Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Жизнь подземная

22.03.2002
Исчезающие в вечном мраке поезда и поезда, из того же мрака возникающие: говорят, именно в метро у астрономов впервые появилась гипотеза о «черных дырах», куда пропадает вещество Вселенной. И над всем этим астрально-реальным подземным бытием - исполняющий обязанности бога Плутона на территории Новосибирска начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Владимир Кошкин.

Мягкая сибирская зима
привела метро к убыткам

Метро стало таким же символом Новосибирска, как оперный театр или вокзал

 Один из шести в России. По количеству станций - четвертый. По объему перевозок - третий. А за Уралом - первый и пока единственный. Это Новосибирский метрополитен сегодня, наше мраморное подземное царство.

Исчезающие в вечном мраке поезда и поезда, из того же мрака возникающие: говорят, именно в метро у астрономов впервые появилась гипотеза о «черных дырах», куда пропадает вещество Вселенной. И над всем этим астрально-реальным подземным бытием - исполняющий обязанности бога Плутона на территории Новосибирска начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Владимир Кошкин.

Владимир Кошкин: «Как живем? В жесткой конкуренции, прежде всего с наземными перевозчиками. В первые годы работы метрополитена линии городского транспорта, как известно, привязывались к нашим станциям. Теперь же, наоборот, создана мощная сеть маршрутов, дублирующих метро: по тому же Красному проспекту или проспекту Маркса, к примеру. С точки зрения потребностей пассажиров, может, так и надо, но если наши финансовые проблемы будут нарастать месяц за месяцем, то в конечном итоге ни городу, ни пассажирам от этого легче не будет...»

Да, на это у древних римлян с греками фантазии бы не хватило: подземное царство на самоокупаемости. Попади в такое дело, как кур в ощип, тот самый ихний бог Плутон - давно бы плюнул небожитель и трусливо смылся бы из номенклатуры Олимпа куда-нибудь в зарубежный рай завхозом. Нашим же метрополитеновским богам, равно как и простым работникам сибирского подземелья, отступать некуда. Хотя бы потому, что за ними не зажравшаяся на реформаторском пиру во время чумы Москва, а полтора миллиона земляков-горожан, которым надо передвигаться по родному городу - максимально быстро и независимо от капризов бабы-природы.

Владимир Кошкин: «Ну, о полной самоокупаемости пока, к счастью, никто не говорит. Вполне реальную помощь оказывает мэрия: в прошлом году приобрели рельсы для метромоста, в этом году будем их укладывать взамен отслуживших свое. При этом по договору с управлением пассажирских перевозок 200 тонн снятых рельсов передаем на трамвайные пути - наших нагрузок они уже не выдержат, а под трамваями еще поработают.

Тем не менее тревожные моменты есть - уже сегодня, к примеру, наши доходы от сдачи площадей в аренду засчитываются как бюджетное финансирование, чего нет больше ни в одном городе. В прошлом году мы заработали таким образом 16 миллионов рублей, в этом рассчитываем выйти на 20 миллионов. При этом только минимальная технологическая потребность прошлого года составила 83 миллиона рублей - остальное надо добирать за счет доходов от перевозки пассажиров».

Помнится, что когда еще полсотни лет назад американские астрономы запустили во Вселенную радиосигналом вопрос «Есть ли на вашей планете жизнь?», то два единственных пришедших инопланетных ответа были расшифрованы примерно одинаково: «Да какая это, на фиг, жизнь?» В этом плане первый сибирский метрополитен - малый сколочек с отечественного бытия, которое, увы, определяет отечественное сознание: убежденность в том, что основное достижение последних наших десяти лет, а именно всеобщая нищета, должна компенсироваться почти всеобщей халявой.

Несмотря на сегодняшние проблемы, Владимир Кошкин настроен оптимистически. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА
 Владимир Кошкин: «Давайте прикинем. Сегодня метрополитеном пользуются фактически три вида пассажиров: оплачивающие проезд полностью, студенты по студенческим проездным и те, кто ничего не платит. Тариф с 1995 года возрос в пять раз, а стоимость студенческого проездного - только в 3,2 раза: уже на этом мы теряем 6-7 миллионов рублей ежегодно. Чисто льготных пассажиров по федеральным и местным законам у нас примерно 37%. Итого только на них и на студентах по тарифу прошлого года в четыре рубля мы недобираем примерно 145 миллионов рублей».

Понятно, что о деньгах в приличном обществе говорить не принято, но все же сопоставьте эту цифру с приведенной выше необходимостью. Вот и получится, что, имей метрополитен ежегодную компенсацию за льготный проезд в полном объеме, наше подземное царство дотянулось бы своими лапами-тоннелями уже до Восточного жилмассива и Затулинки. Но если даже богатая Москва за проезд щедро ею облагодетельствованных граждан принципиально не платит - чего уж тут ждать от традиционно небогатой Новосибирской мэрии? Разве что повышения платы за вход в подземелье.

Владимир Кошкин: «Беда в том, что до бесконечности тариф повышать нельзя - начинается естественный отток платных пассажиров, и все возвращается на круги своя. Так и в последний раз: повысили стоимость жетона с четырех рублей до пяти, а доходы выросли в существенно меньшей пропорции: люди ушли на наземный транспорт. В целом, если брать «по головам», то максимум платных перевозок пришелся на 1993 год, затем в основном шло медленное падение. А что дальше? Эксплуатационные расходы ниже определенного уровня не снизишь, на безопасности движения тоже не сэкономишь.

В условиях конкуренции на экономике метрополитена сказывается даже изменение погоды. Казалось бы, какое нам дело до того, что творится над нами на земле? Ан нет: к примеру, в ноябре прошлого года платный пассажиропоток упал на 6% по сравнению с ноябрем предыдущего. Причина? Просто зима на сей раз оказалась мягкой: можно автобус или «маршрутку» на свежем воздухе подождать».

В последнее время у наших подземных тружеников появился еще один повод для зависти к наземному миру. Стоимость топлива на новосибирских заправках ползет вниз и вниз на радость всем транспортникам, в то время как тарифы на электроэнергию - увы. Не заплатил посланцам бога (или черта - не суть важно) Чубайса два с половиной миллиона рублей в месяц - и шагай пешком с фонариком по тоннелю. Хоть на тепловозы в метро переходи или на традиционную для Руси гужевую тягу: овес нынче дешевле киловатта.

Владимир Кошкин: «Конечно, мы не сдаемся - продумываем мероприятия по экономии электроэнергии. Возможно, придется увеличивать интервалы между поездами, но это опять же палка о двух концах: больше интервал - и пассажиры уходят. Сегодня большие средства необходимы на ремонт подвижного состава и эскалаторов - стараемся перенести эти работы, насколько можно, на свою базу, намного дешевле получается. Вовремя покрасили метромост - лечение обошлось бы куда дороже».

Спасибо научно-техническому прогрессу, благодаря которому для отопления метро установили электрокотлы. Посчитали очередную экономию - опять вышло немало. На чем еще сэкономить - может, урезать территорию? Не секрет, что станция станции рознь. Одно дело - тратиться на «Площадь Маркса», где в сутки проходит 22 тысячи пассажиров, другое - содержать станцию «Маршала Покрышкина», где желающих ежедневно прокатиться подземным образом аж впятеро меньше.

Владимир Кошкин: «Отнюдь. Законсервировать станцию намного дороже, чем держать ее в рабочем режиме. Да, конечно, нужна нам сегодня «Березовая роща» - пересадочный узел там резко оживил бы Дзержинскую линию. Нет уверенности, что сдадут ее, как обещали, в будущем году - но все же будем надеяться на лучшее.

Вообще немалая удача нашего метрополитена - в хорошей планировке относительно городских пассажиропотоков. Благодаря ей мы в Новосибирске ежедневно перевозим 200 тысяч пассажиров по 11 станциям, а, к примеру, нижегородцы - при 12 станциях - только 65 тысяч. Кстати, уже из этого наглядно видно, нужен ли метрополитен сибирякам».

Впрочем, не только мы это понимаем. Сегодня в небогатой России начато строительство метрополитенов в таких далеких и не похожих друга на друга точках, как Казань и Красноярск. Готов проект метро в Омске. На очереди - другие города. Да и сельский метрополитен для русского мужика не проблема: соединил лазами все погреба в деревне и шастай хоть к теще на блины, хоть к соседке в отсутствие соседа.

Но мы, думается, пожелаем успеха в борьбе за выживание нашему метро - пока единственному сибирскому и уже в силу этого неповторимому.

Резонанс
Новости
Самой красивой девочке России, которая живет в Новосибирске, сломали нос на уроке физкультуры. Мать ребенка возмутил тот факт, что ее дочери не оказали никакой помощи.
В избиении учеников обвиняют директора сельской школы под Колыванью. Адвокат бывшего директора утверждает, что в деле есть обратная сторона: его подзащитный, назначенный «варягом» в сельскую школу, сам стал жертвой интриг в женском педагогическом коллективе. Бывшему директору, недавно награжденному медалью ГУФСИН, теперь грозит внушительный срок.
Показательный снос незаконных построек устроили в Новосибирске. Как показывает практика, автомойки и шиномонтажки в частном секторе организуют сами жильцы, возводят целые предприятия, только ни с кем не согласовывают.
Этот район можно назвать особенным: на карте области трудно найти другое такое место, которое бы привлекало столько туристов. Но, по словам главы Сузунского района Лилии Некрасовой, живут здесь не только туризмом, хотя эта отрасль весьма перспективна. В районе производят зерно и молоко, перерабатывают сельхозпродукцию, развивают социальную сферу и верят в будущее.
На 25% увеличат размер страховой пенсии неработающим гражданам, живущим в сельской местности и имеющим сельскохозяйственный стаж не менее 30 лет. Новый закон предусматривает перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности неработающим пенсионерам. Об этом сообщает ОПФР по Новосибирской области.
Значительно вырастает количество аварий и травмированных на улицах новосибирцев во время сильного гололеда. В связи с этим МЧС рекомендует тщательно выбирать маршрут следования, брать с собой все необходимое на случай непредвиденной ситуации и выбирать правильную обувь.