Они называют себя гурманами и дегустаторами звука. Фото Сергея ПЕРМИНА |
В Новосибирске прошел пятый региональный семинар Союза музыкальных мастеров Сибири.
Более тридцати настройщиков роялей собрались в музыкальной школе N 2, чтобы поделиться опытом и обсудить свои проблемы. Народ приехал со всего Зауралья, а один мастер даже из дальневосточного порта Ванино, о берег которого разбиваются волны Тихого океана.
Раньше профессия музыкального мастера считалась редкой, теперь ее как будто и совсем не существует: на настройщика нигде не учат, никто не выдает таких дипломов. Как рассказал нам Владимир Бирюков, президент Союза мастеров, в доперестроечные времена настройщиков хоть и мало, но готовили:
- Было, например, такое техническое училище редких профессий в Ярославле, там и настройщиков готовили. Теперь все, что нужно в профессиональной деятельности, мастера постигают сами. Вот для этого и нужны подобные семинары. А то человек, оторванный от своей, так сказать, гильдии, начинает терять навыки. Так и происходило в последние годы по всей России.
Пообщавшись с профессионалами (среди которых, кстати, почти нет профессиональных музыкантов, зато есть математики, инженеры, люди других технических специальностей), понимаешь, что настройщик - это вам не подмастерье от музыки, от этого человека зависит как минимум половина успеха выступления музыканта. Только он, как режиссер в театре или кукловод, которого не видит зритель.
Мастера есть. Фото Сергея ПЕРМИНА |
Хотя сейчас много рекламы приборов, которые якобы могут настроить инструмент с предельной точностью, но ухо слушателя все равно оказывается сложнее, и музыка, произведенная на таком инструменте, воспринимается как-то не так. А может быть, все дело в том, что человеческие ощущения - это все же не точная математика с физикой, на которых основаны эти приборы, и только настройщик сможет донести до слушателя нужный тон.
Но мастерство - это одно, а хороший инструмент - совсем другое. Сейчас в России практически не выпускается приличных фортепиано, а новые зарубежные стоят ох как дорого. Настройщики почти в один голос признали лучшей компанией по производству фортепиано американскую фирму «Стэнвей». Инструмент от «Стэнвей» стоит около 150 тысяч долларов - как шикарная квартира. А российские пианино и рояли по сравнению с ним как маленькие комнатенки в отдаленном районе: до 100 тысяч рублей. Тут есть свой секрет, о котором рассказали настройщики: материал, из которого изготавливают струны и прочие крепления для роялей, очень специфичен. Это шерстяные нити, но какие! Для них в альпийских горах выращивают овец - на определенной высоте, с определенным рационом питания, потом их стригут по специальной технологии, и эта шерсть со временем превращается в музыку.
В Новосибирске есть всего три концертных рояля от «Стэнвей»: в филармонии, консерватории и самый лучший - в концертном зале Дома ученых. Все три «пользует» Владимир Бирюков. Но на семинаре в руки мастеров настройщиков попал совсем другой рояль, который в незапамятные времена сломался и хранился во 2-й музыкальной школе. Как пошутили настройщики, «рояль производства лыжно-баянной пендюринской фабрики». Инструменту требовался очень серьезный ремонт, который можно было сделать только в заводской мастерской. Вместо этого настройщики посовещались, закатали рукава, взялись за сверла и рубанки - а это их привычные инструменты, ничуть не хуже камертона - и за пару дней все вместе полностью отремонтировали инструмент. И даже сами удивились. Теперь безымянный рояль еще пригодится ребятишкам в музыкальной школе.