Новосибирск 1.5 °C

Баня и много водки - смертельное оружие против сердца

19.04.2002 00:00:00

Виктор Духнов пытается донести правду о сердце. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Кардиохирург клиники Мешалкина Виктор Духнов - фигура, оставившая в моей жизни большой след. Не от скальпеля, а в переносном смысле. Я на его столе не лежал, зато в школе мы сидели за одной партой.

Виктор Валентинович рано определился в жизни, класса с девятого целенаправленно готовил себя к медицинской стезе, особенно налегая на биологию и химию. Замечу, что во времена социализма ранняя специализация была совсем не таким обычным делом, как сейчас.

Школьные воспоминания - это само собой, но в редакцию «ВН» Виктор Валентинович пришел не как друг детства, а в любопытном качестве заведующего отделением кардиохирургии ИБФ, ангиохирургии и трансплантологии НИИ патологии кровообращения.

Разговор сразу же приобрел не столько журналистский, сколько вполне конкретный, функциональный характер - каждому было интересно поговорить про то, что болит, поэтому первым делом его спросили:

- Правда ли, что сорок лет - самый опасный возраст для мужчины в плане всяких неожиданных инфарктов?

- Абсолютно верно. Это почти пословица: сороковые - роковые. Именно к этому возрасту на них наваливается серьезная ответственность, хотя бы за семью. Вообще мужчины страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями сильнее и чаще, чем женщины. Здесь и физиологические причины, и психологические - постоянный стресс из-за непрекращающейся борьбы за жизнь - свою и семьи. Понятно, что и женщины, и мужчины несут ответственность за благополучие семьи, но мужчины переживают эту ситуацию острее. Острее ощущают неуверенность в завтрашнем дне. Женщины вообще более гибкие - могут поплакаться, пообщаться друг с другом, в конце концов накричать на того же мужа. Мужчины все это, конечно, тоже могут, но эмоциональный выхлоп у них слабее - отсюда и проблемы.

- Какой орган чаще всего страдает от стрессов - сердце или мозг? Иными словами, что чаще случается - инсульт или инфаркт?

- В первую очередь страдают сосуды, питающие мозг и сердце. Они начинают спазмироваться, просветы сужаются, возникают проблемы в кровоснабжении разных органов. А в результате сердце, конечно, страдает чаще всего. Во всем мире в структуре летальности, считая все болезни плюс дорожные катастрофы, сердечно-сосудистые патологии занимают 53 процента. Иными словами, более половины всего населения умирает от болезней сердца. Кстати, уже из этих 53-х порядка половины приходится на ишемическую болезнь.

- Если и дед, и отец умерли от сердечных приступов, значит ли это, что в третьей ступени человек обречен на то же самое?

- Не факт. Хотя наследственность относится к одному из факторов риска. Таких факторов насчитывается около двухсот. Кстати, на одном из первых мест стоит курение.

- А алкоголь?

- Смотря в каких дозах. Это вообще классический случай: банька, потом водочка, наутро - инфаркт миокарда.

- То есть баня и водка - смертельное соседство?

- Смотря, сколько водки.

- Что вообще это такое - инфаркт?

- В сосудах, питающих сердце, возникают атеросклеротические бляшки, или возникает острый тромбоз, в сосуде перекрывается просвет, возникает недостаток поступления кислорода к сердечной мышце, развивается некроз - омертвение тканей. Хотя, казалось бы, поражен совсем небольшой участок, увы, но при этом все сердце не в состоянии работать эффективно. Быстро развиваются нарушения ритма, сердечная недостаточность...

- Можно ли предсказать наступление инфаркта?

- Можно предсказать вероятность возникновения инфаркта. Симптомом может являться стенокардия. Человек может испытывать боли за грудиной - сжимающего, кинжального характера, боль может отдаваться в левую руку. Такого рода симптомы могут возникать при физических и эмоциональных нагрузках. И все чаще инфаркт развивается без предвестников, на фоне, как говорится, полного здоровья.

- Здоровое сердце может проявляться в виде болей?

- Нет. Это всегда симптом. Если не считать болей спастического характера на фоне волнения, на холоде.

- Что такое кровяное давление?

- Движение жидкостей по капиллярам описывает обыкновенная физика. У капилляра должен быть определенный диаметр, должна быть определенная скорость кровотока. В результате всяких разных неприятностей, начиная от банальных инфекций и заканчивая нервными перегрузками, нарушается тонус сосудов.

«Практическим» вопросам не было конца - что называется, наболело; но все же и сама структура НИИПК тоже вызывает у публики немалый интерес.

- В стране всего два учреждения, выполняющих весь комплекс хирургических операций при патологиях сердца, - сообщил Виктор Валентинович, - московский институт Бакулева и наш. Мы занимаем второе место в России по объемам хирургического лечения. Зона нашего влияния - от Урала до Дальнего Востока. Операции, повторюсь, самые разнообразные, начиная от врожденных пороков, которые мы исправляем у новорожденных младенцев (при некоторых пороках, если не сделать операцию сразу, ребенок погибнет).

- Сколько стоит операция?

- Во-первых, смотря какая. Во-вторых, не нужно забывать о федеральном финансировании. Существуют так называемые федеральные квоты. То есть Министерство здравоохранения оплачивает некоторые виды дорогостоящего лечения. Кроме того, существуют местные бюджеты, из которых также могут выделяться средства на оплату лечения. Таких пациентов отбираем не мы, существуют определенные социальные органы, которые составляют очереди... Все остальные больные оперируются за свой счет. Окончательная сумма все-таки зависит от сложности заболевания.

- Правда ли, что в последнее время людям пересаживают свиные клапаны?

- Истинная правда. Существует технология с пересадкой механического клапана, но в последнее время мы все чаще используем биологический трансплантат. Используется клапан свиньи (анатомически он почти как человеческий, вообще свиное сердце практически не отличается от человеческого - по тканям, по эластичности), определенным образом обрабатывается, упаковывается в раствор и может храниться довольно долго, скажем, порядка года. Такие клапаны хорошо научились делать в Кемерове. У нас с ними договор, они нам присылают клапаны. На сегодняшний момент мы сделали больше ста таких операций.

- Что вы можете сказать о пересадке сердца от человека к человеку?

- Такая технология освоена с 1968 года. Сейчас ежегодно во всем мире делается порядка четырех с половиной тысяч трансплантаций сердца. Причем в Европе и Америке вышли на пик: скажем, в Америке потребность в такой операции ежегодно испытывают 14-15 тысяч человек, но на такое количество не хватает донорских сердец. Максимальная продолжительность жизни пациента после пересадки на сегодня составляет 24 года. Более шестидесяти процентов больных возвращаются к трудовой деятельности, хотя медикаментозная поддержка все равно требуется. Если же не делать трансплантацию, то примерно семьдесят пять процентов нуждающихся погибают в течение первого года.

- А что в России?

- У нас с восемьдесят шестого года выполнено всего сто двадцать операций. Все - в Москве.

- С чем связано отставание?

- Первая в нашей стране трансплантация сердца была выполнена 4 ноября 1968 года Вишневским. Но первые операции оказались неудачными, и на дальнейшие эксперименты последовал запрет от государственных органов. В то время, когда весь мир активно разрабатывал эту проблему, мы только важно надували щеки, считая, что нам это не нужно.

- В чем заключается технология трансплантации сердца?

- Технология многогранна. Например, одна из главных проблем - как забрать сердце. Нужно забрать живое, бьющееся сердце. Это должен быть донор, у которого умер мозг, а сердце еще бьется. Проводятся определенные клинические тесты. Нужно доказать, что мозг погиб безвозвратно. Но представьте, какой это сложный этический момент... После смерти мозга сердце может функционировать довольно продолжительное время, скажем, дня два, разумеется, его нужно поддерживать питательными веществами. Естественно, там возникают физиологические изменения, но они корректируются медикаментозно. Итак, сердце останавливают, забирают у донора, помещают в специальный раствор... До того момента, когда оно будет запущено в другом организме, должно пройти не больше четырех часов.

- Сколько времени требует операция по «вшиванию» чужого сердца?

- Примерно час.

Речь не могла не зайти и о личности основателя НИИПК Евгения Мешалкина, изобретателя метода проведения операции на сердце методом гипотермии.

- Гипотермия - это охлаждение организма, - пояснил Духнов. - Больного обкладывают льдом, охлаждая организм до 29-28 градусов, даже до 25-ти. На фоне охлаждения останавливается сердце, выполняется операция, после чего сердце запускают. Методика уникальная, но она имеет свои ограничения, и, чтобы двигаться дальше, нужно осваивать новые технологии. Сейчас большинство операций у нас выполняются с использованием искусственного кровообращения. Как во всем мире... Мне посчастливилось лично знать Евгения Николаевича, я несколько раз ему ассистировал... Хирург великолепный, обладавший колоссальным самообладанием, способный принимать неожиданные решения... Настоящий хирург.

Напоследок кто-то спросил:

- Виктор Валентинович, у вас лично какая была самая длинная операция?

- Двенадцать часов.

P. S. В редакции «ВН» существует такое развлечение, как стрельба по мишени из пневматического пистолета. В тир отвели гостя. Недрогнувшей рукой хирурга тот послал пулю в десятку. В этот день никто из журналистов не смог повторить этого достижения.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: