Новосибирск 2.9 °C

Великий пост пройдя до середины...

05.04.2002 00:00:00

Со следующего понедельника наступает Крестопоклонная седмица - середина Великого поста. Время оценить свои возможности и кому-то пост усилить, кому-то ослабить, а кому-то к посту и подключиться. Статистика утверждает, что 70% россиян называют себя православными, а раз так, то и поститься должны они, как и подобает православным, потому что согласно 69-му Апостольскому правилу, установленному в первом веке, человек, не соблюдающий среды, пятницы и Великий пост, от Церкви отлучается.

 Так откуда берет начало традиция поститься? Первый пост установил Сам Бог, запрещая Адаму и Еве вкушать плоды с дерева познания добра и зла. Нарушение этого поста привело к кардинальному изменению человеческого жизнеустройства. Накладывали на себя пост и ветхозаветные иудеи в самые судьбоносные моменты истории нации. Впоследствии ими были установлены и определенные даты поста в память тех или иных событий. Есть упоминание о посте и в Новом Завете, правда, без указания конкретных дат. Это дает повод протестантским конфессиям, в большинстве своем регламентируемых постов не соблюдающим, укорять православных в самочинии. Некоторые вообще пост отрицают, ссылаясь на то, что даже ученики Христа не постились.

Действительно, в Евангелии есть место, где фарисеи укоряют Христа в несоблюдении его учениками установленных постов. Иисус же ответил, что на брачном пиру не постятся, так как присутствует на нем жених, а вот «когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». Дни, когда жениха, то есть Христа, у народа отняли, известны - это среда и пятница. В среду произошло совещание Иуды с первосвященниками о выдаче им Христа. В пятницу Христа распяли. В течение года (за исключением лишь нескольких недель) все православные, скорбя о свершившемся, накладывают в эти дни на себя пост. Постепенно в Церкви, в соответствии с евангельским духом, сложилась традиция поститься и перед некоторыми праздниками. Самый длительный и самый строгий пост накануне Пасхи - Великий. В течение всего поста согласно Уставу запрещается есть скоромную пищу - мясо, рыбу и молочные продукты.

На период Великого поста приходятся два больших праздника - Благовещение и Вербное воскресенье. А, поскольку «пост строгий неудобен с радостью праздника», то в эти дни дается послабление - разрешается есть рыбу. Однако внимательное знакомство с церковной Книгой Правил свидетельствует, что на время поста приходятся не два праздника, а целых четырнадцать - кроме двух вышеупомянутых, еще шесть суббот и шесть воскресений. Согласно 64-му Апостольскому правилу постящиеся в воскресенье и субботу (за исключением Великой - субботы накануне Пасхи) отлучаются от Церкви. Но прерывать пост каждую неделю было бы бессмысленным, так как аскетическое упражнение, чтобы принесло плоды, должно быть достаточно длительным. Компромисс между 69-м правилом, требующим поститься в Святую Четыредесятницу, и 64-м, запрещающим поститься в субботу и воскресенье, был найден в послаблении поста в выходные дни. Послабление это заключается в разрешении употребления в эти дни виноградного вина и горячей пищи, приготовленной на растительном масле (в будние дни согласно Уставу пищу готовят без растительного масла). В церковных календарях в выходные дни стоит пометка: «вино и елей». Эта пометка у непосвященных иногда вызывает неоднозначную реакцию.

Как-то в один из православных приходов Новосибирска пришла женщина жаловаться на церковные порядки - дескать, с вашим постом и спиться можно. Выяснилось, что ее муж каждую субботу и воскресенье накачивался вином, указывая жене на церковный календарь: видишь, дескать, Церковь требует в эти дни пить вино. Пришлось пригласить мужа и объяснить ему, что это вовсе не требование, а разрешение подкрепить виноградным вином силы тем, кто соблюдает пост строго по Уставу. А церковный Устав, регламентирующий Великий пост, действительно строг. В будние дни рекомендуется «сухо ясти». Монашеские уставы, разработанные в странах Северной Африки и Ближнего Востока, определяли, сколько нужно в день съесть оливок, фиников, орехов, смокв (инжира), изюма. Запивалось это все строго регламентированным количеством очищенного оливкового масла. Так что вопреки расхожему мнению сухоядение - это не сухомятка, а вкушение пищи, приготовленной без помощи огня.

Но это в жарких странах. А как же поститься в суровых климатических условиях России? С приходом православия на Русь уставы пришлось немного подкорректировать. Среди вышеперечисленных постных продуктов в российских уставах появилась «армеа» - монашеская пища, приготовленная впрок. Это квашеная капуста, соленые огурцы и помидоры, сушеные, замоченные и замороженные ягоды, бобы, фасоль, лук, чеснок, различная зелень, моченые яблоки, грибы всех видов приготовления и прочие богатства российской земли. Появилась в уставах и фраза: «варена же и сирова», то есть овощи разрешалось есть и вареные, и сырые. Так постепенно слово «сухоядение» стало означать - холодная пища, приготовленная без растительного масла. Варили, к примеру, картошку или кашу на воде, но избегали соблазна съесть это все горячим, а оставляли на следующий день. В этом и заключался смысл физического поста - избегать пресыщения и удовольствия от еды и воспринимать ее лишь как необходимое средство для поддержания жизненных сил.

А жизненные силы, как известно, у разных людей различны. Это понимали и святые отцы, устанавливающие церковные правила. В том же 69-м Апостольском правиле, жестко ставящем идентичность между православным и постящимся, есть очень существенная оговорка: «кроме препятствий от немощи телесной». Да и во всех монастырских уставах после перечня, как правило, строгих предписаний относительно поста, всегда стоит добавление: «кроме немощи». С этой деталью явно не знакомы многие современные неофиты, в порыве горения веры загубившие свое здоровье от чрезмерного поста.

Часто от людей, имеющих проблемы со здоровьем, приходится слышать: пощусь по уставу, так как батюшка послабления не дает, говорит: не могу взять на себя дерзость нарушать церковные правила. Такие казусы действительно встречаются, но, слава Богу, в последнее время в православной печати стали появляться разъяснения, что больному человеку послабления на пост испрашивать у священника вовсе не обязательно, так как об этом позаботились девятнадцать столетий назад святые отцы Церкви в составленных Апостольских правилах. Да практически во всех изречениях святых отцов в течение всех столетий красной нитью проводится мысль об осторожности в выборе степени поста. Чрезмерный пост без должной физической и духовной подготовки может нанести непоправимый вред. Кого-то чрезмерное усмирение плоти приводит к смирению духа, а кого-то, наоборот, к гордыни. Кому-то пост поможет язву излечить, а кому-то, наоборот, заработать. Нередко, к сожалению, получается наоборот. Наоборот - потому что зачастую забывается духовная составляющая поста.

В прежние времена наши предки не уступали в посте инокам. Во время Великого поста закрывались все увеселительные заведения, светская жизнь замирала, исчезала суета, не игрались свадьбы, супруги спали на раздельных ложах, всей семьей посещались церковные службы, а дома каждый день читалось Евангелие и жития святых. В такой обстановке ограничение в пище выглядело вполне естественным. И считался Великий пост - просветлением души. Сейчас во время поста свадьбы играют, как и в обычные дни, а зрелища сами пришли в наши дома в виде всемогущего телевидения. Постится человек, молоко из карамельки выковыривает, а, усевшись перед телевизором, окунается в чувственные эмоции, страсти, похоть, жестокость. Отключить на время поста телевизор для многих подвиг невыполнимый. Мяса не есть проще.

В книге протоиерея В. Свенцицкого «Граждане неба» приводятся слова одного пустынника: «Господь требует не голода, а подвига». И как, по словам классика, в жизни всегда есть место подвигу, так есть оно и во время поста. Для кого-то подвигом является отказ от излишнего пристрастия к еде, для кого-то - от курения или от выпивки, кому-то нужно пересмотреть свои отношения с близкими, кому-то побороть скупость, многословие, эгоизм и самомнение. Да мало ли какие страсти обладают нами, преодолевать которые просто необходимо, время же поста для этого самое подходящее. Ведь наши страсти - это мы сами, а, по словам святителя Тихона Задонского, «нет сильнейшей победы, как победить самого себя».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: