Новосибирск 9.7 °C

Игорь Юдин: «Сегодняшнему развалу культуры надо противостоять»

30.03.2002 00:00:00

 Репетиция Камерного хора Новосибирской филармонии, на которой побывал наш корреспондент, была не совсем обычной. Собственно, репетиционная часть плавно перетекла в разговорную. Причем не просто решались вопросы текущие или велись беседы «за жизнь», что было бы не удивительно. Все было гораздо шире и масштабней. Говорили, например, о самостоятельности русской культуры... Или о том, сумеет ли Россия сохраниться в искусстве, когда утрачена главная идея, объединяющая народ в нацию... О коммерциализации искусства и ее последствиях... О профанации - подмене подлинной глубины содержания «комиксным» - поверхностным гаерством... О том, что предназначение музыканта не имитировать, а творить...

Поводом для разговора стали дневниковые записи Георгия Свиридова, пока мало известные. В ближайшее время они будут изданы отдельной книгой, и для многих станут откровением. Пока же они стали откровением для руководителя и музыкантов камерного филармонического хора. Анализируя ситуацию, Георгий Свиридов, в частности, приходил к неутешительному выводу о неминуемом развале отечественной культуры:

- И мы совершенно не готовы этому противостоять. Отсиживаемся, отмалчиваемся. Надо активнее свою позицию заявлять, - говорит художественный руководитель и главный дирижер камерного хора, заслуженный деятель искусств России Игорь Юдин.

Сложность ситуации заключается еще и в том, что по-настоящему понимают ситуацию и готовы противостоять «крестовому походу» на культуру люди искусства - публика интеллигентная и потому в выборе средств весьма ограниченная. Тот же Свиридов писал: «Как это ни странно - глупость часто сообщает человеку смелость, активность, действенность. Ум же обычно неразделен с сомнением».

Но противостоять, считает Юдин, необходимо («Художник - не пешка»). Держать удар и поведением, и репертуаром. А «не пережидать в окопчиках»...

В том, что в процессе репетиций руководитель и музыканты активно общаются, Игорь Юдин не видит ничего удивительного. Хор в его представлении, это не только голоса, это команда единомышленников, с единством жизненных приоритетов и объединяющей конструктивной идеей:

- Голосом можно выразить все оттенки чувства, но содержание, общая идея зависят от жизненной позиции художника и от репертуара. Репертуар в первую очередь дает представление о том, какие взгляды проповедует коллектив.

О репертуаре

 Последняя программа хора «Песни любви и судьбы», подготовленная музыкантами для фестиваля «Классика и современность», основана на западно-европейской классике. В нее вошли знаменитая «Песня судьбы» и избранные сочинения из «Песен любви» Брамса, музыка могучей души и великой страсти. А также «Ave Maria» композиторов разных эпох - от Каччини, Баха, Шуберта до Листа и Брамса. Духовный гимн, который уже давно не воспринимается в чисто религиозном контексте.

- Я не католик и не протестант, - говорит Игорь Юдин, - я исповедую другую веру - мне ближе уровень общечеловеческих ценностей и классических, а не сиюминутных, принципов. Мода приходит-уходит, за ней не угонишься. Чтобы угнаться, надо и исповедовать моду как свою веру. Мы стоим над. Композиторы, вдохновившись этим текстом, по сути выражали отношение мужчины, будь то Иоганнес Брамс или Джакомо Пуччини или другие композиторы мужского пола к женщине - Ave Maria, Дева Мария, или просто пассия... Это пленительно и любовно воссозданная в музыке галерея женских портретов.

Камерной хор - инициатор проведения в городе акций и фестивалей, многие из которых стали традиционными: «Покровская осень», Рождественские и Пасхальные концерты, Хоровые Соборы в «Дни славянской письменности и культуры».

Фестиваль «Покровская осень» проходит под патронажем Новосибирской епархии Русской православной церкви в дни великого православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Его идею Игорь Юдин определяет просто:

- История, литература, музыка. Музыка, которая говорит о том, каким должен быть человек вообще, русский человек в частности и как находить самые лучшие слова и самые лучшие созвучия, чтобы воспевать эти добродетели.

«Мы еще не готовы считать 24 мая праздником»

 О «Днях славянской письменности и культуры», до празднования которых осталось менее двух месяцев, с руководителем хора состоялся разговор особый. Новосибирск в этом году, как известно, «назначен» центром этих общеславянских торжеств. И по этому поводу, признаться, ожидали услышать от постоянных участников Хоровых Соборов в Дни славянской культуры, если не восторга, то по крайней мере хотя бы реплик типа: «Наконец-то дождались...». Однако:

- Праздник не потому, что объявили, праздник потому, что в душе праздник. Потребность встречаться, общаться и говорить. Я считаю, что для России 24 мая еще не праздник. Праздник это, когда завоевания святых ли, Великомучеников или просто просветителей Кирилла и Мефодия подтверждаются каждый день как завоевания культуры. А когда мы по одному каналу гоним мат-перемат, по другому говорим непонятно на каком языке, по третьему из ящика вообще льется гадость - то есть топчем свои же завоевания, которые потом раз в год воспеваем, как бы очищаясь от грехов повседневных. Так вот это есть проявление нашего цинизма, только и всего.

А мы хорошую музыку поем, с хорошей литературой в основе, то есть каждый день общаемся с теми, кто для нас эту культуру завоевывал. Не надо по праздникам, не надо в определенные даты, не надо о женщинах вспоминать только 8 марта...

А Дни славянской письменности у нас всегда проходили, никто в стороне не оставался, был большой концерт и будет большой концерт на всю Россию. У нас всегда так было - была потребность и необходимость. Большой просветительский концерт (мы можем критиковать, но мы должны быть сами просветителями). В этом году разница лишь в том, что все будет по «московскому сценарию».

О «московских сценариях»

 - Когда у нас государство вырубило художественное вещание, закрывшись одним каналом «Культура», который вещает о событиях в московской культуре. Когда нам сегодня назидается, что то, что творится в центре - это и есть высокая культура, а все остальное - периферия, - о чем вообще можно говорить? Мы сначала жанры отправляем на периферию, потом города, потом... Так мы пряменько к феодальному капитализму придем. Москва на сегодняшний день абсолютная непросвященная монархия в области культуры. Это разговор не о политике, это разговор об отношении в государстве к культуре. Наболело.

- Мы сегодня не можем позволить себе выехать на фестиваль хоровой музыки. Некоммерческое мероприятие. Нам рекомендуют, чтобы мы адекватно вписались в бытующую ныне ситуацию и коммерциализировались, чтобы доход был. Понимаете?! Сегодня артисты не могут ездить с помощью государства на конкурс. Спортсмены еще на олимпиады ездят, а как быть музыкантам, художникам, представителям других творческих профессий? К чему это приведет, я спокойно сказать могу - к тому, что и на Олимпиаду спортсмен сам будет ездить за свои. Зачем честь и достоинство своего объединения, товарищества, клуба, страны, нации защищать, если ты сам купил себе билет, заявил себя, приехал со своим фамильным гербом и флагом и сказал: «Ребята, когда я стану чемпионом, вы мне вот эту музычку сыграйте». И какую музыку спортсмен закажет, такую ему и сыграют... Тогда какой смысл говорить о какой-то объединяющей нас идее?

- У нас целые поколения воспитаны в неумении понимать инструментальную музыку. Сегодня музыканты недостаточно востребованы, а если и востребованы, то только той публикой, которая на этом была воспитана, но эта публика постоянно уходит.

- Культура всегда была на остаточном принципе. Мы против остаточного принципа и потому покоя не даем ни себе, ни другим. И если из ящика льется гадость, она и будет названа гадостью. А главное - мы пели и будем петь, смеяться как дети и оставаться людьми, вопреки всем, стремящимся навязать нам обратное. Чего и всем желаем...

В кульминационный момент разговора из репетиционного зала вдруг зазвучало в тему: «Вставайте люди русские...»

- Ну вот, еще скажете, опять к чему-то призывает, - смеется Юдин. - Это мы готовимся к поездке в Барнаул, - в программе Мусоргский и Прокофьев. Два титана. Хотя у великих ничего просто так не было.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: