Новосибирск 0.5 °C

Ватикан отыскал в России Карафуто

11.04.2002 00:00:00

Почему Русская православная церковь
против учреждения в нашей стране католических епархий

 Более месяца прошло со дня проведения акции протеста православными Новосибирска против решения Ватикана об учреждении в России четырех католических епархий.

Но большинству россиян так и осталась не совсем понятна столь резкая реакция Русской православной церкви на, казалось бы, внутрицерковное административное решение Римско-католической церкви. За разъяснением ситуации наш корреспондент обратился к настоятелю собора во имя Александра Невского протоиерею Александру Новопашину.

- Отец Александр, не могли бы вы вначале немного рассказать, как получилось, что некогда единая Церковь раскололась на две не очень мирных составляющих?

- Если говорить точно, то раскола не было, а было отпадение Западной Церкви от Кафолической (вселенской) православной церкви. Понятие «вселенская» и «православная» вошло в обиход еще в IV веке после принятия на Вселенских соборах Никео-Царьградского Символа веры, в котором святые отцы изложили основы христианской веры. Так вот, те, кто исповедовал Символ веры, и назывались, в отличие от еретиков, православными и принадлежали к Кафолической церкви. И, когда в начале XI века римский епископ (папа) официально дал разрешение читать во всех храмах Римской поместной церкви искаженный Символ веры, то в Константинополе перестали поминать римского папу, как еретика. Затем Римская поместная церковь в одностороннем порядке объявила себя католической, что, как и кафолическая, означает - вселенская. Это привело к событию, вошедшему в историю как раскол 1054 года.

Что касается немирности, то из истории известно, откуда эта немирность произошла. Самый показательный пример - 4-й Крестовый поход. Одной из главных духовных составляющих крестовых походов была идея спасения православной Византии от мусульманской угрозы. И вот, в 1204 году католические крестоносцы неожиданно повернули к Константинополю и после осады разгромили и разграбили столицу православной Византии. С тех пор Византии уже было трудно подняться, и, как результат, сейчас вместо Константинополя - Стамбул. Такова цена «братской помощи» латинян. После этого римские папы уже не стеснялись открыто называть православных «неверными». По крайней мере, в булле от 24 ноября 1232 года, призывающей католических рыцарей к крестовым походам на северо-востоке Европы, папа Григорий IX, требовал «защитить новое насаждение христианской веры против неверных русских». Через три месяца в очередной булле русские уже открыто называются «врагами».

- Отец Александр, все, что вы говорите, более-менее из истории известно, но это было так давно и, кроме того, папа Иоанн Павел II уже покаялся за содеянное Римской церковью.

- Во-первых, покаяние было только по поводу 4-го Крестового похода. Про экспансию против Руси вообще даже не упоминалось. Во-вторых, покаяние - это означает исправление. Но уже сейчас политика Ватикана на Западной Украине мало чем отличается от времен крестовых походов. Ведь с попустительства Римской церкви на Украине практически разгромлены три православные епархии. В одночасье униаты (те, кто при исполнении восточного обряда подчиняются Папе Римскому) захватили все православные храмы, избивая и даже убивая православных. Папа Иоанн Павел II объявил себя великим миротворцем, но, несмотря на неоднократное просьбы нашего Патриарха утихомирить свою паству на Украине, никаких шагов не предпринял. И после этого папа обижается, что его не приглашают в Москву!

- А много ли католиков в России?

- Главный католик России архиепископ Тадеуш Кондрусевич заявил о 600 тысячах католиков на территории России. Правда, через несколько дней Ватикан назвал цифру уже в 1 миллион 300 тысяч. Но как появилась эта цифра? Оказывается, ее вычислили на основании якобы проведенного социологического опроса, при котором, со слов Ватикана, 1% населения России назвали себя католиками. Правда, кем и где проводились эти исследования, при этом не упоминалось. Российская же статистика свидетельствует о 10-20 тысячах христиан католического вероисповедания.

- Но согласитесь, что и эта цифра немалая, и, в соответствии с Законом о свободе совести, католики также имеют право на существование в России.

- Самое интересное, что никто против этого и не возражает. Мы не против российских католиков как таковых, это было бы полным абсурдом, мы возражаем против расширения католического присутствия, причем расширения необоснованного и, с точки зрения исторической действительности, опасного. Как-то в российской католической газете «Свет Евангелия» были приведены следующие цитаты: «Епископ Ежи Мазур в Иркутске, в сослужении 10 священников, елеопомазал 20 человек. Некоторые из прихожан приехали из Ангарска в Иркутск». Вот так. Один священник на двух прихожан, собравшихся из двух городов. А вот другая цитата: «Приход в Красноярске большой - в воскресной мессе участвуют 120-150 прихожан». Если приход в 120 человек для огромного города большой, то какой же маленький? Вряд ли для такого количества прихожан стоило создавать целых четыре епархии.

- Но католики утверждают, что они не создают новые епархии, а восстанавливают бывшие до революции 1917 года.

- Это неправда. Приведу выдержку из заявления Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской православной церкви: «Почти все из существующих в Российской империи к началу ХХ века римско-католических епархий находились на территории нынешних Польши, Литвы, Украины и Белоруссии и не имели ни единого центра ни в столице России, ни в каком другом городе». В этом же заявлении говорится, что «для окормления католиков, не столь многочисленных в нашей стране, не было необходимости повышать статус уже существующих католических структур, а тем более образовывать особый церковный округ».

- Так мы теперь в Ватикане называемся российским округом?

- Нет, мы называемся церковной провинцией. Такому названию соответствует и поведение новоявленных епископов. Архиепископ Кондрусевич в интервью «Независимой газете» (25.03.02) заявил, что, в случае сближения Православной церкви и Католической, Православная должна подчиниться Ватикану, так как «центр всегда будет один. Не бывает двух центров». А так называемый «ординарий католической епархии св. Климента с центром в Саратове» Клеменс Пиккель после личной встречи с архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием сказал: «Это была моя первая встреча с православным епископом после учреждения католических епархий в России 11 февраля», и добавил: «Епископ Анастасий - один из православных епископов на территории нашей епархии». Так что уже не они у нас, а мы у них.

- Отец Александр, но находятся же наши епископы на территории исторически католических стран - во Франции, например.

- Епископы Русской православной церкви Московского патриархата, проживающие на Западе, призваны окормлять свою паству, волею судьбы оказавшуюся за границей. Но у нас нет там своих епархий. Мы очень уважительно относимся к традициям чужих стран и никогда не распространяем свою духовную миссию на христиан другой конфессии, так как помним слова апостола Павла: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15, 20). Чувство такта наша Церковь старается проявить даже в титулах епископов, окормляющих православную паству за рубежом. Так, архиерей, проживающий в Лондоне, носит титул Сурожский, а во Франции - Корсунский. Мы уважаем чужую каноническую территорию, в отличие от католиков, которые, со слов того же Кондрусевича, своей канонической территорией считают весь мир.

- Кстати, о титулах епископов. Как вы считаете, включение в титул Восточносибирского католического епископа «префектуры Карафуто» является недоразумением или продуманным актом?

- Не нужно забывать, что Ватикан - это не только центр Римско-католической церкви, но и государство. Поэтому каждое его решение несет политическую окраску. Включение в епископский титул несуществующей территории говорит о многом. Префектура Карафуто существовала на территории Южного Сахалина, когда он входил в состав Японии (1905-1945 гг.) в качестве ее административной единицы. Сейчас нам об этом напомнили. И, наверное, не зря. После распада СССР в пограничных странах стали усиленно муссировать вопросы о территориальных «несправедливостях», возникших после Второй мировой войны. Желающих отхватить территории, оплаченные ценою крови наших соотечественников, оказалось немало. И вот, как когда-то папы благословляли рыцарей на крестовые походы против Руси, так и сейчас было дано недвусмысленное благословение на растерзание России.

- Думаете, мы действительно так слабы, что эта команда кому-то даст повод повести себя соответствующим образом?

- Да, в настоящее время мы слабы. Но не стоит забывать, что мы все-таки Россия. В истории нашей страны бывали времена смут и нестроений, но с Божьей помощью мы преодолевали все беды. Так, 18 апреля исполняется 760 лет со дня Ледового побоища. На Русь, истерзанную и ослабленную татаро-монгольским нашествием, по папскому благословению ринулись рыцарские полчища. Ситуация усугубилась предательством бояр, которые решили, что западные хозяева помогут им сохранить власть и богатство. Положение казалось безвыходным. Но по молитвам русского народа Господь явил защитника Отечества в лице благоверного князя Александра Невского, который и предателей наказал, и врагов разбил. Думаю, что Господь не оставит нашу страну и сейчас, а то, что мы пока слабы... Недаром говорил святой Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде».

Интервью записал Валерий МЕЛЬНИКОВ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: