Еще с советских времен есть такой анекдот. Встречаются два производителя чая. У одного народ чай покупает и даже хвалит. У другого - народ плюется. «В чем дело? - интересуется один производитель у другого, - как вы свой чай делаете?» - «Ну как? Косим сено...» - «И мы косим». - «Потом его сушим...» - «И мы сушим». - «Потом мелко рубим». - «Все правильно...» - «Потом добавляем немножко настоящего чая». - «Надо же! А мы-то не добавляем...»
На самом деле выбрать хороший чай среди сегодняшнего изобилия на прилавках - задача не менее сложная, чем при советском дефиците. Поскольку нынешний российский рынок наводнен подделками.
Итак, прежде чем купить коробочку заварки, прочтите, кто изготавливал чай. Если на коробочке лишь название фирмы-посредника, лучше воздержитесь от сомнительной покупки.
Срок годности чая - не более двух лет. Если чай «перележал», заварка начинает отдавать сеном. Между тем низкосортный, но свежий чай гораздо ароматнее и полезнее, чем «элитный», но старый.
Если судить по упаковкам, на наших рынках весь чай - высшего качества! Тем удивительнее, распаковав коробочку такого чая, увидеть непонятного цвета и запаха труху. Случается, на коробке с чаем есть и штрих-код, и латинский шрифт, и даже иероглифы, а чай все равно отдает веником. Уверяем вас, дорогие читатели, наши умельцы любые иероглифы срисовывать научились, не говоря уже о штрих-кодах. И пусть вас не завораживают надписи типа «Made in China» или «Made in India».
С Китаем все просто: там экспортом настоящего чая занимается только одна компания - «Китайская национальная импортно-экспортная компания чая и местных продуктов». Эта «авторская» надпись и должна быть указана на пачках чая. Экспорт централизован, поэтому никаких «Маде ин Чина» на настоящем китайском чае в принципе быть не может.
На настоящих цейлонских чаях должен красоваться государственный знак льва, а надпись должна гласить: «Packed in Sri-Lanka». Что означает «упаковано в Шри-Ланке». Фирмы этой страны предпочитают держать под своим контролем процесс чаепроизводства от начала до конца.
Наиболее часто встречаются подделки индийского чая. Ориентир подлинности ароматного напитка с родины слонов: изображение бараньей головы или циркуля. Кроме того, ведущие фирмы Индии всегда помещают свое имя на этикетках: «A. Toch» и «Davenport».
И еще несколько слов об упаковке. Даже самый скромный, но настоящий чай упакован не только в коробку, но и в фольгу или запаянный полиэтиленовый пакет. Если фольга внутри коробки отсутствует - это явная фальсификация.