Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Игорь Юдин: «Сегодняшнему развалу культуры надо противостоять»

30.03.2002
Репетиция Камерного хора Новосибирской филармонии, на которой побывал наш корреспондент, была не совсем обычной. Собственно, репетиционная часть плавно перетекла в разговорную. Причем не просто решались вопросы текущие или велись беседы «за жизнь», что было бы не удивительно. Все было гораздо шире и масштабней. Говорили, например, о самостоятельности русской культуры...

 Репетиция Камерного хора Новосибирской филармонии, на которой побывал наш корреспондент, была не совсем обычной. Собственно, репетиционная часть плавно перетекла в разговорную. Причем не просто решались вопросы текущие или велись беседы «за жизнь», что было бы не удивительно. Все было гораздо шире и масштабней. Говорили, например, о самостоятельности русской культуры... Или о том, сумеет ли Россия сохраниться в искусстве, когда утрачена главная идея, объединяющая народ в нацию... О коммерциализации искусства и ее последствиях... О профанации - подмене подлинной глубины содержания «комиксным» - поверхностным гаерством... О том, что предназначение музыканта не имитировать, а творить...

Поводом для разговора стали дневниковые записи Георгия Свиридова, пока мало известные. В ближайшее время они будут изданы отдельной книгой, и для многих станут откровением. Пока же они стали откровением для руководителя и музыкантов камерного филармонического хора. Анализируя ситуацию, Георгий Свиридов, в частности, приходил к неутешительному выводу о неминуемом развале отечественной культуры:

- И мы совершенно не готовы этому противостоять. Отсиживаемся, отмалчиваемся. Надо активнее свою позицию заявлять, - говорит художественный руководитель и главный дирижер камерного хора, заслуженный деятель искусств России Игорь Юдин.

Сложность ситуации заключается еще и в том, что по-настоящему понимают ситуацию и готовы противостоять «крестовому походу» на культуру люди искусства - публика интеллигентная и потому в выборе средств весьма ограниченная. Тот же Свиридов писал: «Как это ни странно - глупость часто сообщает человеку смелость, активность, действенность. Ум же обычно неразделен с сомнением».

Но противостоять, считает Юдин, необходимо («Художник - не пешка»). Держать удар и поведением, и репертуаром. А «не пережидать в окопчиках»...

В том, что в процессе репетиций руководитель и музыканты активно общаются, Игорь Юдин не видит ничего удивительного. Хор в его представлении, это не только голоса, это команда единомышленников, с единством жизненных приоритетов и объединяющей конструктивной идеей:

- Голосом можно выразить все оттенки чувства, но содержание, общая идея зависят от жизненной позиции художника и от репертуара. Репертуар в первую очередь дает представление о том, какие взгляды проповедует коллектив.

О репертуаре

 Последняя программа хора «Песни любви и судьбы», подготовленная музыкантами для фестиваля «Классика и современность», основана на западно-европейской классике. В нее вошли знаменитая «Песня судьбы» и избранные сочинения из «Песен любви» Брамса, музыка могучей души и великой страсти. А также «Ave Maria» композиторов разных эпох - от Каччини, Баха, Шуберта до Листа и Брамса. Духовный гимн, который уже давно не воспринимается в чисто религиозном контексте.

- Я не католик и не протестант, - говорит Игорь Юдин, - я исповедую другую веру - мне ближе уровень общечеловеческих ценностей и классических, а не сиюминутных, принципов. Мода приходит-уходит, за ней не угонишься. Чтобы угнаться, надо и исповедовать моду как свою веру. Мы стоим над. Композиторы, вдохновившись этим текстом, по сути выражали отношение мужчины, будь то Иоганнес Брамс или Джакомо Пуччини или другие композиторы мужского пола к женщине - Ave Maria, Дева Мария, или просто пассия... Это пленительно и любовно воссозданная в музыке галерея женских портретов.

Камерной хор - инициатор проведения в городе акций и фестивалей, многие из которых стали традиционными: «Покровская осень», Рождественские и Пасхальные концерты, Хоровые Соборы в «Дни славянской письменности и культуры».

Фестиваль «Покровская осень» проходит под патронажем Новосибирской епархии Русской православной церкви в дни великого православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Его идею Игорь Юдин определяет просто:

- История, литература, музыка. Музыка, которая говорит о том, каким должен быть человек вообще, русский человек в частности и как находить самые лучшие слова и самые лучшие созвучия, чтобы воспевать эти добродетели.

«Мы еще не готовы считать 24 мая праздником»

 О «Днях славянской письменности и культуры», до празднования которых осталось менее двух месяцев, с руководителем хора состоялся разговор особый. Новосибирск в этом году, как известно, «назначен» центром этих общеславянских торжеств. И по этому поводу, признаться, ожидали услышать от постоянных участников Хоровых Соборов в Дни славянской культуры, если не восторга, то по крайней мере хотя бы реплик типа: «Наконец-то дождались...». Однако:

- Праздник не потому, что объявили, праздник потому, что в душе праздник. Потребность встречаться, общаться и говорить. Я считаю, что для России 24 мая еще не праздник. Праздник это, когда завоевания святых ли, Великомучеников или просто просветителей Кирилла и Мефодия подтверждаются каждый день как завоевания культуры. А когда мы по одному каналу гоним мат-перемат, по другому говорим непонятно на каком языке, по третьему из ящика вообще льется гадость - то есть топчем свои же завоевания, которые потом раз в год воспеваем, как бы очищаясь от грехов повседневных. Так вот это есть проявление нашего цинизма, только и всего.

А мы хорошую музыку поем, с хорошей литературой в основе, то есть каждый день общаемся с теми, кто для нас эту культуру завоевывал. Не надо по праздникам, не надо в определенные даты, не надо о женщинах вспоминать только 8 марта...

А Дни славянской письменности у нас всегда проходили, никто в стороне не оставался, был большой концерт и будет большой концерт на всю Россию. У нас всегда так было - была потребность и необходимость. Большой просветительский концерт (мы можем критиковать, но мы должны быть сами просветителями). В этом году разница лишь в том, что все будет по «московскому сценарию».

О «московских сценариях»

 - Когда у нас государство вырубило художественное вещание, закрывшись одним каналом «Культура», который вещает о событиях в московской культуре. Когда нам сегодня назидается, что то, что творится в центре - это и есть высокая культура, а все остальное - периферия, - о чем вообще можно говорить? Мы сначала жанры отправляем на периферию, потом города, потом... Так мы пряменько к феодальному капитализму придем. Москва на сегодняшний день абсолютная непросвященная монархия в области культуры. Это разговор не о политике, это разговор об отношении в государстве к культуре. Наболело.

- Мы сегодня не можем позволить себе выехать на фестиваль хоровой музыки. Некоммерческое мероприятие. Нам рекомендуют, чтобы мы адекватно вписались в бытующую ныне ситуацию и коммерциализировались, чтобы доход был. Понимаете?! Сегодня артисты не могут ездить с помощью государства на конкурс. Спортсмены еще на олимпиады ездят, а как быть музыкантам, художникам, представителям других творческих профессий? К чему это приведет, я спокойно сказать могу - к тому, что и на Олимпиаду спортсмен сам будет ездить за свои. Зачем честь и достоинство своего объединения, товарищества, клуба, страны, нации защищать, если ты сам купил себе билет, заявил себя, приехал со своим фамильным гербом и флагом и сказал: «Ребята, когда я стану чемпионом, вы мне вот эту музычку сыграйте». И какую музыку спортсмен закажет, такую ему и сыграют... Тогда какой смысл говорить о какой-то объединяющей нас идее?

- У нас целые поколения воспитаны в неумении понимать инструментальную музыку. Сегодня музыканты недостаточно востребованы, а если и востребованы, то только той публикой, которая на этом была воспитана, но эта публика постоянно уходит.

- Культура всегда была на остаточном принципе. Мы против остаточного принципа и потому покоя не даем ни себе, ни другим. И если из ящика льется гадость, она и будет названа гадостью. А главное - мы пели и будем петь, смеяться как дети и оставаться людьми, вопреки всем, стремящимся навязать нам обратное. Чего и всем желаем...

В кульминационный момент разговора из репетиционного зала вдруг зазвучало в тему: «Вставайте люди русские...»

- Ну вот, еще скажете, опять к чему-то призывает, - смеется Юдин. - Это мы готовимся к поездке в Барнаул, - в программе Мусоргский и Прокофьев. Два титана. Хотя у великих ничего просто так не было.

Резонанс
Новости
Номерные знаки по новому ГОСТу начнут выдавать в России с 1 января 2019 года, говорится в приказе Росстандарта. Изменения в первую очередь затронут мотоциклетные номера – они станут меньше в размерах. Знаки для праворульных авто примут форму, приближенную к квадрату.
Незаконные действия при переезде в Австрию стали поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Натальи Юрченко – супруги бывшего губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, который ранее также получил приговор.
Лягушку с необычайно ярко-желтым окрасом встретили на улице жители Новосибирска.   Специалисты предположили, что земноводное мимикрировало под цвет осенних листьев.
На Михайловской набережной Оби появится «Комната запахов». Так архитекторы проекта называют небольшую площадку под открытым небом, которая находится в парке «Городское начало». Вокруг нее высадили ароматные растения.
Новосибирская команда рискует установить антирекорд КХЛ. За восемь первых матчей команда не набрала ни очка. В клубе поменяли главного тренера, расстались с несколькими игроками, однако все тщетно. В чем причины ужасного старта – в материале VN.ru.

Отец шестерых малолетних детей ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности по их воспитанию, не заботился и часто избивал. Именно горе-родитель признан виновником пожара, который унес жизни его детей. После трагедии циничный папаша сбежал в Москву для участия у телешоу.