приблизительно одни и те же. Другое дело, что «киосочники» экономили на налогах, на накладных расходах (завозили, например, колбасные изделия сразу на весь день и хранили их без холодильников и т. п.). Такие условия и позволяли им считать это дело для себя выгодным, а для народа приемлемым. Надо ли говорить, что мелкая розница, где сложнее наладить контроль, лидирует в статистике обсчетов, обвесов, реализации некачественных продуктов.

Именно забота о населении заставляет нас сегодня искать формы такой организации торговли, где она была бы подконтрольной. И где любой потребитель имел бы возможность вернуть недоброкачественную продукцию, а сам процесс покупки доставлял бы удобство и удовольствие.

- Отдельно стоящие киоски перекочевывают на микрорынки. А как будут развиваться они?

- Сказать, что мы так и хотели - собрать вместе разномастные киоски и назвать их микрорынком - неправильно. И поэтому следующий этап (и мы в этом направлении сейчас активно работаем) - все рынки и микрорынки привести в соответствие с требованиями, которые предъявляются другим постановлением мэра, определяющим порядок их организации и работы. Это задача на 2002 год. Чтобы создать условия для торгующих и для покупателей, вероятно, микрорынки должны быть подведены под крышу павильонов либо более капитальных сооружений.

- Строиться они будут за счет средств инвесторов?

- В основном да. После чего инвесторы будут предоставлять в аренду торговые места на этих площадках. Такие примеры есть. В Заельцовском районе, на площади Калинина, появились два микрорынка, которые соответствуют современным стандартам и по внешнему виду, и по организации торговли. Но есть и опыт (и мы будем его поддерживать) создания муниципальных рынков. Это означает, что за счет средств инвесторов будет создаваться муниципальная собственность. Муниципалитет в этом также участвует, формы участия сейчас разрабатываются. В этом случае инвестор получит преимущественное право взять в аренду рынок и организовывать здесь торговлю уже как арендатор муниципального имущества. Такая схема будет реализовываться в наиболее масштабном проекте этого года - в создании Гусинобродского торгового комплекса. Именно этот торговый комплекс муниципалитета должен стать примером организации торговли управляемой и, что самое главное, удобной и для торгующих, и для покупателей.

- Видимо, и подконтрольной. Ведь не секрет, что через крупные торговые площадки проходят те самые теневые доходы, которые не так просто взять.

- Шаги в этом направлении мы уже сделали. По нашему положению об организации рынков их руководители обязаны ежемесячно передавать в налоговые органы информацию обо всех, кому они предоставляют в аренду торговые места. А получить возможность торговать на рынке предприниматель может, только предъявив документ, свидетельствующий, что он заплатил налог на вмененный доход, что он зарегистрирован как ЧП и т. д. То есть сама система отчетности позволяет сегодня контролировать, кто, где и чем торгует. Предприниматель становится более прозрачен для всех фискальных органов. Что означает: ему в данной ситуации выгоднее заплатить налоги и спать спокойно. А это позволяет надеяться, что часть финансовых потоков будет добровольно выведена из тени.

- И уже можно говорить о конкретных цифрах?

- Назову лишь несколько. В 2001 году ежемесячно вставало на учет в налоговых органах на 200-300 субъектов предпринимательской деятельности больше, чем в 2000 году. По оценкам ГНИ, зарегистрированными являются сегодня 90-95% торгующих на рынках. В результате, поступления единого налога на вмененный доход от предпринимателей, арендующих места на рынках города, увеличились в 2001 году в два раза.

Но есть и еще один результат этой работы. Он важен для тысяч новосибирцев, работающих на рынках продавцами. Они должны получать нормально свою зарплату, «белую», должны, как и работающие на предприятиях, иметь социальные гарантии (больничные, отпуска и т. д.). Должны знать, что с их зарплаты идут отчисления в Пенсионный фонд, и поэтому старость не будет нищей. Да, это увеличит издержки у предпринимателя, снизит, может быть, его прибыль. Но, с другой стороны, заставит, как и любого в условиях рынка, искать экономические пути снижения издержек.

Создавая в Новосибирске цивилизованные условия торговли, городская власть тем самым решает целый комплекс проблем. Удобство для продавцов и покупателей - раз. Вывод налогов из тени - два. Создание социальных гарантий для наемных работников, которые их сегодня не всегда имеют, - три. А еще развитие и эффективное использование муниципальной собственности, облагораживание внешнего вида города и т. д. По всем этим направлениям департаменту очень многое предстоит сделать.

- Еще одна сфера, подконтрольная департаменту, - рынок наружной рекламы.

Реклама - это не только доходы в бюджет, но и украшение города
 - Это достаточно новое направление работы. У России вообще опыт в рекламном деле незначительный, поэтому в законодательном плане остается еще много неясностей. Но я считаю, что система работы на этом рынке сформировалась у нас изначально при каком-то осмысленном подходе, и серьезных ошибок при рекламном оформлении города все-таки не допущено. Нет сегодня необходимости что-то активно спиливать, перемещать, как это было с киосками. В нормативно-правовом плане, по уровню доходов, подходов к оформлению Новосибирск сегодня уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу. Мы уверены, что сумеем использовать на пользу бюджету этот ресурс и так использовать, чтобы не создавать напряженности в отношениях с рекламодателями.

- Было время, когда в городе обнаруживались рекламные щиты, нигде никем не учтенные и без всякого разрешения установленные. С этим покончено?

- Проблема есть, хотя таких щитов немного. Хозяева их или исчезли, или маскируются, но так или иначе выявляются. Для этого и существует в мэрии комиссия по наружной рекламе. По сегодняшним правилам конструкции подлежат демонтажу, если их хозяева не обнаружатся или они есть, но не желают выполнять установленные требования. Главное - нам удалось убедить, в том числе и рекламистов, и создать прецедент в Арбитражном суде, что мы имеем право демонтировать то, что не оплачивается или размещено без разрешения.

- Контроль с вашей стороны стал жестче?

- Правильнее сказать, что сегодня мы полностью владеем ситуацией на рекламном рынке города. Нам удалось проинвентаризировать все рекламное хозяйство и поставить его под бухгалтерский контроль, восстановить, где это было нарушено, систему договорных отношений, ввести ее в четкое и контролируемое русло. Что и дало возможность в 2001 году получить доходы в размере более 42 млн рублей. Это показатель, по которому средства городского бюджета приросли наибольшим образом: за год - втрое.

В 2002 году задание нам увеличено до 65 млн. Мы надеемся, повлияет на эту величину то, что мы будем проводить больше конкурсов и аукционов на размещение рекламных щитов в тех местах, которые пользуются наибольшим спросом.

- Некоторые горожане опасаются, что центр окончательно будет застолблен рекламными щитами. Не будет ли в погоне за доходами механически увеличиваться их количество?

- Не будет. Больше щитов, чем сегодня, здесь уже не появится. Прирост будет только в отдаленных районах, а в центре должна появиться реклама на фасадах, на зданиях, сложная реклама. Мы сейчас готовимся к освоению улицы Советской в качестве места размещения растяжек - сегодня их в городе мало. Тесно сотрудничаем с управлением архитектуры, где разрабатывается концепция рекламного оформления города. Будем готовить специальную программу к 110-летию Новосибирска. Будем искать специальные варианты, как экономически заинтересовать рекламистов делать технически сложную рекламу, с освещением. Вносим предложения по изменению положений в правилах размещения рекламы. Снижаем, например, базовый коэффициент на размещение освещенной рекламы в спальных районах, наиболее непривлекательных.

Другими словами, мы сегодня работаем над тем, чтобы выполнить бюджетное задание и при этом не уставить улицы частоколом щитов, а сделать наружную рекламу украшением города.

- В названии вашего департамента есть приставка «...и земельных отношений».

- Все, что связано с земельными отношениями, стало особенно актуальным после недавнего принятия Земельного кодекса. Появилась возможность купли-продажи земли. И возможность спекулировать земельными участками, поскольку система экономического зонирования, которая сегодня существует, неадекватна рыночной оценке земли. Сегодня один га земли в районе Гусинобродского шоссе и тот же один га в Кировском районе несоизмеримы по своей коммерческой отдаче. И новый земельный кодекс позволяет нам за счет конкурсов, аукционов и продажи земельных участков этот пробел исправить и продавать землю или право аренды земли именно в соответствии с рыночным спросом.

Вместе с тем, у нас в руках появился механизм, который позволяет экономическими способами вытеснять из центра города промышленность, у неэффективных собственников изымать участки, которые не используются по многу лет. И экономически стимулировать строительство недорогого социального жилья, размещение его в местах, которые должны осваиваться как массовая застройка. Экономически невыгодной в новых условиях должна стать точечная застройка, а выгодным - уход в новые районы, которые сегодня подготовлены, но куда достаточно сложно зайти одному застройщику.

После появления земельного законодательства в современном рыночном понимании нашей землей заинтересовались иностранные инвесторы. В первую очередь торговые фирмы, но, думаю, появятся и производственные, и банковские структуры. К нам уже обратились международные торговые сети, очень крупные, известные, имеющие тысячи магазинов по всему миру, которые хотели бы купить здесь землю для размещения гипермаркетов, торгово-развлекательных комплексов.

Это как раз к вопросу о том, что мы заинтересованы уводить рыночную торговлю в отдаленные районы, где недостаточно стационарной сети, а центральную часть города освобождать и облагораживать за счет нового строительства. Уже сейчас этот процесс не стоит на месте - в 2001 году было сдано 30 тысяч кв. метров новых торговых площадей. Это очень немало - фактически три ГУМа.

- Кстати, о ГУМе. Многих волнует, не грозит ли ему переход в частные руки?

- ГУМ как был муниципальным, так и остается. А вот способы увеличения его доходов при существующей организационно-правовой форме мы ищем. По решению городского Совета сейчас изменены условия сдачи здесь в аренду торговых площадей. Сдаваться будет более двух тысяч кв. метров. Однако судьба ГУМа связана еще и с освоением площадки, которая к нему прилегает. Жизнь не стоит на месте, появляются новые технологии, в город приходят международные сети, которые будут строить современные магазины, и ГУМ может морально и физически устареть, если его не развивать. Поэтому, если мы хотим сохранить ГУМ как муниципальный имущественный комплекс, имеющий рыночную стоимость, ее нельзя терять. Есть предложение на базе площадки, которая прилегает к магазину, создать муниципальный имущественный торговый комплекс. Здесь появятся современные торговые площади, заведения культурно-развлекательного характера. Сюда можно будет приходить семьями - и отдохнуть, и сделать покупки.

- Судьба барахолки рядом с ГУМом предрешена?

- Она предрешена хотя бы тем, что строительство ДК, на площадке которого она размещается, должно быть завершено в 2004 году. И никаких других в центральной части города больше создаваться не будет. С другой стороны, раз есть спрос на барахолки, мы будем давать ей возможность существования. Где? Решение будет принято в самое ближайшее время, и мы начнем готовить площадку, скорее всего в Ленинском районе. Я считаю, что к 110-й годовщине Новосибирска мы должны это сделать.

- Решен ли окончательно вопрос о переносе в Кировский район автомобильного рынка с Гусинобродского шоссе?

- Уже есть отвод земельного участка, там ведутся подготовительные работы и по мере подготовки площадки рынок будет перенесен. Мы планируем, что это произойдет в мае.

- Какие еще перемены ждут гусинобродскую торговую площадку?

- Торговля товарами народного потребления здесь останется, но она должна изменить свой внешний облик. Конечно, это не произойдет в одночасье. Сначала, на переходном этапе, появятся торговые комплексы, которые будут еще без тепла, но уже с инфраструктурой, с туалетами, с водой, под крышей. Мы надеемся, что первые результаты будут уже в этом году. Разумеется, все зависит от финансовых возможностей, поскольку проект должен быть окупаем. В этом и состоит основная задача: проводя реорганизацию, не распугать торговцев, а наоборот, сохранить торговлю, увеличить доходы бюджета. И создать в результате максимум удобств и для продавцов, и для покупателей.

- Если говорить о доходах, оправдались ли надежды на их получение в связи с реорганизацией МУП «Вещевой рынок» в ОАО «Гусинобродское»?

- Главная задача, которая ставилась при реорганизации, - увеличить доходы в бюджет от деятельности этого конкретного предприятия. Их величина ни департамент, ни мэрию не устраивала. Задача решена. Сегодня мы имеем принципиально иной уровень ежемесячных доходов только за счет изменения организационно-правовой формы предприятия. Эти доходы в три-четыре раза выше.

На 2002 год для ОАО «Гусинобродское» установлено бюджетное задание в 60 млн рублей. Мы его выполним, безусловно. А если начнется реконструкция, о которой я говорил, точнее активная реализация той концепции, которая сейчас предлагается, то цифра может существенно измениться. Естественно, в сторону увеличения.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: