Новосибирск 10.7 °C

Лирики победили физиков?

12.04.2002 00:00:00

В иных школах Новосибирска только шесть процентов ребят успевают по физике.
Завтра будет некому двигать фундаментальную науку

Уровень знаний новосибирских школьников стремительно падает. При оценке комплексных показателей качества образования - такое мероприятие проводится сейчас в ходе аттестации школ - выяснилось, что в ряде учебных заведений всего шесть процентов старшеклассников успевают по физике. Остальные девяносто четыре процента учеников не могут выполнить задания «срезовых» контрольных работ даже на «двойку». С гуманитарными предметами дела обстоят несколько лучше. Хотя, к примеру, русский язык дается иным школьникам ничуть не легче, чем физика другим.

Отряды физиков несут потери

 Представители высшей школы также отмечают: абитуриент пошел не тот. Несмотря на всеобщую истерию по поводу бешеных конкурсов в университеты и академии, преподаватель физики НГУ Анна Романова говорит, что в Новосибирском госуниверситете конкурс на отделение физики в 2001 году был один (!) человек на место. В этом году во время пробных экзаменов на физическом факультете пришли испытать свои силы в данной отрасли знаний всего 36 одиннадцатиклассников. Нормальные результаты по физике и математике показали лишь 12 из них. На механико-математический факультет пробовались 330 человек. Парадоксально, но 30 процентов из них, сдав хорошо физику и математику, получили «незачет» по русскому языку.

Можно было бы предположить, что НГУ является, скорее, исключением, нежели правилом. Единственный в Сибири вуз, готовящий кадры для фундаментальной науки и предъявляющий к абитуриентам весьма высокие требования, в принципе не может рассчитывать на то, что туда толпой хлынут будущие Эйнштейны, Курчатовы, Марии Склодовские-Кюри и примутся расталкивать друг друга локтями.

Однако и в педагогическом вузе - НГПУ, где согласны принимать не только гениев, но и обычных школьников, владеющих знаниями по физике и математике в объемах, не превышающих школьную программу, говорят, что в течение последних пяти лет образовательный уровень абитуриентов неуклонно снижается. «Набор в 125 человек мы выполняем с трудом. Иногда приходится брать даже троечников, - посетовал заведующий кафедрой теоретической физики НГПУ Юрий Пейсахович. - Совсем плохо стало, когда в школах отменили обязательный выпускной экзамен по физике».

Декан математического факультета НГПУ Алфат Хасанов печально констатирует: не из кого брать не только студентов, но и преподавателей (их готовит как раз НГУ). Университет в последнее время выпускает мало специалистов. Те, кого он выпускает, не идут в педагоги. Конкурс на математический факультет НГПУ в 1999 году составлял 650 заявлений на 250 мест, в 2000 году количество желающих учиться уменьшилось на 100, в 2001 году на те же 250 мест претендовали всего 500 человек.

Заместитель декана факультета прикладной математики и информатики НГТУ Владимир Стасышин, хоть и не отмечает уменьшения интереса абитуриентов к своей специальности, приводит такие цифры: из поступивших на матфак в 2000-2001 году 230 студентов остались 159 человек. То есть за 1,5 года факультет потерял более 70 человек. Как свидетельствует опыт, обычно отсев продолжается курса до третьего. За это время, полагает Владимир Михайлович, уйдут еще человек 30. «Если на решение вступительных тестов можно, что называется, «натаскать», то умение логически мыслить, глубоко анализировать, принимать оригинальные решения - именно это требуется в серьезных вузах - нельзя развить за три месяца занятий с репетитором, - объясняет Владимир Стасышин, - этому нужно учить в течение многих лет».

По словам все тех же деканов физических и математических факультетов, успешных абитуриентов на технические специальности дают четыре-пять новосибирских школ: 130-я, 25-я - в Советском районе, гимназии NN 1 и 4 - в Центральном и одна школа в Дзержинском. Самое обидное, что на физфаке НГУ учится гораздо больше выпускников Бийского лицея, Кемеровского классического лицея и разных школ Хакасии, нежели новосибирских школьников. Между тем учителя везде получают одинаково мало. Значит, можно что-то сделать на уровне города, области?! Значит, не только ожидание «манны небесной» от федерального правительства - удел сегодняшних педагогов?

Умения мыслить «на пальцах» не привьешь

Легендарные физики 70-х давно уже не кумиры для нового поколения

 Причин, по которым физика с математикой (вообще-то, считающиеся основными школьными предметами) оказались в таком загоне, аналитики видят несколько. Одна из них - нехватка учебных пособий. Изучение физики невозможно без лабораторных и практических работ. А для проведения лабораторных нужны приборы, тренажеры, расходные материалы, которых нет. При обучении «на пальцах» можно заставить детей вызубрить формулы. Умения нестандартно мыслить, применять знания в неординарной плоскости «на пальцах» не привьешь.

Уровень профессиональной подготовки школьных учителей, считает Анна Романова, тоже оставляет желать лучшего: «Мы проводили собственные исследования, в результате которых выяснили: не каждый выпускник физфака НГПУ может решить все пять задач нашего вступительного теста. Это при том, что сложность тестов не повышалась 15 лет. А если он не может сам, как он научит этому своих учеников?»

На вопрос «почему» можно было бы ответить примером, как рознится отношение тех, кто занимается «раздачей слонов» в сфере образования, к разным территориям образовательного пространства. В НИПКРО (институт повышения квалификации работников образования) физика даже не выделена в отдельную кафедру. Педагоги-физики занимают одну маленькую комнатку, в которой нет ни компьютера, ни факса, а вся специальная литература умещается на одной полке. Зато кафедра психологии занимает несколько помещений, в каждом из которых - полный набор современной оргтехники, огромное количество новых книг. Вывод очевиден: повышением квалификации учителей-физиков в Новосибирске сегодня занимаются весьма слабо.

Мода на образование: гуманитарное - прет-а-порте,
техническое - только для подиумов

 Полиграф Полиграфович Шариков вынес бы в данной ситуации «мудрое» решение: взять все и поделить. В реальности никто, конечно, не говорит о таком абсурде: забрать пару комнаток в здании НИПКРО у психологов и отдать их физикам. Тем не менее все замечают: в образовательной политике идет некоторый перекос в сторону гуманитарного образования. Негосударственные образовательные учреждения предпочитают готовить юристов и психологов. Государственные вузы технического профиля открывают факультеты международных отношений, преподают гостиничное дело, туристический бизнес, журналистику и абсолютно не свойственные профилю учебного заведения специальности. Преподавать гуманитарные предметы дешевле и проще: иных учебных пособий, кроме собственного языка, преподавателю не нужно. От учащихся требуется всего лишь слушать, читать и усваивать информацию. Никаких тебе формул, задач и лабораторных работ.

Аналитики рынка труда в это время многоголосым хором кричат о том, что юристов и психологов уже давно некуда девать, а требуются и будут требоваться в течение ближайших пяти лет инженеры, технологи, программисты, системные администраторы, системные операторы, логистики. Словом, люди с техническим образованием. Чтобы убедиться в правоте этих слов, достаточно зайти в любую охранную, экспедиторскую, торговую фирму или на барахолку. Среди тружеников прилавка и секьюрити обязательно окажутся выпускники вузов. Причем гуманитариев среди них значительно больше, нежели физиков и математиков. «Все определяет государственная политика, - говорит по этому поводу Юрий Пейсахович. - В 60-70-е годы подготовка хороших физиков была делом государственной важности в связи с холодной войной и гонкой вооружений. Теперь вооружаться нам вроде как ни к чему. В богатых странах спонсорскую поддержку образованию оказывают фирмы, специализирующиеся на разработке высоких технологий. У нас таких фирм нет».

Кого родила «кузькина мать»

 Алфат Хасанов рассматривает вопрос в несколько ином свете: «Идет нормальное столкновение интересов. Никакой трагедии нет. Между физиками и лириками всегда был своеобразный спор. Сейчас канат на себя перетянули лирики. Двадцать лет назад, вспомните, преимущество было на стороне физиков. Можно ли что-то сделать в данной ситуации и нужно ли волюнтаристское вмешательство в естественный ход событий - не знаю».

Насчет того, можно ли что-то сделать с такой особенностью российского менталитета, как постоянное перемещение из крайности в крайность, - никому неизвестно.

Но в том, что в этом нет никакой трагедии, лично я с Алфатом Исламовичем не соглашусь. Многие сегодняшние тинейджеры не знают других развлечений, кроме наркотиков, не читают других книг, кроме «Гарри Поттера», и не мечтают ни о чем ином, кроме как уехать навсегда из этой страны. Почему? Да потому, что их мамы и папы, которым сегодня по сорок, были заняты решением технических сверхзадач и совершенно забыли, что им нужно воспитывать детей. Советская школьная педагогика, не имевшая никакого представления о детской психологии и психологии личности (такого понятия, как личность, тогда не было вообще), топтала и калечила детские души, оставляя на всю оставшуюся жизнь отвращение к русской литературе, русской истории. Нравственное уродство, зародившееся еще в чреве хрущевской «кузькиной матери», как генетическая болезнь, передалось через поколение.

Не превратиться в нацию тупиц

 Итак, что мы имеем теперь? Факт, приведенный Владимиром Стасышиным в качестве иллюстрации к государственной политике в области образования и науки: «Пальцев на двух руках мне не хватит, чтобы сосчитать своих коллег, которые сейчас работают в США. Здесь остались единицы». Средний возраст научных сотрудников в НИИ Академгородка - 51-60 лет. «Новеньких» в каждый институт ежегодно приходит 7-10 человек. Ученый секретарь Института вычислительных технологий Леонид Чубаров, анализируя статистические данные, выводит более подробную картину: средний возраст кандидатов наук - 43 года, докторов - 54. «В последнее время государство после долгого забвения обратило внимание на фундаментальную науку и даже начало выделять гранты для молодых ученых. Но иногда бывает так, что нам некому отдать этот грант! Талантливой, подающей надежды молодежи приходит все меньше и меньше», - в унынии разводит руками Леонид Борисович.

Практически все руководители научно-исследовательских институтов, с кем довелось беседовать, выражали тревогу по поводу того, что лет через десять Академгородок рискует растерять свои научные кадры. Те, кому сейчас под или за пятьдесят, уйдут на пенсию. Перспективные ученые среднего возраста разъедутся по заграницам. А молодежь просто не сможет заниматься научной деятельностью, потому что разучится мыслить.

Менять ситуацию, считает Анна Романова, необходимо в первую очередь на уровне среднего образовательного звена. Институты Академгородка уже начали кампанию по сбору собственного устаревшего оборудования для оснащения школьных физических и химических кабинетов. Это поможет в какой-то степени решить проблему нехватки наглядных пособий и тренажеров для практических работ. Преподаватели НГУ согласны БЕСПЛАТНО организовать курсы повышения квалификации учителей физики с условием последующего присвоения учителям более высокого разряда и собираются организовать конкурс с призовым фондом для тех учителей, которые подготовят больше всех успешных абитуриентов для НГУ. «Это чрезвычайно важно, - считает Анна Романова. - Микроэлектроника и наноэлектроника, виртуальная реальность, с помощью которой нам еще предстоит понять строение материального мира на уровне элементарных частиц и научиться управлять нелинейными квантовыми процессами, - все это базируется на физических и математических знаниях. Страна, у которой нет своих технологий, своих фундаментальных исследований, неизбежно превращается в сырьевой придаток и свалку некачественного экспорта из других государств».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: