Новосибирск -0.8 °C

«Положительные личности» в торговом бизнесе

19.04.2002 00:00:00

Сейчас настолько сместились моральные аспекты, что считается: не воровать то, что плохо лежит, как-то даже непрестижно

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

 Банальная истина: люди в больших городах в многоквартирных домах не знают соседей. Запросто можно вышибить дверь, и никто не обратит внимания. Граждане совершенно не интересуются друг другом. Оказывается, не совсем верно так думать. Есть и примеры, опровергающие расхожее мнение. Цитирую характеристику, выданную жильцами двадцатилетней своей соседке, назовем ее Анжелой. «Проявила себя как положительная личность, отзывчивая, добрая». Далее замечательная фраза - будто медаль на грудь: «Ни разу не была замечена в нетрезвом состоянии». И концовка как орден: «Целеустремленная». Последний штрих образа «положительной личности» соответствует действительности в полной мере. Соседи, похоже, не подозревали, насколько точны в определении. Неизвестно, правда, знали ли они, что характеризуют девицу для суда. А вообще-то лишь целеустремленностью можно объяснить тот факт, что, проработав меньше трех недель, Анжела сумела прикарманить чуть не восемь тысяч чужих денег.

Случившийся «казус» юная помощница и ее работодательница интерпретируют, разумеется, каждая со своих позиций. Анжела: «Я в то время не работала. Она (владелица небольшого магазинчика. - И. Т.) взяла меня без оформления, обещая платить две тысячи. Я должна была раз в месяц сдавать документы в налоговую инспекцию. Пять раз я работала продавцом, за что получила пятьсот рублей. Она обещала мне платить за ведение бухучета пять тысяч. Но не платила. Я решила забрать себе семь с лишним тысяч». Ее «оппонентка» вещает свое: «Анжела сказала, что имеет основную работу, а у меня просто приработок. Приходила два раза в неделю по вечерам на один-два часа. Раз сходила в налоговую, раз - на хлебозавод деньги за продукцию отнесла».

На девятнадцатый день такой работы хозяйка вручила помощнице больше восьми тысяч с наказом внести небольшую сумму за ветслужбу и семь с половиной тысяч за аренду участка под торговый павильон. Первое Анжела сделала, а со вторым на другой день покаялась, вроде как потеряла ордер из банка об оплате. Но заверила, что получит дубликат. Принесла его через день, а сама почему-то перестала вовсе на работу выходить. Хозяйка позвонила в банк, а ей говорят, что ордера на такую сумму в тот день вообще не было. А когда показала его специалисту из банка, то услышала - поддельная ксерокопия. Сейчас установлено, как действовала воровка. За предыдущий месяц хозяйка сама платила точно такую же сумму, о чем знала целеустремленная Анжела. У работницы банка она выпросила дубликат того ордера, вроде как настоящий потерян. Набрала на компьютере новую дату, подклеила к ордеру. Подпись хозяйки удалила, а сама расписалась. Потом элементарно сняла с фальшивки ксерокопию, а это сделать теперь без хлопот можно чуть не в каждом писчебумажном или книжном магазине. Вот и весь фокус! Когда хозяйка решила самолично с ней выяснить, что же случилось, то помощница ее и на порог не пустила, да еще и припугнула каким-то знакомым ментом. Пришлось частновладелице обращаться к закону. Анжелу суд амнистировал, как раз для женщин в конце прошлого года послабление вышло.

Происшествие, несмотря на свою, скажем так, криминальную малость, тем не менее отражает картину, царящую в такой ныне популярной и заманчивой для молодых отрасли, как торговля. Что творится в мелких магазинчиках, киосках, какие там случаются противостояния, какие кипят страсти... Как каждый участник и соучастник торгового процесса старается в свою пользу... Впрочем, нашим частным предпринимателям, наверное, виднее, кого брать, кому денежки доверять, не требуя иной раз даже и документа. Преследуют свои цели, принимая на работу людей без всякого оформления, чтобы не платить лишние налоги и всякие отчисления в фонды. И, как видим, бывают наказаны. С февраля вступил в действие новый Трудовой кодекс. Уверена, что большинство таких «доверчивых» предпринимателей его и в руках не держали. Привычка принимать или увольнять, выгонять или доверять без всякой оглядки на закон может боком выйти. Мало того, что инспекция труда или прокурор могут прижучить, и придется по суду разгильдяям вроде Анжелы еще и платить. Появилась некая формация ушлых молодых людей, которые только и присматриваются, где что плохо лежит. И как бы объегорить хозяина.

Самый примитивный тип - приемщики стеклотары, весь грех которых состоит лишь в рано проявившейся страсти к выпивке. Выпивох со стажем хозяин «на бутылки» не возьмет - рожа выдаст, а молодые еще выглядят свеженькими.

Удивительно, но еще одна Анжела того же цветущего двадцатилетнего возраста тоже смогла до грехопадения проработать всего три недельки. Как и Анжела первая. Видимо, столь краткий срок честной работы можно считать предельным для начинающих мошенников. Получив от частного предпринимателя семьсот рублей, приемщица проигнорировала стремление граждан сдать стеклотару. Встретились ей знакомые, с коими в течение дня она бутылки опустошала. Смешно. Если бы не было так грустно: молодые, в какой-то степени обученные, они зарабатывают судимости, прямо скажу, по пустяшным делам. Но находятся и более продвинутые «менеджеры», как себя теперь любят называть молодые люди, в лучшем случае едва закончившие среднюю школу.

Трое парней в возрасте чуть за двадцать работали в серьезном торговом доме, занимающемся региональной доставкой продовольственных товаров. Один из них, оператор, договорился с другим, экспедитором склада, провернуть выгодное дельце. Некий заказчик из Новокузнецка просит доставить, допустим, 24 банки кофе «Нескафе» стограммовых, 12 банок по 250 граммов и триста пакетиков. Маленький заказ под рукой оператора превращается в 384 стограммовые банки, 192 - 250-граммовые, а количество пакетиков «подросло» в двенадцать раз. По поддельной фактуре экспедитор отгружает товар. Потом третьему соучастнику - приемосдатчику - предлагается фальшивку поменять на настоящую фактуру. Таким образом, с документами вроде все в порядке. Экспедитор везет товар в Новокузнецк, отгружает коммерсанту, а «излишки» предлагает купить дешевле на четверть. Разумеется, коммерсант не отказывается. Платит наличкой, из коей каждому «менеджеру» достается по двенадцать тысяч. Когда начинаются разборки, новокузнецкий предприниматель, конечно, объясняет элементарно: не знал, что товар краденый. Ничего не оставалось подельникам, как признаться во всем. Денежки неправедные у них изымаются. Сейчас, когда серьезные предприниматели не скупятся на оснащение, когда все расчеты идут на компьютерах, воровство сохранить в тайне все сложнее. Правда, в силе остается новорусское достижение: красть лучше вагонами - меньше риску. Троица была осуждена. Двое получили условную меру, а экспедитор загремел в «зону»: за год до кофейной истории он уже был осужден за кражу с испытательным сроком. Как видим, его не выдержал.

За молодежью поспешают и представители старшего поколения. Оператор жилищного участка, принимая плату за жилье, умело подделывала квитанции. Несмотря на возраст, освоилась с компьютером. Мало того, поняла, что машина - она и есть машина, что в нее заложишь, то она и покажет. В общем, научилась с техникой управляться, стирала из памяти машины то, что не нужно, составляла дебет-кредит в свою пользу. За полтора года присвоила около десяти тысяч. Удивительно, где было ее начальство, и вообще, контролировал ли ее кто-нибудь? Как только обман вскрылся, женщина внесла всю сумму. Суда все-таки избежать не удалось. Но попала под прошлогоднюю подростково-женскую амнистию. И все же нервотрепка и подмоченная репутация - тоже наказание... Хотя кому как. Сейчас настолько сместились моральные акценты, что не воровать там, где плохо лежит, просто как-то даже непрестижно.

Вспомним, раньше были несуны, теперь молодежь, пожалуй, такого слова и не знает. Тогда и стар, и млад несли с рабочего места все, что можно было унести. Хоть шмат мяса за пазухой, хоть сгущенку в грелке, лишь бы спрятать можно было. Тогда несли, потому что не было ничего в продаже, да и по неизбывной привычке раба обкрадывать хозяина. Существовал черный рынок: коробку конфет - на селедку, селедку - на кругляш краковской колбасы, колбасу - на коньяк, коньяк - на лекарства. Ныне есть все, но денежки в дефиците. А привычки рабские остались... И новые, совсем грандиозные кражи появились - тащить помногу... Но это уже иная материя.

Примеры - всего лишь капля в море того беспредела, что творится в торговле, в так называемом малом бизнесе. Далеко не все предприниматели, обманутые, обворованные своими же сотрудниками, партнерами, рэкетирами, обращаются в правоохранительные органы. Предпочитают выкарабкиваться сами, скрывая проделки даже и своих близких, участвующих в одном бизнесе. Желая поправить дела, они сами пускаются во все тяжкие. Или отыгрываются на обывателе, повышая цены и обманывая. Теперь хотя бы прикрыли уличную торговлю с лотков, когда ушлые бабенки шестьсот граммов колбасы выдавали чуть не за килограмм. А мошенники в торговле, спецы по получению товаров без предоплаты! Пожалуй, и западным жуликам далеко до наших. Не зря же много говорили в свое время о российских рвачах, что разбавляли бензин водой. Конца не видно...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: