Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Великий пост пройдя до середины...

05.04.2002
Со следующего понедельника наступает Крестопоклонная седмица - середина Великого поста. Время оценить свои возможности и кому-то пост усилить, кому-то ослабить, а кому-то к посту и подключиться. Статистика утверждает, что 70% россиян называют себя православными, а раз так, то и поститься должны они, как и подобает православным, потому что согласно 69-му Апостольскому правилу, установленному в первом веке, человек, не соблюдающий среды, пятницы и Великий пост, от Церкви отлучается.Так откуда берет начало традиция поститься?

Со следующего понедельника наступает Крестопоклонная седмица - середина Великого поста. Время оценить свои возможности и кому-то пост усилить, кому-то ослабить, а кому-то к посту и подключиться. Статистика утверждает, что 70% россиян называют себя православными, а раз так, то и поститься должны они, как и подобает православным, потому что согласно 69-му Апостольскому правилу, установленному в первом веке, человек, не соблюдающий среды, пятницы и Великий пост, от Церкви отлучается.

 Так откуда берет начало традиция поститься? Первый пост установил Сам Бог, запрещая Адаму и Еве вкушать плоды с дерева познания добра и зла. Нарушение этого поста привело к кардинальному изменению человеческого жизнеустройства. Накладывали на себя пост и ветхозаветные иудеи в самые судьбоносные моменты истории нации. Впоследствии ими были установлены и определенные даты поста в память тех или иных событий. Есть упоминание о посте и в Новом Завете, правда, без указания конкретных дат. Это дает повод протестантским конфессиям, в большинстве своем регламентируемых постов не соблюдающим, укорять православных в самочинии. Некоторые вообще пост отрицают, ссылаясь на то, что даже ученики Христа не постились.

Действительно, в Евангелии есть место, где фарисеи укоряют Христа в несоблюдении его учениками установленных постов. Иисус же ответил, что на брачном пиру не постятся, так как присутствует на нем жених, а вот «когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». Дни, когда жениха, то есть Христа, у народа отняли, известны - это среда и пятница. В среду произошло совещание Иуды с первосвященниками о выдаче им Христа. В пятницу Христа распяли. В течение года (за исключением лишь нескольких недель) все православные, скорбя о свершившемся, накладывают в эти дни на себя пост. Постепенно в Церкви, в соответствии с евангельским духом, сложилась традиция поститься и перед некоторыми праздниками. Самый длительный и самый строгий пост накануне Пасхи - Великий. В течение всего поста согласно Уставу запрещается есть скоромную пищу - мясо, рыбу и молочные продукты.

На период Великого поста приходятся два больших праздника - Благовещение и Вербное воскресенье. А, поскольку «пост строгий неудобен с радостью праздника», то в эти дни дается послабление - разрешается есть рыбу. Однако внимательное знакомство с церковной Книгой Правил свидетельствует, что на время поста приходятся не два праздника, а целых четырнадцать - кроме двух вышеупомянутых, еще шесть суббот и шесть воскресений. Согласно 64-му Апостольскому правилу постящиеся в воскресенье и субботу (за исключением Великой - субботы накануне Пасхи) отлучаются от Церкви. Но прерывать пост каждую неделю было бы бессмысленным, так как аскетическое упражнение, чтобы принесло плоды, должно быть достаточно длительным. Компромисс между 69-м правилом, требующим поститься в Святую Четыредесятницу, и 64-м, запрещающим поститься в субботу и воскресенье, был найден в послаблении поста в выходные дни. Послабление это заключается в разрешении употребления в эти дни виноградного вина и горячей пищи, приготовленной на растительном масле (в будние дни согласно Уставу пищу готовят без растительного масла). В церковных календарях в выходные дни стоит пометка: «вино и елей». Эта пометка у непосвященных иногда вызывает неоднозначную реакцию.

Как-то в один из православных приходов Новосибирска пришла женщина жаловаться на церковные порядки - дескать, с вашим постом и спиться можно. Выяснилось, что ее муж каждую субботу и воскресенье накачивался вином, указывая жене на церковный календарь: видишь, дескать, Церковь требует в эти дни пить вино. Пришлось пригласить мужа и объяснить ему, что это вовсе не требование, а разрешение подкрепить виноградным вином силы тем, кто соблюдает пост строго по Уставу. А церковный Устав, регламентирующий Великий пост, действительно строг. В будние дни рекомендуется «сухо ясти». Монашеские уставы, разработанные в странах Северной Африки и Ближнего Востока, определяли, сколько нужно в день съесть оливок, фиников, орехов, смокв (инжира), изюма. Запивалось это все строго регламентированным количеством очищенного оливкового масла. Так что вопреки расхожему мнению сухоядение - это не сухомятка, а вкушение пищи, приготовленной без помощи огня.

Но это в жарких странах. А как же поститься в суровых климатических условиях России? С приходом православия на Русь уставы пришлось немного подкорректировать. Среди вышеперечисленных постных продуктов в российских уставах появилась «армеа» - монашеская пища, приготовленная впрок. Это квашеная капуста, соленые огурцы и помидоры, сушеные, замоченные и замороженные ягоды, бобы, фасоль, лук, чеснок, различная зелень, моченые яблоки, грибы всех видов приготовления и прочие богатства российской земли. Появилась в уставах и фраза: «варена же и сирова», то есть овощи разрешалось есть и вареные, и сырые. Так постепенно слово «сухоядение» стало означать - холодная пища, приготовленная без растительного масла. Варили, к примеру, картошку или кашу на воде, но избегали соблазна съесть это все горячим, а оставляли на следующий день. В этом и заключался смысл физического поста - избегать пресыщения и удовольствия от еды и воспринимать ее лишь как необходимое средство для поддержания жизненных сил.

А жизненные силы, как известно, у разных людей различны. Это понимали и святые отцы, устанавливающие церковные правила. В том же 69-м Апостольском правиле, жестко ставящем идентичность между православным и постящимся, есть очень существенная оговорка: «кроме препятствий от немощи телесной». Да и во всех монастырских уставах после перечня, как правило, строгих предписаний относительно поста, всегда стоит добавление: «кроме немощи». С этой деталью явно не знакомы многие современные неофиты, в порыве горения веры загубившие свое здоровье от чрезмерного поста.

Часто от людей, имеющих проблемы со здоровьем, приходится слышать: пощусь по уставу, так как батюшка послабления не дает, говорит: не могу взять на себя дерзость нарушать церковные правила. Такие казусы действительно встречаются, но, слава Богу, в последнее время в православной печати стали появляться разъяснения, что больному человеку послабления на пост испрашивать у священника вовсе не обязательно, так как об этом позаботились девятнадцать столетий назад святые отцы Церкви в составленных Апостольских правилах. Да практически во всех изречениях святых отцов в течение всех столетий красной нитью проводится мысль об осторожности в выборе степени поста. Чрезмерный пост без должной физической и духовной подготовки может нанести непоправимый вред. Кого-то чрезмерное усмирение плоти приводит к смирению духа, а кого-то, наоборот, к гордыни. Кому-то пост поможет язву излечить, а кому-то, наоборот, заработать. Нередко, к сожалению, получается наоборот. Наоборот - потому что зачастую забывается духовная составляющая поста.

В прежние времена наши предки не уступали в посте инокам. Во время Великого поста закрывались все увеселительные заведения, светская жизнь замирала, исчезала суета, не игрались свадьбы, супруги спали на раздельных ложах, всей семьей посещались церковные службы, а дома каждый день читалось Евангелие и жития святых. В такой обстановке ограничение в пище выглядело вполне естественным. И считался Великий пост - просветлением души. Сейчас во время поста свадьбы играют, как и в обычные дни, а зрелища сами пришли в наши дома в виде всемогущего телевидения. Постится человек, молоко из карамельки выковыривает, а, усевшись перед телевизором, окунается в чувственные эмоции, страсти, похоть, жестокость. Отключить на время поста телевизор для многих подвиг невыполнимый. Мяса не есть проще.

В книге протоиерея В. Свенцицкого «Граждане неба» приводятся слова одного пустынника: «Господь требует не голода, а подвига». И как, по словам классика, в жизни всегда есть место подвигу, так есть оно и во время поста. Для кого-то подвигом является отказ от излишнего пристрастия к еде, для кого-то - от курения или от выпивки, кому-то нужно пересмотреть свои отношения с близкими, кому-то побороть скупость, многословие, эгоизм и самомнение. Да мало ли какие страсти обладают нами, преодолевать которые просто необходимо, время же поста для этого самое подходящее. Ведь наши страсти - это мы сами, а, по словам святителя Тихона Задонского, «нет сильнейшей победы, как победить самого себя».

Резонанс
Новости
ЧП произошло в школе №13 Новосибирска – локоть ученицы 5-го класса застрял между секциями батареи отопления. Прибывшие спасатели боялись ошпарить девочку кипятком.
Почти на 10% больше преступлений было совершено в Новосибирской области в первые десять месяцев 2018 года. Повысилось и количество тяжких и особо тяжких преступлений. Однако есть и позитивные моменты – так, из 151 убийства пока нераскрытыми остаются два эпизода.
Формулировку «за совершением порочащего проступка» экс-начальник ГИБДД Новосибирской области попросил поменять на «в связи с выслугой лет, дающей право на пенсию». С такой просьбой уволенный Сергей Штельмах обратился в Новосибирский суд.
Максим Галкин назвал размер пенсии своей супруги, Аллы Пугачевой. Пенсия певицы была в несколько раз ниже пенсии коллеги по цеху Валерия Леонтьева.
Потерял зуб воспитанник новосибирского хоккея Владимир Тарасенко в матче НХЛ «Сент-Луис» – «Чикаго». Несмотря на боль, бывший игрок «Сибири» воспринял инцидент с улыбкой. Он подобрал зуб и передал его доктору своей команды.
Наконец-то получили свои квартиры в доме №5/3 по улице Вертковская обманутые дольщики. Дом должны были сдать еще 15 лет назад. За прошедшие годы у многих родились и выросли дети, другие отчаялись получить вожделенные метры и купили квартиры в других домах. Но вот 16 ноября была перерезана красная ленточка на последнем подъезде дома.