Новосибирск 11.5 °C

Устоит ли наша молочная промышленность против соседей-конкурентов?

22.03.2002 00:00:00

 В администрации Новосибирской области состоялось совещание руководителей агропромышленного департамента и предприятий молочной промышленности. Основной вопрос - наметившаяся на новосибирском рынке экспансия продукции соседних регионов и возможные меры поддержки местных производителей.

В чем же причина столь острой обеспокоенности, если совсем недавно все было хорошо? Последние два года производство молока в Новосибирской области стабильно увеличивается: в 2000 году прибавили на восемь процентов, в 2001 - уже на двадцать. По темпам роста молочной отрасли мы вышли на первое место в России. В прошлом году область получила 100 тысяч литров молока в сутки дополнительно, в Ордынском районе достигнут уровень надоев по 19 литров в сутки с коровы - показатели впечатляющие! Не последнюю роль в экономическом подъеме сыграла грамотная ценовая политика областной администрации. На встрече с журналистами «Вечерки» губернатор Виктор Толоконский предельно ясно изложил свою позицию в отношении закупочных цен на продукцию наших сельхозпроизводителей: «Принципиально важно иметь стабильные цены. Можно изменить ценовые пропорции на рынке, но тогда, потеряв свое сельское хозяйство, мы будем вынуждены везти товары из-за границы завтра. Мы сделаем все, чтобы наша молочная продукция была высокорентабельной». Рентабельность сельхозпроизводства поддерживается высоким уровнем закупочных цен, и заинтересованность в этом власти вполне понятна и совершенно оправданна. Не менее важно соблюсти баланс интересов производителей и переработчиков молока. Пока это удавалось. Но в последнее время на рынке начинают проявляться тенденции, позволяющие говорить о наличии опасных «подводных камней».

Производство молока подчиняется сезонным колебаниям. Весной, с началом массового отела коров, надои начинают быстро расти, достигают своего пика в июне, а с августа по ноябрь неуклонно падают - животные тяжело переносят переход с летнего выпаса к стойловому содержанию. Параллельным курсом идут и закупочные цены на молочное сырье: летом, в период «большого молока», они снижаются, зимой, наоборот, тянутся вверх. Еще одна сезонная особенность - «несовпадение по фазе»: когда у сельхозпроизводителей много молока, его потребление в городе уменьшается. Действительно, в июльскую жару люди по преимуществу налегают на прохладительные напитки. Многие находятся в отпусках, пьют в деревне молочко прямо из-под коровки. Проверено годами - зимой (когда молока мало) продажи молочных продуктов выше. Излишек летнего молока переработчики сушат. Поэтому рынок сухого молока считается довольно точным индикатором состояния молочного рынка в целом: если много сухого молока, значит много молока вообще. Здесь и раздается первый сигнал тревоги: по итогам 2001 года Россия просто завалена сухим молоком!

Как могло случиться, что рынок затоварился, спрос упал и цены рухнули на 8-10 рублей ниже себестоимости, когда летом на это не было даже и намеков? В принципе, можно ответить, что летние и осенние запасы оказались слишком велики. Но это не так. По данным Госкомстата, в 2001 году валовой надой по стране вырос на 1,5-2%, что сравнимо со статистической погрешностью. Потребление конечного продукта переработки сухого молока, по крайней мере, не упало. Что же привело к провалу рынка? По мнению экспертов журнала «Молочная промышленность», причиной явилось резкое повышение закупочных цен на сырое молоко в России, из-за которого экспорт снизился на 5-8 тысяч тонн, поскольку стало невозможным продавать продукцию за рубеж. Это сухое молоко осталось на внутреннем рынке, но и здесь ситуация была не в пользу российских производителей. В этих условиях редкую расторопность проявили украинские и белорусские поставщики. Стоимость сырья на Украине и в Белоруссии на 15-20% ниже российского - еще бы, ведь братья-славяне живут и трудятся в таких климатических условиях, о которых мы можем только мечтать. Закон рынка: товар стремится туда, где за него больше дают. В результате к ноябрю все белорусское и часть украинского молока оказалось на российском рынке по более выгодной цене. Естественно, в наихудшем положении оказались российские производители, которые так и не смогли продать произведенную продукцию.

Для чего такой экскурс в большую экономику? Ситуация на молочном рынке Западной Сибири до боли напоминает только что изложенную. Средняя закупочная цена на молочное сырье в Новосибирской области 5,7 рубля за литр. Но под боком у нас находятся два сельскохозяйственных гиганта: Омская область и Алтайский край, где закупочные цены 4,2 и 4 рубля соответственно. Риторический вопрос: куда пойдет омское и алтайское молоко? Ответ совершенно очевиден - на дорогой новосибирский рынок. Некоторая часть попадет в Кемерово, Томск или Красноярск, где цены в среднем 4,9-5,1 рубля за литр, но большая часть осядет у нас. В ближайшее время в Новосибирске открывается представительство омского молочного завода «Манрос-М». В то же самое время попытки проникновения наших производителей на омский рынок встречают самый решительный отпор - цены местных производителей снижаются резко и сразу у всех. Губернатор Полежаев твердо придерживается протекционистской политики. Говорят, что это портит инвестиционный климат в области, но издалека судить об этом трудно.

Представляется, самым разумным выходом было бы снижение наших закупочных цен до уровня соседей-конкурентов. Это несколько снизит рентабельность молочного производства, зато поможет сохранить свои перерабатывающие предприятия, что, в конечном счете, гарантирует сельчанам надежный сбыт продукции и стабильный расчет за нее. В противном случае, отдав свой рынок «варягам», мы будем поддерживать своими деньгами не новосибирское, а омское или алтайское сельское хозяйство.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: