Новосибирск 4.1 °C

Льготы на транспорт: отменить нельзя сохранить

12.04.2002 00:00:00

Где будем ставить запятую?

 То, что наш муниципальный транспорт, не имея ни оплаты пассажиров по труду водителей и кондукторов, ни дотаций по потребностям, чахнет на глазах, сегодня ясно всем горожанам. По нормативам советских времен уже можно списать почти весь автобусный парк и большую часть троллейбусного - или раздать по музеям как антиквариат. На обновление средств нет - как не хватает их и на своевременную выплату транспортникам не такой уж большой зарплаты. Значит, надо искать деньги. Тем более что все с большей ясностью звучит основной аргумент тех, кто сегодня еще обслуживает наши маршруты: «В магазинах бесплатного хлеба нет. А в автобусе горожане едут бесплатно. Почему?»

Нет ответа. Как все чаще нет и средств для оплаты той же электроэнергии для троллейбусов. Что толку от льгот, если все равно приходится топать пешком?

Отчаянная ситуация реанимирует старинные, но отложенные в долгий ящик идеи. Одна из них - «транспортная» надбавка к доходам наиболее на сегодня многочисленной категории бесплатных пассажиров: пенсионеров и ветеранов. Дескать, каждый получает от мэрии некоторую сумму наличкой и с этого момента начинает оплачивать проезд на общих основаниях.

Председатель комиссии по социальной политике городского Совета, депутат Андрей Андрейченко: «В какой-то мере это могло бы стать выходом из положения, но... Проблема сложная, я бы сказал, деликатная, затрагивающая интересы примерно 360 тысяч пассажиров. В таком положении всякая кавалерийская рубка с плеча противопоказана: необходимо тщательное изучение всех аспектов и лишь потом - принятие решения. Поэтому сегодня нас очень интересует мнение читателей «Вечерки» по этому вопросу».

Казалось бы, простая арифметика: делим ежегодную дотацию на число льготных пассажиров и получаем среднюю величину требуемой надбавки: по расчетам депутатов, выходит примерно 50 рублей в месяц каждому пенсионеру и ветерану. Беда в том, что любая средняя величина сродни средней температуре пациентов в больнице - иначе говоря, цифра есть, а практического смысла в ней нет.

К примеру, одному уважаемому ветерану годы и здоровье не дают возможности передвигаться дальше скамейки во дворе. Другой его ровеснице нет проблемы объехать пять-десять магазинов в поисках продуктов подешевле: нормальный, кстати, процесс, такой в ходу и на богатом Западе. Третьему возраст не мешает и на пенсии активно общаться с приятелями - то на Снегирях, то на Затулинке. Отделить один случай от другого на основании паспортных и прочих данных невозможно. Подравнять всех под одну транспортную гребенку с зубцами в полсотни рублей некорректно. Как быть?

Андрей Андрейченко: «Пока вопрос открыт - будем думать. Сегодня опросы показывают, что примерно треть ветеранов не возражала бы против, скажем так, персональной дотации, однако две трети возражают, и резко. Не учесть такой расклад, разумеется, нельзя. Но и не обращать на проблему внимания опять-таки больше нельзя: пока что электроэнергию нашим троллейбусам отключали весной, и не дай нам Бог дожиться до такого отключения как-нибудь в тридцатиградусный мороз. Согреют тогда кого-нибудь льготы?»

Альтернатива муниципалам, как ни крути, одна - коммерческий транспорт. Но он, как известно, к возрасту и заслугам глух, признавая только живой рубль.

Андрей Андрейченко: «В основном - да, но так категорично я бы не сказал. Сейчас пробуем решить - и на нескольких частных маршрутах уже решили - проблему льготного проезда участников и инвалидов Великой Отечественной. Осталось их немного - 12,5 тысяч человек по городу, но перед этими нашими земляками все мы в долгу по сей день».

Решаемая проблема? Пожалуй, да. Дело в том, что среди индивидуальных перевозчиков сегодня наблюдается острейшая конкуренция за работу на маршруте. Распределяет ее конкурсная комиссия под эгидой департамента транспорта мэрии. И в ее власти отдавать предпочтение тому претенденту, кто согласится бесплатно перевозить ветеранов Великой Отечественной.

Кстати, маленький исторический факт. В том самом 1941 году, когда началась Великая Отечественная, доход от эксплуатации только новосибирского левобережного трамвая (всего-то шесть километров путей и девять вагонов!) составил 898,3 тысячи рублей, расходы - 305,3 тысячи. Цифры взяты из городского архива. Иначе говоря, трамвай полностью себя окупал и даже приносил немалую прибыль городу. Правда, тогда за проезд платили все.

P. S. Пока город решает, область действует. Согласно постановлению губернатора N 304 от 17.05.2001 наши ветераны войны и труда, военной службы, органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов смогут добираться на дачные участки электричками ОАО «Экспресс-пригород» всего за половину тарифа...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: