Новосибирск 11.9 °C

На сцене... бомбоубежища

26.03.2002 00:00:00

Новосибирская драматургия осваивает
нетрадиционные театральные пространства

В течение двух дней в городе проходил театральный Минифест «Мы выбираем Новосибирск» (составная часть фестиваля независимых театров и новой драматургии «Sib-Altera»), где новосибирские актеры играли пьесы новосибирских авторов в постановке новосибирских деятелей культуры и искусства. Темы пьес тоже, как того требовали условия игры, были местные. Разыгрывались спектакли в нетрадиционных театральных пространствах - в галерее «Черная вдова», ДК Октябрьской революции (в народе «Кобра») и в бункере (бывшее бомбоубежище на Октябрьской).

 Все началось с объявленного осенью открытого конкурса драматургов. Драматурги написали пьесы, компетентное жюри подвело итоги и определило победителей. Сборники пьес небольшими тиражами ушли в народ. Некоторые из пьес были поставлены. Эти работы и представлялись на фестивале.

- Вытащили на свет божий маргиналов, встряхнули и сказали: «хватит мечтать, пора работать», - определяет суть процесса Николай Лукаш, драматург, режиссер и актер.

Если говорить о нетрадиционных театральных пространствах, то на сегодняшний день это понятие весьма относительное. Трудно найти места, которые бы театральные люди еще не освоили.

- Разве что на люстре или в бассейне, - замечает режиссер Семен Верхградский.

Бомбоубежище, конечно, не люстра, но все же...

Творческий акт в бункере

Борис Гринберг, поэт и драматург, победитель конкурса на лучшую пьесу в Новосибирске. Фото Сергея ПЕРМИНА

 В бункере играли спектакль «Вверх-вниз» по пьесам Бориса Гринберга. Василий Байтингер (актер «Старого дома», известный также своими режиссерскими работами) объединил разрозненные пьесы в цельный спектакль, а пространство бункера, по признанию режиссера, подсказало ему основную идею.

Безобразные трубы, поначалу мешавшие делу, были искусно расчленены, одухотворены идеей и использованы в качестве реквизита. Неоштукатуренные стены стали естественными декорациями.

- Мы все как в бункере живем, зажатые трубами, как на теплотрассе, - говорит режиссер, - промышленные трубы дымят и душат, каменный мешок давит... Вообще-то Новосибирск - город странный. Но мы его любим, хотя и не знаем за что. У кого не спросишь, никто не может сказать, за что именно. За архитектуру красивую - да нет никакой красивой архитектуры... Но любим и все. Как любят родственника за то, что он есть.

Спектакль «Вверх-вниз» в бывшем бомбоубежище. Фото Сергея ПЕРМИНА
 Под влияние идеи спектакля «Вверх-вниз» попадаешь сразу, едва спустившись в эти недра. Только что был наверху - щебетали птички, светило солнышко - и вдруг ты в подземелье, холодном и мрачном. Герои пьесы тоже взлетают и падают в установленном драматургом и режиссером порядке. Сегодня ты богат и «наверху» - при «бабках» и при Москве. А завтра в самом «низу» - в долгах и в бегах («Сибиряк»). И даже самый «низ», городское дно, имеет свои «верх» и «низ» - преуспевших в бизнесе (даже если это бизнес - сбор бутылок) и потерпевших, готовых за место под солнцем задушить шнурком от ботинка («Зависть»).

Несмотря на некоторую сумеречность сюжетов, общего гнетущего, «чернушного» впечатления спектакль не производит. Хотя, конечно, и не комедия, смешного мало.

Валерий Стефаниев и его женщины

 «Несумасшедшие» Валерия Стефаниева (режиссер синтез-театра «Остров») - это восемь женщин самого разного возраста, социального статуса и темперамента. Клеопатра, Челночница, Несумасшедшая, Вдохновенная, Многодетная мамаша... Актриса «Старого дома» Вера Сергеева, заслуженная артистка России, представила три монолога из восьми.

Все женщины Стефаниева, признается он, реальные люди - новосибирячки. Даже говорящая узнаваемым одесским говорком вечной тети Сони Многодетная мамаша - одесситка новосибирского происхождения.

Фестивальный вариант представления пьесы - прелюдия к будущему полноценному моноспектаклю. Над ним актриса и режиссер будут работать в течение марта и представят на суд зрителей уже в апреле:

- Думаю, что Вера как человек очень серьезный и трепетно относящийся к своей работе, к тому же актерски-реваншистский доведет дело до логического конца, - расставляет капканы Стефаниев.

Другим фестивальным спектаклям, возможно, повезет меньше, и они останутся бабочками- однодневками, сыгранными один раз. Что было бы жаль. Однако:

- Два-три спектакля из тех, что мы увидели на Минифесте, - говорит руководитель проекта Виктория Холодова, - будут представлены на Международном фестивале независимых театров и новой драматургии, который пройдет в городе 22-26 апреля. Какие именно это будут спектакли, определит экспертный совет.

Н-ск как город-призрак

 Лев Ханин, так же участник конкурса, приметил одну занятную закономерность. Режиссеров, пишущих на новосибирские темы, почему-то неизменно тянет на мистику. К чему бы это? Потусторонние существа возникают то у Гринберга, то у Кати Галямовой, то у Николая Лукаша...

В пьесе самого Льва Ханина «Мечта» (поставлена педагогом колледжа культуры и искусства Полиной Кудашевой со своими студентами) «оттуда» материализуются Гарин-Михайловский и Миклухо-Маклай и как ни в чем не бывало интеллигентно попивают водочку за столиком новосибирского кафе «Мечта».

До сих пор городом-призраком называли лишь Петербург.

Элла Давлетшина как театральный режиссер
и Вячеслав Прасолов как герой-любовник

 В проекте Эллы Давлетшиной самым неожиданным, пожалуй, было не театральное пространство, а состав команды, работавшей над пьесой молодого драматурга Кати Галямовой «Край света......родной».

Необычно уже то, что на театральную территорию заступил человек «киношный», режиссер-кинодокументалист. Еще удивительнее, что главную мужскую роль в пьесе сыграл Вячеслав Прасолов, дирижер новосибирской оперы.

Сама Элла не находит в этом ничего парадоксального:

- Я в последнее время вообще проповедую открытость границ и совместную альтернативную неформальную работу творческих людей. В наше время одна из бед - замкнутость в узких профессиональных рамках.

Для Вячеслава Прасолова все началось с аранжировки песни для спектакля. Потом возник естественный вопрос, почему бы ему, интересному мужчине, самому в этом спектакле не сыграть. Так Катя Галямова получила профессионально сделанную песню, а город Вячеслава Прасолова в амплуа героя-любовника.

- Я вообще очень ценю это желание творить и небоязнь «лажануться», - говорит Давлетшина. - Нельзя жить и бояться отступить от того пути, по которому ходишь каждый день, бояться ошибиться, упасть, показаться смешным... Человек должен самовыражаться, быть самодостаточным.

В общем-то не «лажанулись», и спектакль состоялся. Да и весь Минифест, позволивший альтернативщикам, андерграундщикам и вообще всему творческому люду, соскучившемуся по раскрепощенности и куражу, расслабиться и выпустить пары, определенно состоялся.

***

Организаторы фестиваля некоммерческое партнерство «Независимые театры Сибири и Урала», «Открытый контакт» и Новосибирский драматический театр «Старый дом». Проект осуществлен при поддержке мэрии, Новосибирской организации СТД и городского общественного фонда Кондратюка.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: