Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Ватикан отыскал в России Карафуто

11.04.2002
Более месяца прошло со дня проведения акции протестаправославными Новосибирска против решения Ватикана об учреждении в России четырех католических епархий. Но большинству россиян так и осталась не совсем понятна столь резкая реакция Русской православной церкви на, казалось бы, внутрицерковное административное решение Римско-католической церкви. За разъяснением ситуации наш корреспондент обратился к настоятелю собора во имя Александра Невского протоиерею Александру Новопашину.

Почему Русская православная церковь
против учреждения в нашей стране католических епархий

 Более месяца прошло со дня проведения акции протеста православными Новосибирска против решения Ватикана об учреждении в России четырех католических епархий.

Но большинству россиян так и осталась не совсем понятна столь резкая реакция Русской православной церкви на, казалось бы, внутрицерковное административное решение Римско-католической церкви. За разъяснением ситуации наш корреспондент обратился к настоятелю собора во имя Александра Невского протоиерею Александру Новопашину.

- Отец Александр, не могли бы вы вначале немного рассказать, как получилось, что некогда единая Церковь раскололась на две не очень мирных составляющих?

- Если говорить точно, то раскола не было, а было отпадение Западной Церкви от Кафолической (вселенской) православной церкви. Понятие «вселенская» и «православная» вошло в обиход еще в IV веке после принятия на Вселенских соборах Никео-Царьградского Символа веры, в котором святые отцы изложили основы христианской веры. Так вот, те, кто исповедовал Символ веры, и назывались, в отличие от еретиков, православными и принадлежали к Кафолической церкви. И, когда в начале XI века римский епископ (папа) официально дал разрешение читать во всех храмах Римской поместной церкви искаженный Символ веры, то в Константинополе перестали поминать римского папу, как еретика. Затем Римская поместная церковь в одностороннем порядке объявила себя католической, что, как и кафолическая, означает - вселенская. Это привело к событию, вошедшему в историю как раскол 1054 года.

Что касается немирности, то из истории известно, откуда эта немирность произошла. Самый показательный пример - 4-й Крестовый поход. Одной из главных духовных составляющих крестовых походов была идея спасения православной Византии от мусульманской угрозы. И вот, в 1204 году католические крестоносцы неожиданно повернули к Константинополю и после осады разгромили и разграбили столицу православной Византии. С тех пор Византии уже было трудно подняться, и, как результат, сейчас вместо Константинополя - Стамбул. Такова цена «братской помощи» латинян. После этого римские папы уже не стеснялись открыто называть православных «неверными». По крайней мере, в булле от 24 ноября 1232 года, призывающей католических рыцарей к крестовым походам на северо-востоке Европы, папа Григорий IX, требовал «защитить новое насаждение христианской веры против неверных русских». Через три месяца в очередной булле русские уже открыто называются «врагами».

- Отец Александр, все, что вы говорите, более-менее из истории известно, но это было так давно и, кроме того, папа Иоанн Павел II уже покаялся за содеянное Римской церковью.

- Во-первых, покаяние было только по поводу 4-го Крестового похода. Про экспансию против Руси вообще даже не упоминалось. Во-вторых, покаяние - это означает исправление. Но уже сейчас политика Ватикана на Западной Украине мало чем отличается от времен крестовых походов. Ведь с попустительства Римской церкви на Украине практически разгромлены три православные епархии. В одночасье униаты (те, кто при исполнении восточного обряда подчиняются Папе Римскому) захватили все православные храмы, избивая и даже убивая православных. Папа Иоанн Павел II объявил себя великим миротворцем, но, несмотря на неоднократное просьбы нашего Патриарха утихомирить свою паству на Украине, никаких шагов не предпринял. И после этого папа обижается, что его не приглашают в Москву!

- А много ли католиков в России?

- Главный католик России архиепископ Тадеуш Кондрусевич заявил о 600 тысячах католиков на территории России. Правда, через несколько дней Ватикан назвал цифру уже в 1 миллион 300 тысяч. Но как появилась эта цифра? Оказывается, ее вычислили на основании якобы проведенного социологического опроса, при котором, со слов Ватикана, 1% населения России назвали себя католиками. Правда, кем и где проводились эти исследования, при этом не упоминалось. Российская же статистика свидетельствует о 10-20 тысячах христиан католического вероисповедания.

- Но согласитесь, что и эта цифра немалая, и, в соответствии с Законом о свободе совести, католики также имеют право на существование в России.

- Самое интересное, что никто против этого и не возражает. Мы не против российских католиков как таковых, это было бы полным абсурдом, мы возражаем против расширения католического присутствия, причем расширения необоснованного и, с точки зрения исторической действительности, опасного. Как-то в российской католической газете «Свет Евангелия» были приведены следующие цитаты: «Епископ Ежи Мазур в Иркутске, в сослужении 10 священников, елеопомазал 20 человек. Некоторые из прихожан приехали из Ангарска в Иркутск». Вот так. Один священник на двух прихожан, собравшихся из двух городов. А вот другая цитата: «Приход в Красноярске большой - в воскресной мессе участвуют 120-150 прихожан». Если приход в 120 человек для огромного города большой, то какой же маленький? Вряд ли для такого количества прихожан стоило создавать целых четыре епархии.

- Но католики утверждают, что они не создают новые епархии, а восстанавливают бывшие до революции 1917 года.

- Это неправда. Приведу выдержку из заявления Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской православной церкви: «Почти все из существующих в Российской империи к началу ХХ века римско-католических епархий находились на территории нынешних Польши, Литвы, Украины и Белоруссии и не имели ни единого центра ни в столице России, ни в каком другом городе». В этом же заявлении говорится, что «для окормления католиков, не столь многочисленных в нашей стране, не было необходимости повышать статус уже существующих католических структур, а тем более образовывать особый церковный округ».

- Так мы теперь в Ватикане называемся российским округом?

- Нет, мы называемся церковной провинцией. Такому названию соответствует и поведение новоявленных епископов. Архиепископ Кондрусевич в интервью «Независимой газете» (25.03.02) заявил, что, в случае сближения Православной церкви и Католической, Православная должна подчиниться Ватикану, так как «центр всегда будет один. Не бывает двух центров». А так называемый «ординарий католической епархии св. Климента с центром в Саратове» Клеменс Пиккель после личной встречи с архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием сказал: «Это была моя первая встреча с православным епископом после учреждения католических епархий в России 11 февраля», и добавил: «Епископ Анастасий - один из православных епископов на территории нашей епархии». Так что уже не они у нас, а мы у них.

- Отец Александр, но находятся же наши епископы на территории исторически католических стран - во Франции, например.

- Епископы Русской православной церкви Московского патриархата, проживающие на Западе, призваны окормлять свою паству, волею судьбы оказавшуюся за границей. Но у нас нет там своих епархий. Мы очень уважительно относимся к традициям чужих стран и никогда не распространяем свою духовную миссию на христиан другой конфессии, так как помним слова апостола Павла: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15, 20). Чувство такта наша Церковь старается проявить даже в титулах епископов, окормляющих православную паству за рубежом. Так, архиерей, проживающий в Лондоне, носит титул Сурожский, а во Франции - Корсунский. Мы уважаем чужую каноническую территорию, в отличие от католиков, которые, со слов того же Кондрусевича, своей канонической территорией считают весь мир.

- Кстати, о титулах епископов. Как вы считаете, включение в титул Восточносибирского католического епископа «префектуры Карафуто» является недоразумением или продуманным актом?

- Не нужно забывать, что Ватикан - это не только центр Римско-католической церкви, но и государство. Поэтому каждое его решение несет политическую окраску. Включение в епископский титул несуществующей территории говорит о многом. Префектура Карафуто существовала на территории Южного Сахалина, когда он входил в состав Японии (1905-1945 гг.) в качестве ее административной единицы. Сейчас нам об этом напомнили. И, наверное, не зря. После распада СССР в пограничных странах стали усиленно муссировать вопросы о территориальных «несправедливостях», возникших после Второй мировой войны. Желающих отхватить территории, оплаченные ценою крови наших соотечественников, оказалось немало. И вот, как когда-то папы благословляли рыцарей на крестовые походы против Руси, так и сейчас было дано недвусмысленное благословение на растерзание России.

- Думаете, мы действительно так слабы, что эта команда кому-то даст повод повести себя соответствующим образом?

- Да, в настоящее время мы слабы. Но не стоит забывать, что мы все-таки Россия. В истории нашей страны бывали времена смут и нестроений, но с Божьей помощью мы преодолевали все беды. Так, 18 апреля исполняется 760 лет со дня Ледового побоища. На Русь, истерзанную и ослабленную татаро-монгольским нашествием, по папскому благословению ринулись рыцарские полчища. Ситуация усугубилась предательством бояр, которые решили, что западные хозяева помогут им сохранить власть и богатство. Положение казалось безвыходным. Но по молитвам русского народа Господь явил защитника Отечества в лице благоверного князя Александра Невского, который и предателей наказал, и врагов разбил. Думаю, что Господь не оставит нашу страну и сейчас, а то, что мы пока слабы... Недаром говорил святой Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде».

Интервью записал Валерий МЕЛЬНИКОВ
Резонанс
Новости
На 58 тысяч километров скручивают пробег машин в Новосибирске. У машин 2017 года выпуска скручивают в среднем «всего» 21 547 километров, у «трехлеток» — почти 40 000 километров. Сайт бесплатных объявлений о купле-продаже автомобилей изучил информацию о скрученных пробегах машин, выставленных на продажу.
Юрий Петухов рекомендован кандидатом для назначения на должность первого заместителя губернатора Новосибирской области, Виталий Голубенко – министра финансов и налоговой политики, Ярослав Фролов – министра труда и социального развития регионального правительства. Им предстоит согласование на сессии Законодательного собрания области.

Сразу три маршрута исчезли утром 18 сентября с левобережья Новосибирска. Советский район частично остался без муниципальных маршруток №5, 6 и 7. Минтранс Новосибирской области взял под контроль ситуацию с общественным транспортом, напомнив мэрии о необходимости тщательней информировать горожан об изменениях в движении маршрутов.
Сто крутых призов за креативные фото в день выборов нашли своих законных владельцев. Итогом фотоконкурса от Издательского дома «Советская Сибирь» в Новосибирске стала церемония вручения подарков за творчество, обаяние и изобретательность. Победители раскрыли секреты, как им удалось покорить фотографиями сердца жюри.
20.09.2018
Количество вариантов квартир стоимостью от 0,9 до 1,1 миллиона рублей в Новосибирске за год выросло на 30%  – с 863 до 1119 объектов. Такие данные получили аналитики портала по выбору недвижимости N1.RU.
В зоне рискованного земледелия безродное зерно хорошего урожая не дает. Минсельхоз региона направляет миллионы рублей хозяйствам, приобретающим элитный семенной материал. В 2018 году на этот вид господдержки выделили почти на 20 миллионов рублей больше, чем в предыдущем. Доля площадей, засеянных элитными семенами, посто­янно увеличивается, но не так быстро, как хотелось бы.