Новосибирская драматургия осваивает
нетрадиционные театральные пространства
В течение двух дней в городе проходил театральный Минифест «Мы выбираем Новосибирск» (составная часть фестиваля независимых театров и новой драматургии «Sib-Altera»), где новосибирские актеры играли пьесы новосибирских авторов в постановке новосибирских деятелей культуры и искусства. Темы пьес тоже, как того требовали условия игры, были местные. Разыгрывались спектакли в нетрадиционных театральных пространствах - в галерее «Черная вдова», ДК Октябрьской революции (в народе «Кобра») и в бункере (бывшее бомбоубежище на Октябрьской).
Все началось с объявленного осенью открытого конкурса драматургов. Драматурги написали пьесы, компетентное жюри подвело итоги и определило победителей. Сборники пьес небольшими тиражами ушли в народ. Некоторые из пьес были поставлены. Эти работы и представлялись на фестивале.
- Вытащили на свет божий маргиналов, встряхнули и сказали: «хватит мечтать, пора работать», - определяет суть процесса Николай Лукаш, драматург, режиссер и актер.
Если говорить о нетрадиционных театральных пространствах, то на сегодняшний день это понятие весьма относительное. Трудно найти места, которые бы театральные люди еще не освоили.
- Разве что на люстре или в бассейне, - замечает режиссер Семен Верхградский.
Бомбоубежище, конечно, не люстра, но все же...
Творческий акт в бункере
Борис Гринберг, поэт и драматург, победитель конкурса на лучшую пьесу в Новосибирске. Фото Сергея ПЕРМИНА |
В бункере играли спектакль «Вверх-вниз» по пьесам Бориса Гринберга. Василий Байтингер (актер «Старого дома», известный также своими режиссерскими работами) объединил разрозненные пьесы в цельный спектакль, а пространство бункера, по признанию режиссера, подсказало ему основную идею.
Безобразные трубы, поначалу мешавшие делу, были искусно расчленены, одухотворены идеей и использованы в качестве реквизита. Неоштукатуренные стены стали естественными декорациями.
- Мы все как в бункере живем, зажатые трубами, как на теплотрассе, - говорит режиссер, - промышленные трубы дымят и душат, каменный мешок давит... Вообще-то Новосибирск - город странный. Но мы его любим, хотя и не знаем за что. У кого не спросишь, никто не может сказать, за что именно. За архитектуру красивую - да нет никакой красивой архитектуры... Но любим и все. Как любят родственника за то, что он есть.
Спектакль «Вверх-вниз» в бывшем бомбоубежище. Фото Сергея ПЕРМИНА |
Несмотря на некоторую сумеречность сюжетов, общего гнетущего, «чернушного» впечатления спектакль не производит. Хотя, конечно, и не комедия, смешного мало.
Валерий Стефаниев и его женщины
«Несумасшедшие» Валерия Стефаниева (режиссер синтез-театра «Остров») - это восемь женщин самого разного возраста, социального статуса и темперамента. Клеопатра, Челночница, Несумасшедшая, Вдохновенная, Многодетная мамаша... Актриса «Старого дома» Вера Сергеева, заслуженная артистка России, представила три монолога из восьми.
Все женщины Стефаниева, признается он, реальные люди - новосибирячки. Даже говорящая узнаваемым одесским говорком вечной тети Сони Многодетная мамаша - одесситка новосибирского происхождения.
Фестивальный вариант представления пьесы - прелюдия к будущему полноценному моноспектаклю. Над ним актриса и режиссер будут работать в течение марта и представят на суд зрителей уже в апреле:
- Думаю, что Вера как человек очень серьезный и трепетно относящийся к своей работе, к тому же актерски-реваншистский доведет дело до логического конца, - расставляет капканы Стефаниев.
Другим фестивальным спектаклям, возможно, повезет меньше, и они останутся бабочками- однодневками, сыгранными один раз. Что было бы жаль. Однако:
- Два-три спектакля из тех, что мы увидели на Минифесте, - говорит руководитель проекта Виктория Холодова, - будут представлены на Международном фестивале независимых театров и новой драматургии, который пройдет в городе 22-26 апреля. Какие именно это будут спектакли, определит экспертный совет.
Н-ск как город-призрак
Лев Ханин, так же участник конкурса, приметил одну занятную закономерность. Режиссеров, пишущих на новосибирские темы, почему-то неизменно тянет на мистику. К чему бы это? Потусторонние существа возникают то у Гринберга, то у Кати Галямовой, то у Николая Лукаша...
В пьесе самого Льва Ханина «Мечта» (поставлена педагогом колледжа культуры и искусства Полиной Кудашевой со своими студентами) «оттуда» материализуются Гарин-Михайловский и Миклухо-Маклай и как ни в чем не бывало интеллигентно попивают водочку за столиком новосибирского кафе «Мечта».
До сих пор городом-призраком называли лишь Петербург.
Элла Давлетшина как театральный режиссер
и Вячеслав Прасолов как герой-любовник
В проекте Эллы Давлетшиной самым неожиданным, пожалуй, было не театральное пространство, а состав команды, работавшей над пьесой молодого драматурга Кати Галямовой «Край света......родной».
Необычно уже то, что на театральную территорию заступил человек «киношный», режиссер-кинодокументалист. Еще удивительнее, что главную мужскую роль в пьесе сыграл Вячеслав Прасолов, дирижер новосибирской оперы.
Сама Элла не находит в этом ничего парадоксального:
- Я в последнее время вообще проповедую открытость границ и совместную альтернативную неформальную работу творческих людей. В наше время одна из бед - замкнутость в узких профессиональных рамках.
Для Вячеслава Прасолова все началось с аранжировки песни для спектакля. Потом возник естественный вопрос, почему бы ему, интересному мужчине, самому в этом спектакле не сыграть. Так Катя Галямова получила профессионально сделанную песню, а город Вячеслава Прасолова в амплуа героя-любовника.
- Я вообще очень ценю это желание творить и небоязнь «лажануться», - говорит Давлетшина. - Нельзя жить и бояться отступить от того пути, по которому ходишь каждый день, бояться ошибиться, упасть, показаться смешным... Человек должен самовыражаться, быть самодостаточным.
В общем-то не «лажанулись», и спектакль состоялся. Да и весь Минифест, позволивший альтернативщикам, андерграундщикам и вообще всему творческому люду, соскучившемуся по раскрепощенности и куражу, расслабиться и выпустить пары, определенно состоялся.
***
Организаторы фестиваля некоммерческое партнерство «Независимые театры Сибири и Урала», «Открытый контакт» и Новосибирский драматический театр «Старый дом». Проект осуществлен при поддержке мэрии, Новосибирской организации СТД и городского общественного фонда Кондратюка.