В нынешнем сезоне оперная труппа НГАТОиБ изрядно пополнилась молодыми талантливыми солистами. Многие из дебютантов - еще студенты вокального отделения Новосибирской консерватории. Они пока что делают свои первые шаги на большой сцене, и как сложится их карьера в дальнейшем, предсказать трудно. Но мастерство приходит с годами, а у новичков впереди для этого целая жизнь. Жизнь, которую юные солисты готовы посвятить театру.
От Мышки к Татьяне
Юлия Шагдурова |
Юлия Шагдурова в детстве отдавала предпочтение исключительно балету. Опера девочке казалась менее понятной, а потому неинтересной. Впервые Юля открыла для себя оперу, уже будучи студенткой музыкально-педагогического колледжа, когда послушала «Аиду» в концертном исполнении. Именно тогда она решила, что станет певицей. На вступительных экзаменах на вокальное отделение Новосибирской консерватории юная абитуриентка произвела на комиссию хорошее впечатление и была зачислена на подготовительный курс. Педагог Юли Римма Жукова ставила ей голос бережно, определяя, к какому типу сопрано он принадлежит.
- Все девочки стремятся стать меццо-сопрано, - поясняет Юля. - Это редкий голос, а потому всегда востребованный. Но меня на этот счет сразу «успокоили»: «У тебя крепкое сопрано, поэтому о партиях для меццо даже не мечтай, а то сорвешь голос».
На третьем курсе консерватории Юля по совету педагога прошла прослушивание в Новосибирском театре оперы и балета. Пела Леонору («Сила судьбы») и Микаэлу («Кармен»). С тех пор вот уже год Юля работает в стажерской группе театра. Вспоминает, что начинала с детского репертуара - например, была Мышкой в спектакле «Терем-теремок». Затем, уже на Большой сцене театра, юная солистка исполнила небольшую, но от этого не менее сложную партию Кэт из «Мадам Баттерфляй». В декабре в премьерной постановке «Кармен» Юля спела Мерседес.
- Это интересная игровая роль, - говорит солистка. - Она небольшая по вокальному материалу, но, тем не менее, присутствовать на сцене надо все три действия. Создавать живой фон.
В январе 2002 года Юлия Шагдурова исполнила партию Папагены («Волшебная флейта»), спела жрицу в «Аиде». приступила к работе над своей первой серьезной ролью. Образ Татьяны Лариной поначалу мало ее привлекал - говорит, что не чувствовала героиню... Но главный дирижер театра Сергей Калагин настоятельно посоветовал молодой солистке обратить внимание на романтичную мечтательницу Татьяну.
- Партия стала для меня желанной уже в процессе работы, - говорит Юлия. - Режиссер Маргарита Сулимова находила в работе над образом очень точные сравнения, так что все вдруг показалось таким понятным, органичным, а главное - поняла, что хочу петь именно Татьяну.
Юлия дебютировала в партии Татьяны 21 марта. Коллеги по творческому цеху оценили дебют на «очень хорошо». Теперь в планах молодой солистки исполнить партию Мими («Богема») и Иоланты («Иоланта»). Кстати, в сентябре прошлого года Юлия Шагдурова стала дипломантом II Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. И это только начало...
Оттого, что я с Севера, что ли...
Максим Аксенов приехал поступать в Новосибирскую консерваторию из заполярного Норильска. Поступил сразу на два отделения - фортепьянное и вокальное. Долго колебался, что же для него важнее - вокал или фортепьяно. Дважды становился лауреатом открытого конкурса пианистов, но Максим в конце концов отдал предпочтение вокалу, а фортепьяно отошло на второй план. Серьезно заняться пением посоветовал солист НГАТОиБ Александр Лебедев. Он практически постоянно посещал фестивали оперной музыки, которые проходили в Норильске. Там мэтр новосибирской сцены и познакомился с подающим надежды пианистом Максимом Аксеновым. Так получилось, что Александр и Максим спели дуэт из «Пиковой дамы», после чего солист посоветовал юноше попробовать свои силы в вокале.
Сейчас Максим - студент II курса вокального отделения Новосибирской консерватории, а с октября прошлого года еще и солист оперной труппы НГАТОиБ. В декабре 2001 года Максим дебютировал на Большой сцене театра в партии Ленского («Евгений Онегин»), затем буквально через несколько дней исполнил партию Ремендадо в «Кармен». Педагог молодого солиста Нина Лубяновская всегда посещает спектакли своего воспитанника. Максим говорит, что хвалить не хвалит, а замечания делает всегда по существу. Волнение педагога понятно: ведь ее студенту всего двадцать лет, а чрезмерная нагрузка на голос в таком возрасте вовсе не обязательна.
Сейчас Максим репетирует сразу несколько партий: Герцога из оперы «Риголетто», премьера которой состоится в мае, Водемона из «Иоланты» и Альфреда из «Травиаты». И, конечно, юный солист мечтает о «звездной» для любого тенора партии - Отелло. Но Максим понимает: чтобы спеть знаменитого мавра, надо очень многому научиться. Благо, что время для учебы у Максима Аксенова есть.