Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Ставить голоса» роялям нигде не учат, но мастера все-таки есть

30.03.2002
В Новосибирске прошел пятый региональный семинар Союза музыкальных мастеров Сибири.Более тридцати настройщиков роялей собрались в музыкальной школе N 2, чтобы поделиться опытом и обсудить свои проблемы. Народ приехал со всего Зауралья, а один мастер даже из дальневосточного порта Ванино.
Они называют себя гурманами и дегустаторами звука. Фото Сергея ПЕРМИНА

 В Новосибирске прошел пятый региональный семинар Союза музыкальных мастеров Сибири.

Более тридцати настройщиков роялей собрались в музыкальной школе N 2, чтобы поделиться опытом и обсудить свои проблемы. Народ приехал со всего Зауралья, а один мастер даже из дальневосточного порта Ванино, о берег которого разбиваются волны Тихого океана.

Раньше профессия музыкального мастера считалась редкой, теперь ее как будто и совсем не существует: на настройщика нигде не учат, никто не выдает таких дипломов. Как рассказал нам Владимир Бирюков, президент Союза мастеров, в доперестроечные времена настройщиков хоть и мало, но готовили:

- Было, например, такое техническое училище редких профессий в Ярославле, там и настройщиков готовили. Теперь все, что нужно в профессиональной деятельности, мастера постигают сами. Вот для этого и нужны подобные семинары. А то человек, оторванный от своей, так сказать, гильдии, начинает терять навыки. Так и происходило в последние годы по всей России.

Пообщавшись с профессионалами (среди которых, кстати, почти нет профессиональных музыкантов, зато есть математики, инженеры, люди других технических специальностей), понимаешь, что настройщик - это вам не подмастерье от музыки, от этого человека зависит как минимум половина успеха выступления музыканта. Только он, как режиссер в театре или кукловод, которого не видит зритель.

Мастера есть. Фото Сергея ПЕРМИНА
 - Задача настройщика, - продолжает Владимир Бирюков, - сделать так, чтобы пианист не ощущал никакого дискомфорта, мог полностью управлять инструментом. Есть слух пианиста, а есть настройщика. Это разные вещи. Мы - своеобразные гурманы и дегустаторы звука. Речь не об абсолютном слухе, иногда он даже мешает. Настройщик «раздевает» ноту: улавливает различия, которые обыкновенному музыканту ни к чему, окраску звука, тембровые свойства. Ни один механизм пока не способен сделать то же самое.

Хотя сейчас много рекламы приборов, которые якобы могут настроить инструмент с предельной точностью, но ухо слушателя все равно оказывается сложнее, и музыка, произведенная на таком инструменте, воспринимается как-то не так. А может быть, все дело в том, что человеческие ощущения - это все же не точная математика с физикой, на которых основаны эти приборы, и только настройщик сможет донести до слушателя нужный тон.

Но мастерство - это одно, а хороший инструмент - совсем другое. Сейчас в России практически не выпускается приличных фортепиано, а новые зарубежные стоят ох как дорого. Настройщики почти в один голос признали лучшей компанией по производству фортепиано американскую фирму «Стэнвей». Инструмент от «Стэнвей» стоит около 150 тысяч долларов - как шикарная квартира. А российские пианино и рояли по сравнению с ним как маленькие комнатенки в отдаленном районе: до 100 тысяч рублей. Тут есть свой секрет, о котором рассказали настройщики: материал, из которого изготавливают струны и прочие крепления для роялей, очень специфичен. Это шерстяные нити, но какие! Для них в альпийских горах выращивают овец - на определенной высоте, с определенным рационом питания, потом их стригут по специальной технологии, и эта шерсть со временем превращается в музыку.

В Новосибирске есть всего три концертных рояля от «Стэнвей»: в филармонии, консерватории и самый лучший - в концертном зале Дома ученых. Все три «пользует» Владимир Бирюков. Но на семинаре в руки мастеров настройщиков попал совсем другой рояль, который в незапамятные времена сломался и хранился во 2-й музыкальной школе. Как пошутили настройщики, «рояль производства лыжно-баянной пендюринской фабрики». Инструменту требовался очень серьезный ремонт, который можно было сделать только в заводской мастерской. Вместо этого настройщики посовещались, закатали рукава, взялись за сверла и рубанки - а это их привычные инструменты, ничуть не хуже камертона - и за пару дней все вместе полностью отремонтировали инструмент. И даже сами удивились. Теперь безымянный рояль еще пригодится ребятишкам в музыкальной школе.

Резонанс
Новости
12.11.2018 ЖКХ. ДОМ
15 человек эвакуировали из помещений поликлиники и продуктового магазина в Новосибирске спасатели. Путь людям преградила вода, хлынувшая в результате коммунальной аварии, сообщает ГУ МЧС по Новосибирской области.

Вместо диалога - конфликт, вместо интервью - силовые действия. Корреспонденты ОТС работали в пятницу, 9 ноября, над репортажем об отсутствии отопления в одном из многоквартирных домов в селе Верх-Тула. Люди там три недели мерзли, столбик термометра в квартирах не поднимался выше 14 градусов. Но, видимо, неудобные вопросы коммунальщикам не понравились.
Питание – это фундамент, на котором строится все лечение, уверены в госпитале ветеранов войн №3. С момента, как медучреждение возглавила главный диетолог Новосибирской области, здесь не только оздоравливают, но и вырабатывают правильные пищевые привычки.
Финальную тройку претендентов на то, чтобы его именем назвали аэропорт Толмачево, назвали в Новосибирске. Основателя Сибирского отделения АН СССР Михаила Лаврентьева в шорт-листе не оказалось.

Два крупногабаритных транспортных средства не поделили дорогу утром 13 ноября в центре Новосибирска. Автобус маршрута №18 протаранил попутный троллейбус №5.
Открутив от костыля ручку, в которую был вмонтирован клинок, мужчина накинулся на сотрудника Росгвардии. Так он попытался избежать ответственности за распитие в магазине неоплаченного алкоголя.