На таком микрорынке и покупки делать приятно |
Департамент потребительского рынка и земельных отношений в мэрии самый молодой - создан он всего два года назад. Потребовала этого сама жизнь - сфера, на которую распространяется деятельность этого структурного подразделения мэрии, в рыночных условиях изменяется быстро - пожалуй, как никакая другая. О том, что удалось сделать в минувшем году и каковы планы на год текущий, мы говорим с директором департамента Валерием Марьясовым.
- Валерий Георгиевич, какой из итогов года вы считаете главным?
- Прежде всего тот, что департамент окончательно сформировался. Год стал проясняющим правильность направлений, которые были выбраны в качестве основных. Дело в том, что департамент становится не только выполняющим социальные функции, как было прежде, но и зарабатывающим деньги для бюджета. То есть в полном смысле слова отраслевой, управляющий отраслью. В частности, потребительским рынком. Основная содержательная работа, которая ведется департаментом и итоги которой заметны каждому горожанину, ведется именно через управление потребительского рынка и услуг.
- По каким основным направлениям шла работа?
- Их как минимум три. Первое связано с совершенствованием нормативно-правовой базы, касающейся деятельности предприятий потребительского рынка. Второе - с необходимостью вывести муниципальные предприятия, которые нами управляются, из зоны безубыточности. Ведь раньше как бы подразумевалось, что предприятия, выполняющие социальные функции, связанные с услугами бань, погребением, торговым обслуживанием и т. д., контингент малоимущих, автоматически могут рассчитывать на поддержку бюджета, на льготные условия. Естественно, они были дотационными.
- И что произошло?
Директор департамента потребительского рынка и земельных отношений Валерий Марьясов |
- Мы не сказали еще об одном важном направлении работы управления.
- Оно связано с упорядочением мелкорозничной торговли, в том числе на рынках, микрорынках. Здесь может быть наиболее заметны изменения, которые произошли в городе. Отдельно стоящие, в том числе и на центральных магистралях города, киоски и трейлеры - это уже прошлое. Осталось, правда, несколько десятков киосков, у которых еще не закончились договоры аренды. Но к лету постановление мэра об упорядочении мелкорозничной торговли будет выполнено на все сто процентов.
- Многие жители оценили положительно исчезновение с улиц разномастных ларьков и киосков. Но вряд ли в большом восторге были предприниматели.
- Сегодня есть две проблемы в развитии предпринимательства, в том числе и в этой сфере. Это, во-первых, проблема легитимности их деятельности и легальности доходов. Для мелкой розницы проблема наиболее актуальна: с этим связан весь комплекс нарушений в данной сфере - правил торговли, сроков хранения, условий реализации и т. д. А вторая проблема, которая нас сильно волнует и в связи с которой, действительно, возникали разногласия с предпринимателями: насколько сегодня существующие и применяемые нами правила законны. Поэтому законодательная база была одним из моментов, по которым пришлось разбираться с предпринимателями, в том числе и через суды.
Наша позиция такова: дискуссии на эту тему можно вести, исходя из главного критерия - стало ли в результате наших действий лучше потребителям. Мы считаем, что стало. Хотя кое-кто по-прежнему нас убеждает, что было удобно: стоял киоск около дома, человек подошел, купил. На самом деле подошел и купил недоброкачественную, никем не контролируемую продукцию.
- А цены? Для малообеспеченных горожан это серьезный аргумент «за».
- Далеко не всегда в киосках они были минимальными, это иллюзия. На продукты, которые интересуют бабушек и дедушек, цены в стационарном магазине и на цивилизованном, организованном рынке приблизительно одни и те же. Другое дело, что «киосочники» экономили на налогах, на накладных расходах (завозили, например, колбасные изделия сразу на весь день и хранили их без холодильников и т. п.). Такие условия и позволяли им считать это дело для себя выгодным, а для народа приемлемым. Надо ли говорить, что мелкая розница, где сложнее наладить контроль, лидирует в статистике обсчетов, обвесов, реализации некачественных продуктов.
Именно забота о населении заставляет нас сегодня искать формы такой организации торговли, где она была бы подконтрольной. И где любой потребитель имел бы возможность вернуть недоброкачественную продукцию, а сам процесс покупки доставлял бы удобство и удовольствие.
- Отдельно стоящие киоски перекочевывают на микрорынки. А как будут развиваться они?
- Сказать, что мы так и хотели - собрать вместе разномастные киоски и назвать их микрорынком - неправильно. И поэтому следующий этап (и мы в этом направлении сейчас активно работаем) - все рынки и микрорынки привести в соответствие с требованиями, которые предъявляются другим постановлением мэра, определяющим порядок их организации и работы. Это задача на 2002 год. Чтобы создать условия для торгующих и для покупателей, вероятно, микрорынки должны быть подведены под крышу павильонов либо более капитальных сооружений.
- Строиться они будут за счет средств инвесторов?
- В основном да. После чего инвесторы будут предоставлять в аренду торговые места на этих площадках. Такие примеры есть. В Заельцовском районе, на площади Калинина, появились два микрорынка, которые соответствуют современным стандартам и по внешнему виду, и по организации торговли. Но есть и опыт (и мы будем его поддерживать) создания муниципальных рынков. Это означает, что за счет средств инвесторов будет создаваться муниципальная собственность. Муниципалитет в этом также участвует, формы участия сейчас разрабатываются. В этом случае инвестор получит преимущественное право взять в аренду рынок и организовывать здесь торговлю уже как арендатор муниципального имущества. Такая схема будет реализовываться в наиболее масштабном проекте этого года - в создании Гусинобродского торгового комплекса. Именно этот торговый комплекс муниципалитета должен стать примером организации торговли управляемой и, что самое главное, удобной и для торгующих, и для покупателей.
- Видимо, и подконтрольной. Ведь не секрет, что через крупные торговые площадки проходят те самые теневые доходы, которые не так просто взять.
- Шаги в этом направлении мы уже сделали. По нашему положению об организации рынков их руководители обязаны ежемесячно передавать в налоговые органы информацию обо всех, кому они предоставляют в аренду торговые места. А получить возможность торговать на рынке предприниматель может, только предъявив документ, свидетельствующий, что он заплатил налог на вмененный доход, что он зарегистрирован как ЧП и т. д. То есть сама система отчетности позволяет сегодня контролировать, кто, где и чем торгует. Предприниматель становится более прозрачен для всех фискальных органов. Что означает: ему в данной ситуации выгоднее заплатить налоги и спать спокойно. А это позволяет надеяться, что часть финансовых потоков будет добровольно выведена из тени.
- И уже можно говорить о конкретных цифрах?
- Назову лишь несколько. В 2001 году ежемесячно вставало на учет в налоговых органах на 200-300 субъектов предпринимательской деятельности больше, чем в 2000 году. По оценкам ГНИ, зарегистрированными являются сегодня 90-95% торгующих на рынках. В результате, поступления единого налога на вмененный доход от предпринимателей, арендующих места на рынках города, увеличились в 2001 году в два раза.
Но есть и еще один результат этой работы. Он важен для тысяч новосибирцев, работающих на рынках продавцами. Они должны получать нормально свою зарплату, «белую», должны, как и работающие на предприятиях, иметь социальные гарантии (больничные, отпуска и т. д.). Должны знать, что с их зарплаты идут отчисления в Пенсионный фонд, и поэтому старость не будет нищей. Да, это увеличит издержки у предпринимателя, снизит, может быть, его прибыль. Но, с другой стороны, заставит, как и любого в условиях рынка, искать экономические пути снижения издержек.
Создавая в Новосибирске цивилизованные условия торговли, городская власть тем самым решает целый комплекс проблем. Удобство для продавцов и покупателей - раз. Вывод налогов из тени - два. Создание социальных гарантий для наемных работников, которые их сегодня не всегда имеют, - три. А еще развитие и эффективное использование муниципальной собственности, облагораживание внешнего вида города и т. д. По всем этим направлениям департаменту очень многое предстоит сделать.
- Еще одна сфера, подконтрольная департаменту, - рынок наружной рекламы.
Реклама - это не только доходы в бюджет, но и украшение города |
- Было время, когда в городе обнаруживались рекламные щиты, нигде никем не учтенные и без всякого разрешения установленные. С этим покончено?
- Проблема есть, хотя таких щитов немного. Хозяева их или исчезли, или маскируются, но так или иначе выявляются. Для этого и существует в мэрии комиссия по наружной рекламе. По сегодняшним правилам конструкции подлежат демонтажу, если их хозяева не обнаружатся или они есть, но не желают выполнять установленные требования. Главное - нам удалось убедить, в том числе и рекламистов, и создать прецедент в Арбитражном суде, что мы имеем право демонтировать то, что не оплачивается или размещено без разрешения.
- Контроль с вашей стороны стал жестче?
- Правильнее сказать, что сегодня мы полностью владеем ситуацией на рекламном рынке города. Нам удалось проинвентаризировать все рекламное хозяйство и поставить его под бухгалтерский контроль, восстановить, где это было нарушено, систему договорных отношений, ввести ее в четкое и контролируемое русло. Что и дало возможность в 2001 году получить доходы в размере более 42 млн рублей. Это показатель, по которому средства городского бюджета приросли наибольшим образом: за год - втрое.
В 2002 году задание нам увеличено до 65 млн. Мы надеемся, повлияет на эту величину то, что мы будем проводить больше конкурсов и аукционов на размещение рекламных щитов в тех местах, которые пользуются наибольшим спросом.
- Некоторые горожане опасаются, что центр окончательно будет застолблен рекламными щитами. Не будет ли в погоне за доходами механически увеличиваться их количество?
- Не будет. Больше щитов, чем сегодня, здесь уже не появится. Прирост будет только в отдаленных районах, а в центре должна появиться реклама на фасадах, на зданиях, сложная реклама. Мы сейчас готовимся к освоению улицы Советской в качестве места размещения растяжек - сегодня их в городе мало. Тесно сотрудничаем с управлением архитектуры, где разрабатывается концепция рекламного оформления города. Будем готовить специальную программу к 110-летию Новосибирска. Будем искать специальные варианты, как экономически заинтересовать рекламистов делать технически сложную рекламу, с освещением. Вносим предложения по изменению положений в правилах размещения рекламы. Снижаем, например, базовый коэффициент на размещение освещенной рекламы в спальных районах, наиболее непривлекательных.
Другими словами, мы сегодня работаем над тем, чтобы выполнить бюджетное задание и при этом не уставить улицы частоколом щитов, а сделать наружную рекламу украшением города.
- В названии вашего департамента есть приставка «...и земельных отношений».
- Все, что связано с земельными отношениями, стало особенно актуальным после недавнего принятия Земельного кодекса. Появилась возможность купли-продажи земли. И возможность спекулировать земельными участками, поскольку система экономического зонирования, которая сегодня существует, неадекватна рыночной оценке земли. Сегодня один га земли в районе Гусинобродского шоссе и тот же один га в Кировском районе несоизмеримы по своей коммерческой отдаче. И новый земельный кодекс позволяет нам за счет конкурсов, аукционов и продажи земельных участков этот пробел исправить и продавать землю или право аренды земли именно в соответствии с рыночным спросом.
Вместе с тем, у нас в руках появился механизм, который позволяет экономическими способами вытеснять из центра города промышленность, у неэффективных собственников изымать участки, которые не используются по многу лет. И экономически стимулировать строительство недорогого социального жилья, размещение его в местах, которые должны осваиваться как массовая застройка. Экономически невыгодной в новых условиях должна стать точечная застройка, а выгодным - уход в новые районы, которые сегодня подготовлены, но куда достаточно сложно зайти одному застройщику.
После появления земельного законодательства в современном рыночном понимании нашей землей заинтересовались иностранные инвесторы. В первую очередь торговые фирмы, но, думаю, появятся и производственные, и банковские структуры. К нам уже обратились международные торговые сети, очень крупные, известные, имеющие тысячи магазинов по всему миру, которые хотели бы купить здесь землю для размещения гипермаркетов, торгово-развлекательных комплексов.
Это как раз к вопросу о том, что мы заинтересованы уводить рыночную торговлю в отдаленные районы, где недостаточно стационарной сети, а центральную часть города освобождать и облагораживать за счет нового строительства. Уже сейчас этот процесс не стоит на месте - в 2001 году было сдано 30 тысяч кв. метров новых торговых площадей. Это очень немало - фактически три ГУМа.
- Кстати, о ГУМе. Многих волнует, не грозит ли ему переход в частные руки?
- ГУМ как был муниципальным, так и остается. А вот способы увеличения его доходов при существующей организационно-правовой форме мы ищем. По решению городского Совета сейчас изменены условия сдачи здесь в аренду торговых площадей. Сдаваться будет более двух тысяч кв. метров. Однако судьба ГУМа связана еще и с освоением площадки, которая к нему прилегает. Жизнь не стоит на месте, появляются новые технологии, в город приходят международные сети, которые будут строить современные магазины, и ГУМ может морально и физически устареть, если его не развивать. Поэтому, если мы хотим сохранить ГУМ как муниципальный имущественный комплекс, имеющий рыночную стоимость, ее нельзя терять. Есть предложение на базе площадки, которая прилегает к магазину, создать муниципальный имущественный торговый комплекс. Здесь появятся современные торговые площади, заведения культурно-развлекательного характера. Сюда можно будет приходить семьями - и отдохнуть, и сделать покупки.
- Судьба барахолки рядом с ГУМом предрешена?
- Она предрешена хотя бы тем, что строительство ДК, на площадке которого она размещается, должно быть завершено в 2004 году. И никаких других в центральной части города больше создаваться не будет. С другой стороны, раз есть спрос на барахолки, мы будем давать ей возможность существования. Где? Решение будет принято в самое ближайшее время, и мы начнем готовить площадку, скорее всего в Ленинском районе. Я считаю, что к 110-й годовщине Новосибирска мы должны это сделать.
- Решен ли окончательно вопрос о переносе в Кировский район автомобильного рынка с Гусинобродского шоссе?
- Уже есть отвод земельного участка, там ведутся подготовительные работы и по мере подготовки площадки рынок будет перенесен. Мы планируем, что это произойдет в мае.
- Какие еще перемены ждут гусинобродскую торговую площадку?
- Торговля товарами народного потребления здесь останется, но она должна изменить свой внешний облик. Конечно, это не произойдет в одночасье. Сначала, на переходном этапе, появятся торговые комплексы, которые будут еще без тепла, но уже с инфраструктурой, с туалетами, с водой, под крышей. Мы надеемся, что первые результаты будут уже в этом году. Разумеется, все зависит от финансовых возможностей, поскольку проект должен быть окупаем. В этом и состоит основная задача: проводя реорганизацию, не распугать торговцев, а наоборот, сохранить торговлю, увеличить доходы бюджета. И создать в результате максимум удобств и для продавцов, и для покупателей.
- Если говорить о доходах, оправдались ли надежды на их получение в связи с реорганизацией МУП «Вещевой рынок» в ОАО «Гусинобродское»?
- Главная задача, которая ставилась при реорганизации, - увеличить доходы в бюджет от деятельности этого конкретного предприятия. Их величина ни департамент, ни мэрию не устраивала. Задача решена. Сегодня мы имеем принципиально иной уровень ежемесячных доходов только за счет изменения организационно-правовой формы предприятия. Эти доходы в три-четыре раза выше.
На 2002 год для ОАО «Гусинобродское» установлено бюджетное задание в 60 млн рублей. Мы его выполним, безусловно. А если начнется реконструкция, о которой я говорил, точнее активная реализация той концепции, которая сейчас предлагается, то цифра может существенно измениться. Естественно, в сторону увеличения.