Рис. Серика КУЛЬМЕШКЕНОВА (США). |
Мастерство карикатуры пришло к нам из древних веков, из фресок, изображавших сказочных злобных персонажей, оружие против которых у древнего человека было одно - смех. С тех пор карикатура как жанр испытала множество взлетов и падений, многие боялись ее беспощадной силы, поэтому тщательно уничтожали. Со временем карикатура становилась все сложнее, приобретала глубокий философский смысл. Сейчас у нас в Новосибирске выделяют двух ведущих мастеров этого жанра: Игоря Елистратова и Владимира Степанова. Степанов стал одним из организаторов первой международной выставки карикатуры в России, открывшейся на днях в Доме ученых Академгородка.
- Карикатурой я занялся совершенно неожиданно для себя, - рассказывает Владимир. - Раньше никогда не увлекался никакой оформительской работой, хотя в школе рисовал достаточно хорошо, способности, да и тяга к живописи были. Правда, потом я заметил в себе одну особенность: все газеты и журналы я начинал читать с конца, там, где обычно располагается юмор, и больше всего меня привлекали картинки. Однажды я подумал, а не попробовать ли мне что-то нарисовать. Так через месяц с лишним родилась первая карикатура: боксер борется с тенью. Потом были еще простые картинки, например, «На необитаемом острове», «Из-за угла», затем уже пошли сюжеты посложнее. Первые свои карикатуры я принес в редакцию газеты как раз первого апреля, а второго апреля одну из них уже напечатали. Этот успех меня очень вдохновил, и с тех пор я начал заниматься «картинками» всерьез.
Рис. Александра МОНАСТЫРСКОГО (Россия). |
- Там обязательно должна присутствовать интересная мысль, подчас с философским подтекстом, и хорошее исполнение. К примеру, я сейчас стал придумывать очень сложные сюжеты, до многих они просто не доходят. Жена одного знакомого художника раз пожаловалась мне, что совершенно не понимает моих картинок, они ей кажутся слишком заумными. А мне скучно снижать уровень. Тем более, удовольствие от каждой удавшейся картинки я получаю неимоверное. Вообще, кайф от хорошо сделанной работы намного сильнее, чем от занятий сексом или, например, еды. Творчество захватывает человека целиком, иной раз можно рисовать сутками, а вы покажите мне человека, который бы мог заниматься любовью сутками напролет?!
Рисунок Анатолия АПЧЕЛА (Украина) |
- В первую очередь, темы различаются. Если, к примеру, в Бельгии - стерильное общество, то их и волнуют исключительно бытовые проблемы - унитазов, стиральных бачков и грязной посуды. В израильских карикатурах отчетливо ощущается ностальгия по снегу, коренных евреев ведь очень мало, большинство из них - выходцы из России или из других холодных европейских стран, вот их тоска и мучает по прохладе. Кстати, очень часто людям разных стран трудно понять культурные традиции друг друга, выраженные в карикатуре. В Японии, например, карикатура с котом, падающим с крыши и дико орущим в пустоту, получила Гран-при - 20 тысяч долларов. Я абсолютно не могу понять, за что?! Наверное, есть какой-то миф или народная история, которая как-то объясняет успех этой карикатуры и ее важность для японского народа. А вообще, я считаю, что наиболее развит жанр карикатуры у болгарского, русского и югославского народов. Сейчас, правда, активную конкуренцию стал составлять Восток: Китай и Таиланд.
Рис. Михаила ДУРНОВО (Россия) |
- Мне кажется, она постоянно развивается, движется, нельзя сказать, что умирает, наоборот, прогресс налицо. Особенно это видно, если сравнивать современные каталоги с каталогами десятилетней давности, старые картинки, на мой взгляд, уже скучны и неинтересны. Правда, очень часто сюжеты повторяются. Например, все знают избитый сюжет про лыжника, врезающегося в сосну, а ведь можно даже в эту надоевшую картинку внести свежий нюанс, и она заиграет новыми красками. Меняется время, меняются и темы для карикатур, техника исполнения. Но что бы ни менялось, есть одно правило, которое нарушать не следует. Никогда не пытайтесь шаржировать женщин: рассмешить их трудно, а вот обидеть легко. Карикатура ведь тоже женского рода, она не прощает ошибок.