Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

На сцене... бомбоубежища

26.03.2002
В течение двух дней в городе проходил театральный Минифест «Мы выбираем Новосибирск» (составная часть фестиваля независимых театров и новой драматургии «Sib-Altera»), где новосибирские актеры играли пьесы новосибирских авторов в постановке новосибирских деятелей культуры и искусства. Темы пьес тоже, как того требовали условия игры, были местные. Разыгрывались спектакли в нетрадиционных театральных пространствах.

Новосибирская драматургия осваивает
нетрадиционные театральные пространства

В течение двух дней в городе проходил театральный Минифест «Мы выбираем Новосибирск» (составная часть фестиваля независимых театров и новой драматургии «Sib-Altera»), где новосибирские актеры играли пьесы новосибирских авторов в постановке новосибирских деятелей культуры и искусства. Темы пьес тоже, как того требовали условия игры, были местные. Разыгрывались спектакли в нетрадиционных театральных пространствах - в галерее «Черная вдова», ДК Октябрьской революции (в народе «Кобра») и в бункере (бывшее бомбоубежище на Октябрьской).

 Все началось с объявленного осенью открытого конкурса драматургов. Драматурги написали пьесы, компетентное жюри подвело итоги и определило победителей. Сборники пьес небольшими тиражами ушли в народ. Некоторые из пьес были поставлены. Эти работы и представлялись на фестивале.

- Вытащили на свет божий маргиналов, встряхнули и сказали: «хватит мечтать, пора работать», - определяет суть процесса Николай Лукаш, драматург, режиссер и актер.

Если говорить о нетрадиционных театральных пространствах, то на сегодняшний день это понятие весьма относительное. Трудно найти места, которые бы театральные люди еще не освоили.

- Разве что на люстре или в бассейне, - замечает режиссер Семен Верхградский.

Бомбоубежище, конечно, не люстра, но все же...

Творческий акт в бункере

Борис Гринберг, поэт и драматург, победитель конкурса на лучшую пьесу в Новосибирске. Фото Сергея ПЕРМИНА

 В бункере играли спектакль «Вверх-вниз» по пьесам Бориса Гринберга. Василий Байтингер (актер «Старого дома», известный также своими режиссерскими работами) объединил разрозненные пьесы в цельный спектакль, а пространство бункера, по признанию режиссера, подсказало ему основную идею.

Безобразные трубы, поначалу мешавшие делу, были искусно расчленены, одухотворены идеей и использованы в качестве реквизита. Неоштукатуренные стены стали естественными декорациями.

- Мы все как в бункере живем, зажатые трубами, как на теплотрассе, - говорит режиссер, - промышленные трубы дымят и душат, каменный мешок давит... Вообще-то Новосибирск - город странный. Но мы его любим, хотя и не знаем за что. У кого не спросишь, никто не может сказать, за что именно. За архитектуру красивую - да нет никакой красивой архитектуры... Но любим и все. Как любят родственника за то, что он есть.

Спектакль «Вверх-вниз» в бывшем бомбоубежище. Фото Сергея ПЕРМИНА
 Под влияние идеи спектакля «Вверх-вниз» попадаешь сразу, едва спустившись в эти недра. Только что был наверху - щебетали птички, светило солнышко - и вдруг ты в подземелье, холодном и мрачном. Герои пьесы тоже взлетают и падают в установленном драматургом и режиссером порядке. Сегодня ты богат и «наверху» - при «бабках» и при Москве. А завтра в самом «низу» - в долгах и в бегах («Сибиряк»). И даже самый «низ», городское дно, имеет свои «верх» и «низ» - преуспевших в бизнесе (даже если это бизнес - сбор бутылок) и потерпевших, готовых за место под солнцем задушить шнурком от ботинка («Зависть»).

Несмотря на некоторую сумеречность сюжетов, общего гнетущего, «чернушного» впечатления спектакль не производит. Хотя, конечно, и не комедия, смешного мало.

Валерий Стефаниев и его женщины

 «Несумасшедшие» Валерия Стефаниева (режиссер синтез-театра «Остров») - это восемь женщин самого разного возраста, социального статуса и темперамента. Клеопатра, Челночница, Несумасшедшая, Вдохновенная, Многодетная мамаша... Актриса «Старого дома» Вера Сергеева, заслуженная артистка России, представила три монолога из восьми.

Все женщины Стефаниева, признается он, реальные люди - новосибирячки. Даже говорящая узнаваемым одесским говорком вечной тети Сони Многодетная мамаша - одесситка новосибирского происхождения.

Фестивальный вариант представления пьесы - прелюдия к будущему полноценному моноспектаклю. Над ним актриса и режиссер будут работать в течение марта и представят на суд зрителей уже в апреле:

- Думаю, что Вера как человек очень серьезный и трепетно относящийся к своей работе, к тому же актерски-реваншистский доведет дело до логического конца, - расставляет капканы Стефаниев.

Другим фестивальным спектаклям, возможно, повезет меньше, и они останутся бабочками- однодневками, сыгранными один раз. Что было бы жаль. Однако:

- Два-три спектакля из тех, что мы увидели на Минифесте, - говорит руководитель проекта Виктория Холодова, - будут представлены на Международном фестивале независимых театров и новой драматургии, который пройдет в городе 22-26 апреля. Какие именно это будут спектакли, определит экспертный совет.

Н-ск как город-призрак

 Лев Ханин, так же участник конкурса, приметил одну занятную закономерность. Режиссеров, пишущих на новосибирские темы, почему-то неизменно тянет на мистику. К чему бы это? Потусторонние существа возникают то у Гринберга, то у Кати Галямовой, то у Николая Лукаша...

В пьесе самого Льва Ханина «Мечта» (поставлена педагогом колледжа культуры и искусства Полиной Кудашевой со своими студентами) «оттуда» материализуются Гарин-Михайловский и Миклухо-Маклай и как ни в чем не бывало интеллигентно попивают водочку за столиком новосибирского кафе «Мечта».

До сих пор городом-призраком называли лишь Петербург.

Элла Давлетшина как театральный режиссер
и Вячеслав Прасолов как герой-любовник

 В проекте Эллы Давлетшиной самым неожиданным, пожалуй, было не театральное пространство, а состав команды, работавшей над пьесой молодого драматурга Кати Галямовой «Край света......родной».

Необычно уже то, что на театральную территорию заступил человек «киношный», режиссер-кинодокументалист. Еще удивительнее, что главную мужскую роль в пьесе сыграл Вячеслав Прасолов, дирижер новосибирской оперы.

Сама Элла не находит в этом ничего парадоксального:

- Я в последнее время вообще проповедую открытость границ и совместную альтернативную неформальную работу творческих людей. В наше время одна из бед - замкнутость в узких профессиональных рамках.

Для Вячеслава Прасолова все началось с аранжировки песни для спектакля. Потом возник естественный вопрос, почему бы ему, интересному мужчине, самому в этом спектакле не сыграть. Так Катя Галямова получила профессионально сделанную песню, а город Вячеслава Прасолова в амплуа героя-любовника.

- Я вообще очень ценю это желание творить и небоязнь «лажануться», - говорит Давлетшина. - Нельзя жить и бояться отступить от того пути, по которому ходишь каждый день, бояться ошибиться, упасть, показаться смешным... Человек должен самовыражаться, быть самодостаточным.

В общем-то не «лажанулись», и спектакль состоялся. Да и весь Минифест, позволивший альтернативщикам, андерграундщикам и вообще всему творческому люду, соскучившемуся по раскрепощенности и куражу, расслабиться и выпустить пары, определенно состоялся.

***

Организаторы фестиваля некоммерческое партнерство «Независимые театры Сибири и Урала», «Открытый контакт» и Новосибирский драматический театр «Старый дом». Проект осуществлен при поддержке мэрии, Новосибирской организации СТД и городского общественного фонда Кондратюка.

Резонанс
Новости
12.11.2018 ЖКХ. ДОМ
15 человек эвакуировали из помещений поликлиники и продуктового магазина в Новосибирске спасатели. Путь людям преградила вода, хлынувшая в результате коммунальной аварии, сообщает ГУ МЧС по Новосибирской области.

Вместо диалога - конфликт, вместо интервью - силовые действия. Корреспонденты ОТС работали в пятницу, 9 ноября, над репортажем об отсутствии отопления в одном из многоквартирных домов в селе Верх-Тула. Люди там три недели мерзли, столбик термометра в квартирах не поднимался выше 14 градусов. Но, видимо, неудобные вопросы коммунальщикам не понравились.
Питание – это фундамент, на котором строится все лечение, уверены в госпитале ветеранов войн №3. С момента, как медучреждение возглавила главный диетолог Новосибирской области, здесь не только оздоравливают, но и вырабатывают правильные пищевые привычки.
Финальную тройку претендентов на то, чтобы его именем назвали аэропорт Толмачево, назвали в Новосибирске. Основателя Сибирского отделения АН СССР Михаила Лаврентьева в шорт-листе не оказалось.

Два крупногабаритных транспортных средства не поделили дорогу утром 13 ноября в центре Новосибирска. Автобус маршрута №18 протаранил попутный троллейбус №5.
Открутив от костыля ручку, в которую был вмонтирован клинок, мужчина накинулся на сотрудника Росгвардии. Так он попытался избежать ответственности за распитие в магазине неоплаченного алкоголя.