Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Льготы на транспорт: отменить нельзя сохранить

12.04.2002
Где будем ставить запятую?«В магазинах бесплатного хлеба нет. А в автобусе горожане едут бесплатно. Почему?» Нет ответа. Как все чаще нет и средств для оплаты той же электроэнергии для троллейбусов. Что толку от льгот, если все равно приходится топать пешком?Отчаянная ситуация реанимирует старинные, но отложенные в долгий ящик идеи. Одна из них - «транспортная» надбавка к доходам наиболее на сегодня многочисленной категории бесплатных пассажиров: пенсионеров и ветеранов.

Где будем ставить запятую?

 То, что наш муниципальный транспорт, не имея ни оплаты пассажиров по труду водителей и кондукторов, ни дотаций по потребностям, чахнет на глазах, сегодня ясно всем горожанам. По нормативам советских времен уже можно списать почти весь автобусный парк и большую часть троллейбусного - или раздать по музеям как антиквариат. На обновление средств нет - как не хватает их и на своевременную выплату транспортникам не такой уж большой зарплаты. Значит, надо искать деньги. Тем более что все с большей ясностью звучит основной аргумент тех, кто сегодня еще обслуживает наши маршруты: «В магазинах бесплатного хлеба нет. А в автобусе горожане едут бесплатно. Почему?»

Нет ответа. Как все чаще нет и средств для оплаты той же электроэнергии для троллейбусов. Что толку от льгот, если все равно приходится топать пешком?

Отчаянная ситуация реанимирует старинные, но отложенные в долгий ящик идеи. Одна из них - «транспортная» надбавка к доходам наиболее на сегодня многочисленной категории бесплатных пассажиров: пенсионеров и ветеранов. Дескать, каждый получает от мэрии некоторую сумму наличкой и с этого момента начинает оплачивать проезд на общих основаниях.

Председатель комиссии по социальной политике городского Совета, депутат Андрей Андрейченко: «В какой-то мере это могло бы стать выходом из положения, но... Проблема сложная, я бы сказал, деликатная, затрагивающая интересы примерно 360 тысяч пассажиров. В таком положении всякая кавалерийская рубка с плеча противопоказана: необходимо тщательное изучение всех аспектов и лишь потом - принятие решения. Поэтому сегодня нас очень интересует мнение читателей «Вечерки» по этому вопросу».

Казалось бы, простая арифметика: делим ежегодную дотацию на число льготных пассажиров и получаем среднюю величину требуемой надбавки: по расчетам депутатов, выходит примерно 50 рублей в месяц каждому пенсионеру и ветерану. Беда в том, что любая средняя величина сродни средней температуре пациентов в больнице - иначе говоря, цифра есть, а практического смысла в ней нет.

К примеру, одному уважаемому ветерану годы и здоровье не дают возможности передвигаться дальше скамейки во дворе. Другой его ровеснице нет проблемы объехать пять-десять магазинов в поисках продуктов подешевле: нормальный, кстати, процесс, такой в ходу и на богатом Западе. Третьему возраст не мешает и на пенсии активно общаться с приятелями - то на Снегирях, то на Затулинке. Отделить один случай от другого на основании паспортных и прочих данных невозможно. Подравнять всех под одну транспортную гребенку с зубцами в полсотни рублей некорректно. Как быть?

Андрей Андрейченко: «Пока вопрос открыт - будем думать. Сегодня опросы показывают, что примерно треть ветеранов не возражала бы против, скажем так, персональной дотации, однако две трети возражают, и резко. Не учесть такой расклад, разумеется, нельзя. Но и не обращать на проблему внимания опять-таки больше нельзя: пока что электроэнергию нашим троллейбусам отключали весной, и не дай нам Бог дожиться до такого отключения как-нибудь в тридцатиградусный мороз. Согреют тогда кого-нибудь льготы?»

Альтернатива муниципалам, как ни крути, одна - коммерческий транспорт. Но он, как известно, к возрасту и заслугам глух, признавая только живой рубль.

Андрей Андрейченко: «В основном - да, но так категорично я бы не сказал. Сейчас пробуем решить - и на нескольких частных маршрутах уже решили - проблему льготного проезда участников и инвалидов Великой Отечественной. Осталось их немного - 12,5 тысяч человек по городу, но перед этими нашими земляками все мы в долгу по сей день».

Решаемая проблема? Пожалуй, да. Дело в том, что среди индивидуальных перевозчиков сегодня наблюдается острейшая конкуренция за работу на маршруте. Распределяет ее конкурсная комиссия под эгидой департамента транспорта мэрии. И в ее власти отдавать предпочтение тому претенденту, кто согласится бесплатно перевозить ветеранов Великой Отечественной.

Кстати, маленький исторический факт. В том самом 1941 году, когда началась Великая Отечественная, доход от эксплуатации только новосибирского левобережного трамвая (всего-то шесть километров путей и девять вагонов!) составил 898,3 тысячи рублей, расходы - 305,3 тысячи. Цифры взяты из городского архива. Иначе говоря, трамвай полностью себя окупал и даже приносил немалую прибыль городу. Правда, тогда за проезд платили все.

P. S. Пока город решает, область действует. Согласно постановлению губернатора N 304 от 17.05.2001 наши ветераны войны и труда, военной службы, органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов смогут добираться на дачные участки электричками ОАО «Экспресс-пригород» всего за половину тарифа...

Резонанс
Новости
ЧП произошло в школе №13 Новосибирска – локоть ученицы 5-го класса застрял между секциями батареи отопления. Прибывшие спасатели боялись ошпарить девочку кипятком.
Почти на 10% больше преступлений было совершено в Новосибирской области в первые десять месяцев 2018 года. Повысилось и количество тяжких и особо тяжких преступлений. Однако есть и позитивные моменты – так, из 151 убийства пока нераскрытыми остаются два эпизода.
Формулировку «за совершением порочащего проступка» экс-начальник ГИБДД Новосибирской области попросил поменять на «в связи с выслугой лет, дающей право на пенсию». С такой просьбой уволенный Сергей Штельмах обратился в Новосибирский суд.
Максим Галкин назвал размер пенсии своей супруги, Аллы Пугачевой. Пенсия певицы была в несколько раз ниже пенсии коллеги по цеху Валерия Леонтьева.
Потерял зуб воспитанник новосибирского хоккея Владимир Тарасенко в матче НХЛ «Сент-Луис» – «Чикаго». Несмотря на боль, бывший игрок «Сибири» воспринял инцидент с улыбкой. Он подобрал зуб и передал его доктору своей команды.
Наконец-то получили свои квартиры в доме №5/3 по улице Вертковская обманутые дольщики. Дом должны были сдать еще 15 лет назад. За прошедшие годы у многих родились и выросли дети, другие отчаялись получить вожделенные метры и купили квартиры в других домах. Но вот 16 ноября была перерезана красная ленточка на последнем подъезде дома.